К 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова
Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума».
А.С. Пушкин
Перебирая недавно свой архив, нашел старую открытку с чудным портретом Нины Чавчавадзе, юной грузинской красавицы, жены и преданного друга Александра Сергеевича Грибоедова – великого русского драматурга, поэта, выдающегося дипломата ХIХ века. Нахлынули воспоминания юности, когда зачитывался его «Горем от ума» и был пленен исполнением роли Чацкого незабвенным Михаилом Царёвым. Захотелось вновь перечитать эту бессмертную комедию, его письма, воспоминания о нем современников.
Бог не обидел его своими дарами, помимо литературного и дипломатического, наделив и музыкальным талантом. Это была необыкновенная личность, знать жизнь которой есть приятная обязанность каждого образованного человека. Недаром А.С. Пушкин считал его «одним из самых умных людей России» и имел все основания сказать о нем: «Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан» («Путешествие в Арзрум»).
Краткому изложению этой интересной и насыщенной событиями жизни и посвящен очерк. При его написании мы использовали работы С.М. Петрова, Вл. Н. Орлова, письма поэта, воспоминания его современников.
***
4 (15 по н. ст.) января 1794 года в Москве, в родовитой дворянской семье, у отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова (1758–1814) и жены его Настасьи Федоровны, урожденной Грибоедовой же (1768–1834), родился сын Александр. (По другим источникам годом рождения Грибоедова является 1795 или 1790-й, мы же даем тот год, который указан самим писателем во второй автобиографии и подтвержден советскими исследователями в 1954 году.) Первоначальное воспитание Грибоедова проходило дома, под руководством гувернеров. В дальнейшем он получил широкое и разностороннее образование. В 1802 или 1803 году он был определен в Московский университетский Благородный пансион, где учился до 1805 года. Затем последовательно окончил словесный, юридический, а после и физико-математический факультет Московского университета со степенью кандидата.
Блестяще образованный, Грибоедов владел многими европейскими и восточными языками. Еще в годы учебы в университете началось его общение с будущими декабристами. При вторжении Наполеона в Россию в 1812 году Грибоедов отказывается от предстоявшей ему ученой карьеры и, будучи полон патриотического чувства, поступает добровольцем в армию и зачисляется корнетом в Московский гусарский полк. Однако принимать непосредственного участия в боевых действиях Грибоедову не довелось.
Первое выступление в печати Грибоедова пришлось на 1814 год, им были подготовлены «Письмо из Брест-Литовска к издателю “Вестника Европы” об офицерском празднестве» и статья «О кавалерийских резервах». Вскоре он появился в печати как драматург с комедией «Молодые супруги» (1815).
В 1816 году Грибоедов выходит в отставку, поселяется в Петербурге и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. К этому же времени относится его знакомство с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, с драматургами Н.И. Хмельницким, А.А. Шаховским, с критиком и драматургом П.А. Катениным. С Катениным его связывал особый интерес к театру, поиск новых драматургических форм.
Талант всегда многогранен, и Грибоедов не был исключением. Охотно занимаясь музыкой и имея склонность к ней, Грибоедов специально изучал теорию композиции. Он прекрасно играл на фортепиано и сочинял. Потомкам остались сочиненные им два прелестных вальса для фортепиано. Он был близок с композиторами А.А. Алябьевым и А.Н. Верстовским, который сочинил музыку для водевиля Грибоедова «Кто брат, кто сестра» (1824), написанного им совместно с П.А. Вяземским. Мелодия грузинской песни, услышанной Грибоедовым на Кавказе, была использована М.И. Глинкой в романсе «Не пой, красавица, при мне».
Ранние литературные опыты Грибоедова – комедии «Молодые супруги», «Своя семья» (1818 г., написана совместно с А. Шаховским и Н. Хмельницким) и другие малозначительны. Зато в комедии «Студент» (1817), написанной совместно с П.А. Катениным, уже виден будущий реалист-сатирик. В этой пьесе, близкой по жанру к сатирическим бытовым комедиям И.А. Крылова, показана чванная, эгоистическая барская среда, ее крепостнические нравы.
***
В петербургские годы жизни складываются связи Грибоедова с декабристами. Он общается с В.К. Кюхельбекером, Н.М. Муравьевым, П.Я. Чаадаевым, П.Г. Каховским и другими членами тайного политического общества. Эти связи не были случайностью. Близкий им по своим взглядам и настроениям, он в эту пору примыкает к декабристскому движению.
Но служба есть служба. В июле 1818 года Грибоедов был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии, в связи с чем он отправился в Тифлис, а затем жил в Тавризе, где находилась резиденция наследника шаха. Поездки Грибоедова описаны им в интересных путевых записках.
В 1822 году он назначается секретарем по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А.П. Ермолове. Здесь Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума», замысел которой возник, по-видимому, еще в 1816 году (так считает исследовательница творчества Грибоедова академик АН СССР М.В. Нечкина). Весной 1823 года он приехал в отпуск в Москву, привез с собой два первых акта комедии и продолжил работать над ней. В июне 1824 года Грибоедов отправился в Петербург, где закончил «Горе от ума». Чтение комедии сопровождалось огромным успехом. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», – писал сам Грибоедов об атмосфере любви, внимания и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов. Но добиться постановки ее на сцене Грибоедову не удалось. Она была поставлена уже после смерти автора, в отрывках – в 1829 году, полностью – в 1831-м.
В Петербурге Грибоедов попал в атмосферу созревшего декабристского заговора. Он вращался в кругу виднейших деятелей Северного общества декабристов и, как полагают некоторые исследователи, стал одним из его членов. Близкими друзьями Грибоедова были К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, А.И. Одоевский. Полностью разделяя ненависть декабристов к самодержавию и крепостному строю, Грибоедов, однако, скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора, задуманного без участия народных масс.
Вопрос оторванности передовой дворянской интеллигенции от народа глубоко волновал Грибоедова, что вылилось в 1826 году в его литературную работу «Загородная поездка».
В сентябре 1825 года, возвращаясь на Кавказ, Грибоедов побывал в Киеве, где у него состоялась встреча с некоторыми членами Южного общества декабристов. Уже на Кавказе Грибоедов был потрясен известием о разгроме в Петербурге восстания 14 декабря. Но он сам попал под подозрение тайной полиции, без внимания которой не остались его встречи с декабристами. В конце января 1826 года в крепости Грозный Грибоедов был арестован специально присланным офицером. Его вывезли в Петербург и привлекли по делу о вооруженном восстании декабристов. Доказать его участие в заговоре царской следственной комиссии не удалось. Во многом этому способствовали друзья-декабристы, которые всячески выгораживали Грибоедова и отрицали его участие в заговоре. Тем самым они спасали гениального поэта, как спасали они и Пушкина. Грибоедову пришлось выдать «очистительный аттестат», однако по приказу Николая I за ним был установлен секретный полицейский надзор.
***
Последние годы жизни Грибоедова прошли в обстановке жесточайшей политической реакции и преследования всего прогрессивного в русской литературе. Поэтому Грибоедову пришлось продолжать свою дипломатическую деятельность, хотя он всей душой рвался к литературной работе. С апреля 1826 года он вел дипломатические сношения с Турцией и Персией. По окончании русско-персидской войны 1826–1828 годов он принял участие в выработке Туркманчайского мирного договора, весьма выгодного для России. С текстом этого договора в марте 1828 года он прибыл в Петербург.
Весну 1828 года Грибоедов провел в
столице, где общался с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, А. Мицкевичем, М.И. Глинкой. Страстно мечтая о литературной деятельности, Грибоедов привез в столицу план и отрывки начатой романтической трагедии «Грузинская ночь» (издана лишь в 1859 году), в которой он в духе декабристских идей обличал феодально-крепостнический строй. К этому времени относится замысел другой неосуществленной трагедии «Родамист и Зенобия» (из жизни древней Армении, издана в 1859 г.), в которой Грибоедов собирался показать неудавшийся заговор вельмож против царя. «Народ не имеет участия в их деле – он будто не существует», – записал Грибоедов в плане.
Эти замыслы свидетельствуют о не ослабевшем интересе писателя к социально-политическим вопросам, к роли народа в истории, в общественной борьбе.
Совершенно замечателен по идейной глубине и содержательности замысел народно-героической драмы об Отечественной войне 1812 года (издана в 1859 г.). В ней Грибоедов хотел запечатлеть «народные черты» Отечественной войны (говоря его словами) и показать ее величайшее значение в жизни русского народа. В основе драмы должна была лежать богатая идея пробуждения патриотического и гражданского самосознания народа в обстановке серьезнейших испытаний, выпавших на его долю. Героем ее был крестьянин, участвовавший в войне с Наполеоном и принужденный после победы вновь стать крепостным. Но он избирает смерть вместо рабства.
Замыслы «Грузинской ночи» и «1812 года» ясно говорят о том, что и после поражения декабристов Грибоедов остался верен своим антикрепостническим убеждениям. Иными словами, он остался с русским народом, с его бедами и чаяниями.
***
В апреле 1828 года Грибоедов был назначен полномочным министром-резидентом (посланником) в Персии. Николай I удалял из России политически ненадежного писателя, человека, смело заступившегося за одного из сосланных декабристов, и одновременно укреплял дипломатическую миссию в Персии опытным и умным работником. Сам Грибоедов смотрел на свое назначение как на «политическую ссылку», из которой он не надеялся вернуться. И предчувствие сбылось!
По пути в Персию Грибоедов снова провел несколько месяцев в Грузии, которую очень любил. В Тифлисе он завязал тесную дружбу с выдающимися грузинскими поэтами Н. Бараташвили, А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, познакомился с крупным азербайджанским историком А. Бакихановым. Общаясь с лучшей частью местной интеллигенции, Грибоедов как представитель передового русского общества оказал плодотворное влияние на развитие национальной культуры народов Закавказья. Стремясь содействовать экономическому и культурному расцвету края, Грибоедов составил проект организации Российской Закавказской кампании по торговле со странами Ближнего и Среднего Востока, который, однако, не встретил поддержки в правительственных кругах.
В Тифлисе поэт нашел свою любовь. Это была дочь его друга, поэта Александра Чавчавадзе красавица Нина. 16 июля 1828 года Грибоедов делает предложение Нине Александровне, а 22 августа состоялась их свадьба. Парадный свадебный обед и бал у Грибоедова были даны 24 августа, а уже 9 сентября Грибоедов с женой, с чинами, со служащими посольства и с конвоем выезжает из Тифлиса в Персию. Оставив жену в Тавризе, 9 декабря он направляется в Тегеран для представления шаху, а в конце декабря прибывает в Тегеран уже с секретарями, врачом, переводчиками и казачьим конвоем.
В качестве посла Грибоедов проводил твердую и решительную политику. «Уважение к России и к ее требованиям – вот мне что нужно», – говорил он. Опасаясь усиления русского влияния в Персии, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, при преступном попустительстве шахского правительства, натравили разъяренную, фанатически настроенную толпу на русскую миссию. 30 января (11 февраля по н. ст.) 1829 года миссия подверглась разгрому. После отчаянной схватки Александр Сергеевич Грибоедов был зверски убит.
Тело Грибоедова было настолько обезображено, что его едва опознали по характерному шраму на левой руке, оставшемуся после дуэли в 1818 году с А.И. Якубовичем. Похороны Грибоедова состоялись в Тифлисе 18 июля 1829 года. Он упокоился в ограде монастырской церкви св. Давида на горе Мтацминда. Памятник на могиле сделан по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского.
В 1857 году рядом с ним была похоронена его горячо любимая жена Нина Чавчавадзе. Это она оставила потомкам изумительную эпитафию на надгробной плите любимого мужа «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
В литературе описана красивая легенда о последней встрече Пушкина и Грибоедова. 11 июня 1829 года А. С. Пушкин, направлявшийся в армию, действовавшую против турок, по дороге из Тифлиса в Карс, на перевале через Безобдальский хребет возле крепости Гергеры встретил арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?» – спросил Пушкин. «Из Тегерана». – «Что везете?» – «Грибоеда». Было ли это на самом деле или нет, неважно. Важно, что эти два великих человека были при жизни и остались в памяти народной как заступники и охранители русской культуры.
***
Конечно, среди всех сочинений Грибоедова особым блеском сияет недосягаемая вершина – комедия «Горе от ума». Историческое место ее в русской литературе точно и глубоко определил в свое время В.Г. Белинский: «… вместе с «Онегиным» Пушкина его «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь».
Сбылось предсказание писателя-декабриста А.А. Бестужева при появлении «Горя от ума»: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных» (выделено мной. – Ю.С.).
В реалистическом изображении быта и нравов, в искусстве типизации Грибоедов является предшественником Гоголя с его «Ревизором». Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, «Доходном месте» А.Н. Островского. Переведенная почти на все иностранные языки комедия Грибоедова входит в золотой фонд мировой драматургии.
Уже современники высоко оценили язык комедии, его близость к живой народной речи. Все персонажи «Горя от ума» говорят на богатом и чистом общенародном русском языке, но каждому из них присвоена индивидуальная речевая манера с присущими ей характерными особенностями, со своей неповторимой интонацией. К.С. Станиславский говорил на репетициях «Горя от ума»: «Прислушайтесь к языку Грибоедова. В каждом его слове заложено огромное богатство. Сумейте только логично и тщательно проследить за тем, что написано Грибоедовым, и перед вами ясно встанет весь образ».
Но и творческая работа Грибоедова над поэтическим словом обогатила русскую речь, сделалась общенародным достоянием. Десятки грибоедовских крылатых словечек и выражений вошли в повседневный речевой обиход широких народных масс, стали сами пословицами и поговорками. Это было предсказано еще Пушкиным, который, прочитав «Горе от ума», заметил: «О стихах я не говорю – половина должны войти в пословицу».
Велико значение «Горя от ума» и в развитии русского театра. Поставленная впервые в Москве в 1831 году комедия способствовала победе реализма на русской драматической сцене. Последующие многочисленные постановки комедии, вплоть до нашего времени, явились творческой школой для многих поколений актеров. Великий русский артист М.С. Щепкин, первый исполнитель роли Фамусова, говорил о Грибоедове и о Гоголе, как о «двух великих комических писателях», которым он «обязан более всех». Вплоть до окончания советской эпохи «Горе от ума» оставалась одной из любимейших пьес советского зрителя. В наши дни она если и ставится, то, как правило, уродуется по воле современных режиссеров с непомерно завышенной самооценкой и испорченным вкусом.
Освободительные идеи комедии оказали сильное влияние на многие поколения передовых людей России. В числе любимых книг комедию называли Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев. Молодой демократ Добролюбов даже хотел походить на Чацкого, а Чернышевский называл ее «одной из самых любимых наших книг».
Великий русский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, переосмысливая образы «Горя от ума» в новой общественно-политической обстановке, обращался к ним, разоблачая реакцию и буржуазно-дворянский либерализм 70–80-х годов ХIХ века (цикл «В среде умеренности и аккуратности»). В.И. Ленин в своей борьбе с меньшевиками и либералами широко пользовался сатирическими образами комедии, охотно и часто цитируя «Горе от ума» наряду с сочинениями Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина; по количеству цитат из русской и мировой литературы «Горе от ума» у Ленина стояло на первом месте.
Такое признание «Горе от ума» получило потому, что Грибоедов как подлинно великий и народный писатель поставил в этой комедии коренные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбой русского народа. Два самых значительных события русской жизни, свидетелем и участником которых был Грибоедов – Отечественная война 1812 года и революционное движение декабристов, – имели решающее значение для его идейного и творческого развития. Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал свое умонастроение в двух строках:
По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово раб…
В годы Отечественной войны Грибоедов, пошедший добровольцем в армию, близко наблюдал тот всенародный патриотический подъем и то, с новой, небывалой силой проявившееся в народе, чувство национального самосознания, которые произвели очень глубокое впечатление на лучших представителей дворянства – будущих декабристов. Воодушевленный пламенными патриотическими и освободительными идеями, он создал произведение, которое звало на борьбу против насилия и рабства, подлости и невежества – за торжество свободы и правды, разума и культуры.
Здесь, в 1812 году, – истоки и корни народности Грибоедова, его любви и уважения к простому русскому человеку, его неотступной и тревожной думы о положении и судьбе народа.
В.Г. Белинский писал, что без «Горя от ума» Гоголь «не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины». Тем самым Белинский с полной ясностью сказал, что Грибоедов наряду с Пушкиным явился основоположником русской реалистической литературы ХIХ века.
Создание «истинно общественной комедии» – главная заслуга Грибоедова перед русской литературой. Однако было бы неверным считать, что творческий мир Грибоедова ограничен и после великой удачи с «Горем от ума» он ничего более создать не может. Нет! Только в силу неблагоприятных обстоятельств ему пришлось остаться в истории автором лишь одного всенародно прославленного произведения. Грибоедов оставил довольно богатое и прекрасное эпистолярное наследие, значительный интерес оставляют его очерковая и критическая проза, написанная чистым народным русским языком.
Идейно-нравственное направление всей жизни и творчества Александра Сергеевича Грибоедова позволяют его отнести к тем людям, которые стояли у самого основания грандиозного события в истории человечества – Великой Октябрьской социалистической революции, перевернувшей мир.
***
Наследие великого народного писателя Грибоедова, и прежде всего его гениальное создание – «Горе от ума», вызывает чувство восхищения и гордости как одно из драгоценных достояний русской национальной культуры. Это еще одно бриллиантовое ожерелье в венок литературной славы России.
Юрий СИДОРОВ, профессор, доктор технических наук
Шишмарёва Т.В. «Горе от ума». А.С. Грибоедов, 1962