Экологи обсуждают: как на юге России строили «Лучший мир»
В то время как экс-министра, развалившего оборонное хозяйство страны, с упорством защищает партия власти, экологов, оберегающих народное достояние, преследуют за то, что они вышли в дозор справедливости.
Олимпиада – событие, безусловно, значимое. Особенно для страны, города, ее принимающих. Но праздник спорта длится всего пару недель. Потом, когда все рекорды установлены и медали розданы, а праздник спорта окончен, гости неизбежно разъезжаются. А что остается?
Нас уверяют, что жителям Сочи останется приведенный в порядок город с хорошо налаженной благодаря олимпийскому строительству инфраструктурой, новыми дорогами, стадионами и прочими спортивными объектами. Этими объектами, впрочем, могут воспользоваться и все остальные россияне. Хотя бы гипотетически. Практически у подавляющего большинства на это, скорее всего, не окажется денег. Ну а у более состоятельного меньшинства – желания. Такие облюбовали себе ласковые берега и горнолыжные курорты в дальних краях, хоть и любят поговорить о патриотизме.
Но, безусловно, есть и те, для кого Сочи – едва ли не главный город России. По крайней мере ничуть не менее важный, нежели Москва и Петербург. Все знают, как дорога летняя столица (возможно, потому и ставшая столицей зимних Олимпийских игр) президенту Путину и премьеру Медведеву.
Буквально на днях Владимир Путин сообщил, что экологическая обстановка в Сочи в результате подготовки к Олимпиаде значительно улучшилась, воздух так вообще стал в три раза чище. Так что получается, сочинцам останется еще и чистый олимпийский воздух…
А вот члены «Экологической вахты по Северному Кавказу» с такими оценками категорически не согласны. В минувшую среду в Москве состоялась пресс-конференция, на которой был представлен аналитический доклад «Сочи-2014: десять лет без права на закон. Как строили «Лучший мир».
Выводы из доклада следуют неутешительные. Ущерб экологии нанесен колоссальный. Особенно горному кластеру, где активное коммерческое строительство началось еще до того, как Сочи избрали столицей Игр.
«Все началось в 2003 году, когда сюда пришел Газпром, потом г-н Потанин со своей «Розой Хутор», потом администрация Краснодарского края с курортом «Горная карусель», потом братья Билаловы. Территорию раздербанили, всё, что можно было застроить вокруг Красной Поляны, застроили. Потанин заявил, что не будет рубок леса, но под сноуборд, под горнолыжные трассы были вырублены десятки гектаров девственного букового леса», – цитирует интернет-портал «Кавказский узел» члена «ЭкоВахты» Дмитрия Шевченко.
По данным авторов доклада, в результате строительства горнолыжных трасс серьезно пострадали популяции медведей и оленей.
Строительство дороги Адлер – Красная Поляна, проложенной по левому берегу реки Мзымты, стало не только одним из самых дорогих проектов Олимпиады. Из-за этого практически разрушена экосистема реки, а ее ландшафт изуродован тоннелями и эстакадами. Кроме того, в национальном парке, где до 2006 года было запрещено любое строительство, вырублено огромное количество редких деревьев, занесенных в Красную книгу.
Неизвестно, как будет воздействовать на местную экологию новый порт, находящийся в устье Мзымты, – он перекрыл вынос гальки в море.
Олимпийский парк, по словам Шевченко, разместили в Имеретинской низменности. Это единственные в России колхидские субтропические болота, где гнездились десятки видов птиц. Сейчас все здесь закатано в бетон. Власти обещали, что часть долины сохранят в первозданном виде, создадут орнитологический парк. Но обещания не выполнены.
Экологи «Вахты» рассказали, что последние два месяца перед Олимпиадой они жили «как на фронте»: к ним, в дома их близких приходили полицейские, интересовались, чем они занимаются, вообще старались контролировать каждый шаг.
Особенно тяжело пришлось Евгению Витишко, который еще в ноябре 2011 года вместе с Суреном Газяряном и несколькими активистами снесли одну секцию забора вокруг так называемой дачи губернатора Ткачёва. Напомним, официально этот комплекс, расположенный на берегу, в Голубой бухте Чёрного моря, носит название «База отдыха ОАО «Агрокомплекс». По сведению Росреестра, частью земли комплекса владеет глава Краснодарского края Александр Ткачёв. Да и сам Ткачёв не отрицает, что имеет отношение к резиденции.
Экологи утверждали, что строительство «резиденции» велось с грубейшими нарушениями. Проникнув за забор, активисты сразу же обнаружили и зафиксировали порубку краснокнижной пицундской сосны. Но дело возбудили не против незаконных порубщиков, а против самих экологов, оценив поврежденную секцию забора почти в 120 тысяч рублей!
В итоге Сергей Газарян скрылся от судебных преследований в Эстонии. А Евгений Витишко бежать из России не захотел – и получил три года заключения. Поначалу условно. Но чем ближе подходила Олимпиада, тем явственнее проявлялись намерения властей упрятать его, что называется, подальше.
«За грубые нарушения режима» (один раз, перепутав дни недели, он пришел отмечаться в полицию на день позже, а в другой – на день позже вернулся из поездки в соседний город) условный срок заменили на реальный.
Еще в декабре судья Туапсинского городского суда Игорь Милинчук посчитал, что Евгений Витишко «представляет опасность для общества», поэтому принял решение отправить осужденного в колонию-поселение.
«Фактически это месть Евгению не только за «ткачёвский» забор, но и за его критику в адрес подготовки к сочинской Олимпиаде. Отбывая условное наказание, он продолжал активно бороться за сохранение памятников природы. В частности, недавно они с местными жителями приостановили незаконную добычу гравия на реке Шахе», – заявил тогда его адвокат Александр Попков.
12 февраля Краснодарский краевой суд оставил решение о замене условного срока на реальный без изменений. Так что в колонию Евгению придется «переселяться», как только он выйдет из изолятора временного содержания, где в настоящее время отбывает административное наказание.
Еще 4 февраля, в день проведения в Краснодаре олимпийской эстафеты, экологи намеревались выйти в одиночные пикеты. Но тут случилось странное: в разных городах края сразу несколько членов «ЭкоВахты» были обвинены в совершенно несвойственном для них поведении.
«По различным нелепым причинам полицейские задержали шесть человек. Меня, например, остановили на въезде в город. Сначала сказали, что я пьян, потом – что у меня неоплаченные штрафы, что я прохожу по ориентировке. После того как меня выпустили, меня преследовал какой-то автомобиль, он всю ночь простоял у моего дома. Затем у офиса неизвестные люди разбили мою машину, порезали шины, а полицейские, вместо того чтоб задерживать преступников, задержали меня, якобы за неповиновение законным требованиям полиции. Неповиновение выразилось в том, что я не подошел к патрульной машине», – рассказал журналистам член совета «ЭкоВахты» Игорь Харченко.
Ну а Евгений Витишко, по версии полицейских, «нецензурно выражался на автобусной остановке», за что и получил свои 15 суток. Увы, двумя неделями дело не ограничилось, впереди еще три года. И никакие амнистии на столь тяжкое преступление, как повреждение забора, не распространились.
Ну а что же будет после Олимпиады в Сочи? Очень многое зависит от позиции местного населения, полагает член-корреспондент РАН, член совета «Вахты» Алексей Яблоков. «Если люди согласятся с тем, что происходит, если будут сидеть сложа руки, «ЭкоВахта» окажется бессильна», – сказал эколог.
Е. ЮРЬЕВА