Как ни зарекался не смотреть Олимпиаду в Сочи, но полностью отгородиться не смог. Да и в самом деле, что я, не патриот своей страны, что ли?
Четыре года упорной работы не прошли даром для многих членов сборной, и итог тому – первое место в общекомандном зачете, безоговорочная победа в домашних Играх.
Безоговорочная?
Да нет же, золотые медали бобслеистов и скелетониста Виктора Третьякова – это действительно трудовые победы. Сколько было разговоров о плачевном состоянии дел в санно-бобслейном спорте, об отсутствии отечественных трасс для тренировок. Ведь многие годы тренировочный процесс наших спортсменов был связан в большей мере с немецкими трассами. А кому охота на своей территории давать возможность успешно тренироваться своим соперникам?! Построенный к Олимпиаде жeлоб и три золотых медали – не это ли причина и следствие?
Ощутимый прорыв в фигурном катании считаю делом всей команды. Успешная программа юной Юлии Липницкой дает надежду на будущие победы в женском одиночном катании, самом бедственном в истории отечественных олимпийских видов. Долгожданная победа у женщин-одиночниц – это исторический момент. И пусть французские журналисты утихнут со своей инициативой по поводу законности победы Аделины Сотниковой. Где были эти мсье двенадцать лет назад, когда в Солт-Лейк-Сити судьи «убивали» Слуцкую?
Золото в мужской биатлонной эстафете – потрясающее окончание в этом виде соревнований. Когда действительно, как в песне, «сведенным ртом... с последним хриплым вздохом» Антон Шипулин вырвал финишный спурт у немца!
А 50 километров в день закрытия Олимпиады? Песня! Чемпионский ответ норвежским лыжницам на их победу в «тридцатке» днем ранее. Не могли наши мужики в такой день не сделать всем нам подарок! Пускай упустили золото в командном спринте, сдав позицию Ванкувера, но теперь вернули медаль на «полтиннике»!
Но...
Поведение Плющенко считаю недостойным как члена сборной, так и просто как человека. Находясь на протяжении всего предолимпийского цикла в центре внимания, овеял свою персону таким ореолом непобедимости и значимости себя любимого в спорте, что казалось, Игры в Сочи были организованы только ради его победного проката как короткой, так и произвольной программ. И что в итоге? Мало того что впервые в истории отечественного фигурного катания оставил команду без представителя в мужском одиночном, так еще «подрезал крылья» молодому Максиму Ковтуну, для которого эта Олимпиада могла стать взлетной площадкой к золотым вершинам мирового ранга. А на последовавшее после всей этой истории заявление Плющенко о том, что он запланирует выступление на следующей Олимпиаде в Южной Корее, так и хочется процитировать мальчика Сережу из одноименного фильма: «Дядя, ты дурак?»
Xоккей на Играх всегда стоял особняком, а на домашней Олимпиаде в особенности. Сколько было разговоров, аналитических программ, пофамильного разбора игроков, хвалебных статей – только тема с Александром Ерёменко длилась чуть ли не год... И что в итоге? Все ждали финала с Канадой с не меньшим нетерпением, чем выступления Плющенко. Дождались? Мне всё уже было предельно ясно после стартового матча со Словенией. Команда, которая поставила себе целью золотые медали, не должна была играть на турнире так блекло. Два года назад, во время заокеанского локаута, на призе Первого канала, болельщики увидели настолько искрометный хоккей в исполнении российской сборной, что все специалисты нарекли ее прообразом олимпийской команды. Но прошло два года и ушла искра в землю, а общего с той командой были лишь фамилии на спинах хоккеистов.
Тяжело давался дружине Билялетдинова каждый из пяти матчей. И даже выиграй мы у американцев в группе и получи лишний день отдыха, всё равно – четвертьфинальный матч (с любым соперником) был бы последним.
«Ясно одно, что с ней предстоит игра не на жизнь, а на смерть. Будет война. Мы к этому готовы». Это дословная цитата Александра Овечкина перед игрой с финнами. За все шестьдесят минут матча я не увидел ни одного действия российского хоккеиста, подтверждающего его же слова. Когда нет огня в глазах, когда зритель не видит, как игрок «горит на льду», рассчитывать на победу очень тяжело. Безвольность в критической ситуации, сваливание игры в индивидуальность, нижайшая реализация большинства: вот основные факторы поражения. Парни, берите пример с девушек. В финальном матче женского турнира канадки тоже «горели» в две шайбы американкам, но за 3 минуты и 26 секунд до конца третьего периода отыграли одну, а за 55 секунд до oкончания основного времени счет сравняли! И в овертайме (в большинстве!) вырвали золотые медали!
Кстати о зрителях. Все знают, как неистово поддерживают свою команду болельщики на домашних европейских и мировых турнирах, и как игроки «домашних» команд своей игрой благодарят преданного зрителя. На хоккейных матчах с участием российской команды можно считать, что никого из болельщиков и не было. Как зрители вели себя на трибунах, так хоккей не смотрят! И сами хоккеисты, в частности, по окончании выставочного турнира на приз Первого канала, неприятно поражались таким пофигистским поведением болельщиков. Где кричалки и речевки? Где оглушительный свист при входе соперника в нашу зону? Где неистовые ободряющие крики-вопли при атаках россиян? Это и есть домашняя поддержка любимой команды? Как же никто из организаторов Олимпиады не додумался включать на стадионе, во время игр хозяйки турнира, записанный заранее шум настоящих болельщиков, как это делают с закадровым смехом создатели бесчисленных ситкомов?!
И еще. Изложенное ниже – это сугубо мое мнение. Пять золотых медалей, добытые в общей сложности корейцем Ан Хён Су (три – в шорт-треке) и американским гражданином Виком Айвеном Уайлдом (две – в сноуборде), – это не доморощенное золото. Я не могу считать его отечественным. Просто эти ребята стали козырными тузами в руках наших менеджеров спорта. Не Легков, не Шипулин, не Федор Климов, не четверка с Зубковым, а кореец и американец. Теперь шорт-трек и сноуборд – национальные виды спорта! Давайте отдадим все склоны оврагов под трассы любителей доски, а из всех хоккейных коробок повыбрасываем ворота (всё равно побед не дождемся в ближайшем будущем) и будем натаскивать бегунов под пристальным руководством шестикратного олимпийского чемпиона Виктора Ана.
Песнь льда и снега завершилась. Подхватим ли мы ее через четыре года в южнокорейском Пхёнчхане, покажет время. И не станет ли Виктор Ан снова Ан Хён Су?
Игорь ХОВАНСКИЙ
г. Красногорск, Московская обл.