В 1904 году в Санкт-Петербурге был открыт первый с России военно-исторический музей. И посвящен он был величайшему полководцу мира, человеку-легенде Александру Васильевичу Суворову. На открытии музея присутствовал Николай II и весь Генштаб. Это произошло тогда, когда уже столько прекрасных полководцев вошли в историю нашей Родины. За что же такая честь этому полководцу? За все! Полководцев много, но полководец-душеводец – только один. Г.Р. Державин, находившийся рядом с ним до последних минут его жизни, написал: «Прокатится, пройдет, промчится, прозвенит и в вечность возвестит, кто был Суворов». Как же это Гаврила Романович промыслил будущее этого человека, прочувствовал нашего русского чудо-богатыря, самобытного русского гения, понять и разгадать которого может только тот, кто разгадает Русь?! «Я горжусь, что в одной земле с Вами родился», – написал ему государственный деятель граф Ф.В. Ростопчин. Генерал Ермолов в письме к Д. Давыдову написал, что люди «покоряясь его величием, предавались ему навсегда». Гордость за Суворова переполняла сердца лучших людей. В русскую армию пришел гений мирового военного искусства, чтоб «прямо на глазах добро перетянуло зло на мировых весах» (Н. Хатунцев).
А.В. Суворов, обладая просвещенным умом, был носителем вечных нравственных ценностей, никогда не подпитывался ложью. Этот водитель полков обладал громадным духовным богатством, ради которого приходит и проходил на землю нашу человек во все века и тысячелетия. «Добродетель» и «справедливость» – эти два слова звучали всю жизнь на его печати в его сердце. «Добро делать – поспешать надо». «Не меньше оружия поражать противника человеколюбием». Это его слова и дела. И всегда взращивал Суворов в своей душе семена мудрости, миролюбия и любви к человеку – семена высшего добра. И сеял их везде, куда бы ни забрасывала его судьба. Сила его влияния на людей была настолько велика и притягательна, что он умел вести солдат своих в бой, с ними побеждать, устанавливать мир и успокаивать сердца, оставаясь всегда верным себе, совести и справедливости. Александр Васильевич прошел по жизни «для успокоения земли», отдавая всего себя проповеди идеалов Святой Руси. Он всю жизнь был духовным пастырем для всех, кто это понимал. Солдаты – народ – понимали его, а полководцу этому ничего больше и не нужно было. Это ведь его лучшие ученики – отличники. И когда Суворов преподносил им очередной урок жизни, солдаты взрослели на глазах, души их распахивались ему навстречу и они сдавали Богу пройденный урок жизни на «отлично». И эти люди под водительством полководца-душеводца поднимались до понимания смысла жизни, которую он доносил до них. Его чудо-богатыри духа способны были добровольно выбирать и кратчайший жизненный путь – самый качественный. Поднимаясь до этих высот, свободно проявляясь, забыв себя, они постигали мгновения осознания великого в себе. И тогда Бог гордился своим творением – ЧЕЛОВЕКОМ. Этим простым русским людям, прошедшим школу жизни под руководством А.В. Суворова, было что передать потомкам своим, «от стыда не пряча грустных глаз».
Оставил свой след Суворов и в Крыму. После Польской войны 1768–1772 годов он просит о переводе в армию фельдмаршала П.А. Румянцева – главнокомандующего в первой русско-турецкой войне 1768–1774 годов. Исконные южнорусские земли, Северное Причерноморье были под властью османских завоевателей, и война России с Турцией была неизбежной.
В начале мая 1773 года Александр Васильевич назначается в корпус П.С. Салтыкова, охранявшего левый берег Дуная от Туртукая до Гирсова. Победы Суворова в Польской «партизанской войне» показали уже всей Европе, что в России появился самобытный военный гений со своей наукой побеждать.
Екатерина II была недовольна действиями Румянцева, который еще в 1771 году должен был перейти Дунай и направиться к стенам Царьграда (Стамбула), а князю Долгорукому надо было уже овладеть Крымом. Но надежды не осуществились из-за нерешительных действий военачальников, у которых и полководческий талант был невелик. Императрица понимала, что здесь нужны решительные и блестящие успехи. С этой задачей мог справиться только А.В. Суворов. Пребывание его на русско-турецком фронте было крайне необходимо. Екатерина II просит его немедленно начать наступательную войну.
России нужна была скорая победа над Турцией, которая заставила бы султана признать независимость Крыма. Для достижения этой цели Суворову предстояло разбить превосходящие силы противника в четырех сражениях. С мая по август 1773 года он сначала завоевывает две крепости на Дунае – Туртукай и Гирсово. 9 мая Суворов нападает на Туртукай «c храбростью и фуриею российских солдат», переправив через Дунай 500 пехотинцев, 150 карабинеров и 60 казаков. На противоположном берегу их ждали 4000 турок. Суворов находился при главной колоне и сам участвовал в атаке... Все 3 лагеря турок были взяты, противник обратился в бегство. В этом бою погибло 1500 турок и 26 русских солдат. Через месяц 16 июня в районе разрушенного Туртукая снова укрепились турки, только теперь их было 16 000 и вел их паша Сари Махмед. 4000 русских солдат со своим полководцем-легендой заняли позиции двумя лагерями. Суворов был при главных силах. Неприятель обратился «в самое беспорядочное бегство». Турок погибло около 1000 человек, наших 6 убито и 87 было ранено.
После этой победы на груди Суворова засиял по монаршей милости орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 2-й степени «за храброе и мужественное дело».
Через 2,5 месяца, 3 сентября, на правом берегу Дуная был разбит Суворовым десятитысячный корпус турок в Гирсове, имеющий важное стратегическое значение. Губительный огонь и штыковая атака... 3000 суворовских солдат принесли нам победу. Турок погибло более 1000 человек, 10 русских героев отдали свои жизни и 607 человек были ранены...
Прошел год. Настало лето 1774 года, когда было получено известие о том, что за селением Козлуджи в долине скрывается турецкий лагерь в 40 000 человек... В течение 8 часов сражались в этой битве 8000 суворовских чудо-воинов, пока противник не был «приведен в рассыпку» .... 3000 воинов погибло у турок, 75 солдат потерял Суворов и 134 были ранены. Эту победу над турками присвоил себе генерал-поручик Каменский, а Румянцев поддержал его. За эту победу новоявленный герой получил орден Георгия Победоносца 2-й степени. Александр Васильевич переживал это про себя. Не один раз Суворова унижали и Потёмкин, и Румянцев. Но он всегда был выше этого, проходя мимо человеческих слабостей. Это были дела Бога, а не его. Екатерина II знала обо всем. Победы, которых уже 4 года ждала она от Румянцева, Потёмкина и Долгорукова, принес России генерал-поручик А.В. Суворов, сила слова и пример которого обладали такой тайной воздействия, что не поверить ему было невозможно. С ним надо было только идти и побеждать. А причина его побед проста. Он был «духом чист от всякой скверны, потому непобедим». И так все его 63 сражения и 63 победы.
Екатерина II, зная боль Суворова после первой турецкой войны, пригласила его к себе и, сняв со своей груди бриллиантовую звезду, вручила ее настоящему герою. Доверие к нему императрицы было большой наградой.
Победа у Козлуджи имела важное последствие. Во всех направлениях наши войска развернули активные действия, перешли Балканский хребет и вошли в южную Болгарию. Сражения на турецком фронте показали в новом блеске военные дарования А.В. Суворова. Визирь, обеспокоенный судьбой Царьграда, срочно отправил в лагерь Румянцева своих послов, и 10 июля 1774 года был подписан мирный Кучук-Кайнарджийский договор. Русско-турецкая шестилетняя война закончилась нашей победой. 23 июля выстрелы с Петербургской крепости возвестили России о заключении мира с Оттоманской империей. А.В. Суворову за его победы императрица пожаловала шпагу, усыпанную бриллиантами.
Одним из главных результатов договора было признание независимости Крымского ханства, то есть объявление татар независимыми от Турции с предоставлением им самоуправления. Россия приняла всех татар под свое покровительство. По этому договору к нам отошли в Крыму Керчь и Еникале, а также Азов, Таганрог и крепость Кинбурн на полуострове Днепровского лимана. По требованию Екатерины II Турция отказалась от власти на побережье Черного моры от Днестра до Кубани. Северное Причерноморье стало российским. Русский флот теперь снова мог свободно ходить по Черному морю. Но необъявленная война с Турцией продолжалась.
Крымские татары передали России право прекращать у них все внутренние волнения и междоусобицы. Прошло 2 года после подписания мирного договора с Турцией, и в июне 1776 года около Алушты появился турецкий десант с новым крымским ханом Девлет-гиреем, который не жаловал Россию. И к октябрю этого года русские расположили в Крыму и на Кубани 3 крупных соединения. Командиром отдельного корпуса в Крыму стал отец жены Суворова генерал-аншеф И.А. Прозоровский. Следствие турецкого визита легко можно было предвидеть. России здесь потребовался человек, который смог бы без большой крови найти дипломатические и мирные пути решения этой проблемы. Таким человеком был только Суворов. И 17 декабря 1776 года он прибыл сюда под начало Прозоровского. Кроме военного гения в Суворове жил еще гений – миротворец, который, любя людей, умел устанавливать мир. Преображение человека через слово было врожденным даром этого полководца. Своей ЧЕЛОВЕКО-ВОЕННО-ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ Суворов и занимался всю жизнь. Он усмирял татар, которые оседло жили в городах и селах полуострова Крым, разбил Девлет-гирея, нейтрализовал его приверженцев. Россия в Бахчисарае посадила брата Девлет-гирея Шагин-гирея, который лояльно относился к нам.
Весной 1778 года Прозоровский был отозван в Петербург. Войска в Крыму и низовьях Дона были поручены А.В. Суворову. Тогда турки решили отправить своим приверженцам в Крыму сильный флот. В сложившейся обстановке Суворов, чтобы не возбудить татар, действовал осторожно и дипломатично именем Шагин-гирея. Он в Крым вводит еще несколько полков, расставляет войска и артиллерию, изолирует подозрительных людей. Зная, что в море вышло уже 160 судов турецкого флота, русский миротворец отправляется в ханский дворец Бахчисарая и после пира едет с Шагин-гиреем обозревать побережье, где уже стояли караулы и где ожидалось появление неприятеля. Они приехали в Ахтиар – святое место России. В 1783 году здесь будет основан город русской славы Севастополь. Шагин-гирею пришлось объяснить любознательным непрошенным гостям, прибывшим в Крым, необходимость присутствия здесь русской армии и флота, после чего, простояв на рейде неделю и не получив от Суворова разрешения выйти на берег, они удалились.
Суворов переселяет из Крыма более 20 000 армянских и греческих христиан, просивших покровительства Екатерины II. Он эвакуировал их в одно лето вместе с имуществом и стадами на Дон. Этот наш РУССКИЙ полководец-воин писал Потёмкину: «А служба моя весь сей год была в числе рядовых, иначе до успеха не достиг бы». Кто еще так смог бы?!
Летом 1779 года русские войска выступили из Крыма.
***
А.В. Суворов прошел по жизни, чтобы люди познали власть добра. Он донес до всех людей сердечную мысль высочайшего качества, открыв нам «безвременную мудрость». Ему хватало воли, чтобы побеждать, любви к людям и справедливости, чтобы жертвовать собой. Бывают великие люди, но народ не помнит их. А есть память народная, когда великие имена не забывают, переходя из рассказа деда сыну, внуку... Так и о Суворове помнит сегодня крестьянин в Мутенской долине, куда пришел полководец после перехода через Альпы. Этот простой швейцарец по собственной инициативе создал музей Суворова и сам пополняет его бесценными реликвиями тех времен. Там есть и моя книга «Свет Суворова на земле». Этот человек – 9-е колено от того прапрадеда, который видел нашего полководца. Какой же свет души своей должен был оставить там тогда наш человек-СВЕТОНОСЕЦ, чтобы люди и сейчас помнили и любили его! На него смотрели как на сверхчеловека. Это еще не разгаданный свет души А.В. Суворова Я вижу того прапрадеда, которого наш водитель полков не просто удивил, восхитил, – он навечно людям оставил память о себе. Там простые люди впервые увидели неизвестную им, небывалую, неповторимую, невиданную ранее армию СВЯТОЙ РУСИ со своим водителем – Богочеловеком. Увидели небожителей, пришедших на землю для примера всем людям, чтобы осветить пути человеческие. Здесь прошла СВЯТАЯ РАТЬ, не побоявшаяся земного испытания. Они встретили людей, умеющих думать о других, любить других как себя, помогать другому как себе. Иначе эти люди из удивительной страны России и поступать не могут. И лучшего примера для воспитания нашей молодежи в мире нет.
Лариса КОМАРОВА, Москва