Есть события, актуальность которых с годами только растет, а в некоторые моменты и просто резко возрастает. Ярким примером таких событий стала робкая, беззубая, непоследовательная и поэтому последняя попытка группы высших государственных чиновников СССР в августе 1991 года спасти страну. В отличие от многих политиков и экспертов, я не стану называть членов ГКЧП предателями или агентами Горбачёва. Я думаю, что они действовали вполне искренне, просто не были они готовы противостоять примененным к ним технологиям, да и были они просто по-человечески слишком мягки и добры для выполнения выпавшей на их долю исторической задачи и не было у них такой, как у их предшественников, внутренней убежденности в правоте своего дела.
Опыт ГКЧП сейчас вдруг стал невероятно актуален и важен, когда страна, изменившаяся внешне пока еще не очень, а внутренне до неузнаваемости, стоит, на мой взгляд, перед самым серьезным (начиная с 1941 года) историческим вызовом. Да и противник, по большому счету, тот же, хотя и изменившийся, перегруппировавшийся, сделавший выводы из поражения в 1945 году.
23 года назад, в августе 1991 года, в Москве случился майдан и «оранжевая революция», а власть захватили люди, даже внешне похожие на мятежников, сидящих сейчас в Киеве. Они исповедовали те же ценности, ту же идеологию, даже внешне были похожи на нынешних киевских замайдановцев, да и методы их, как оказалось буквально через 2 года, оказались теми же – сейчас мы с мучительной болью и чувством собственного бессилия наблюдаем, как сторонники евроинтеграции, поборники общечеловеческих ценностей и прав человека стирают русские города с лица земли «Градами», «Ураганами», фосфорными и кассетными бомбами на глазах не то что равнодушного, а откровенно злорадствующего и смеющегося Запада. Гибнут в первую очередь русские дети, женщины и старики. А в 1993 году мы с ужасом наблюдали, как духовные братья порошенковской хунты под те же аплодисменты Запада расстреливали в центре Москвы из танков наш Верховный Совет и Конституцию. И даже группа поддержки осталась той же – Макаревич, получивший орден защитника «свободной» России, только что преставившаяся Новодворская, которая в 1993 году потрясала в телевизионной студии игрушечным танком и кричала, что «демократия только для демократов». К слову, не знаю, лишат ли Макаревича госнаград, но ордена защитника «свободной» России лишать не надо – по нынешним временам это скорее клеймо.
Я часто слышу от многочисленных нынешних диванных ура-патриотов, что «Крым мы не отдадим, там такая военная группировка, пусть только сунутся!» Что у нас есть ядерное оружие, что Россия мощна и сильна, и «если только будет приказ, мы их всех!..» По странному совпадению, как правило, именно эти сторонники шапкозакидательских настроений активные противники ввода войск или вообще какой-либо серьезной помощи Новороссии под предлогом того, что это «не наша» страна и нам самим на себя денег не хватает.
Напомню, что в 1991 году Донбасс был почти что в сердце самой что ни на есть нашей страны и был оторван от нас по-живому в результате Беловежского сговора и последующих событий, когда страна была отдана на поток и разграбление внешним и внутренним мародерам, тащившим у несчастных погорельцев последние сапоги – кто-то утащил пивной заводик, кто-то нефтегазовый комплекс, а кто-то часть территории. Можно еще добавить, что к 1991 году у нас было ничуть не меньше пресловутых прав и свобод, чем в любой европейской стране и уж точно ничуть не меньше, чем в современной России. Можно было открывать свой бизнес, ездить куда хочешь, слушать и читать что хочешь, одеваться как хочешь, можно было даже очень многое из того, что нельзя в приличном обществе и многое-многое из того, что категорически нельзя сейчас. Просто волки внутренние почувствовали, что представляется невиданный исторический шанс разорвать и съесть целую Державу, а волки внешние были с ними в этом желании абсолютно солидарны.
Сейчас очевидно, что Советский Союз был разрушен без малейших объективных причин для этого, он не проиграл экономическое соревнование, а говорить об управленческой или военной неэффективности на фоне нынешних времен просто смешно. При этом от тех же либералов слышишь упреки – мы полмира содержали, огромные оборонные и космические программы тащили! Вот именно! Противостояли и успешно всему объединенному Западу и США, еще тратили огромные деньги на науку, имели полностью свое производство, да и жили в основной массе намного лучше, чем сейчас, если говорить о чисто материальной стороне, а духовную просто нельзя и сравнивать. Так что экономика СССР была сверхэффективной. Советский Союз был убит на войне, причем на войне подлой, где главным оружием были не танки и пушки, а подлость, жадность, вероломство и предательство. Если проводить исторические аналогии, то, похоже, был взят Рим – его неприступные стены невозможно было преодолеть, но предатели просто открыли ворота и впустили неприятеля.
Да, взять Крым военным путем невозможно, победить Россию в войне невозможно, задавить нынешнюю даже весьма слабую по сравнению с СССР Россию экономическими санкциями невозможно и от СССР нам осталась ядерная кнопка, гарантированно уничтожающая любого врага.
Но ведь и Советский Союз никто не мог победить военной силой. Да что там Советский Союз! Ни одна страна, во главе которой стояли патриоты и народ которой не впал в коллективное безумие, не разрушилась и не сменила строй – маленькие Куба, КНДР, Лаос. О Китае и говорить даже неловко от стыда и зависти, а есть и примеры обратного – Никарагуа и ЮАР, где к власти пришли исторические союзники СССР и теперь совершенно не собираются разрушаться или самоликвидироваться.
Но вернемся к опыту ГКЧП. «Оранжевые» технологии – это совсем простая вещь. На центральных площадях собирается достаточное количество люмпенов, хулиганов, отбросов общества, разного года неудачников, приправленных небольшим количеством зомбированных западной пропагандой идеалистов, которые в подконтрольных Западу СМИ объявляются «народом», а по сути не имеют к народу никакого отношения. А власти страны теми же СМИ подвергаются мощнейшей диффамации, при этом тем или иным способом отключаются силовики – где подкупом, где изменой, а где и точечным физическим устранением. Дальше проще – сброд захватывает часть правительственных зданий, и с огромной радостью западными странами, уважающими из всех норм права только право сильного, объявляется единственным законным правительством страны. Члены ГКЧП, многие ветераны войны не были готовы применить необходимые меры государственного принуждения к «своему народу», как это сделали китайские патриоты на площади Тяньаньмэнь, потому что не понимали, что перед ними не народ, а передовой отряд тех сил, с которыми они воевали десятилетиями. Последствия такой нерешительности были страшны, и мы все их видели.
Я не буду огульно охаивать нынешнее руководство страны, более того, после Крыма отношусь к целому ряду его действий с сочувствием и поддержкой. Но опыт ГКЧП, опыт моментального обрушения на пустом месте сильной, мощной Державы, выдерживавшей с честью и победой самые страшные в истории человечества испытания, этот опыт не дает мне покоя.
И сейчас, наблюдая кровавый и страшный расстрел наших братьев на Донбассе при полном отсутствии сколько-нибудь заметной помощи, я испытываю большое беспокойство за Россию, ведь очевидно, что за Новороссией следующие мы.
Хочется спросить у упомянутых выше ура-патриотов, указывающих мне на группировку в Крыму, ядерное оружие и жесткий приказ – а кто вам сказал, что в решающий момент приказ будет? Кто вам сказал, что на красную кнопку (не дай Бог, конечно) кто-то нажмет? И кто вам так уверенно сказал, что мощная военная группировка – не идущая, увы, по своим возможностям и близко с аналогичными группировками Советского Союза, вот эта группировка вступит в бой, а не просто уйдет, как это было в 1991 году, да и неоднократно позднее?
Вот почему так актуален опыт августовских дней 1991 года – предательство и разрушение страны не должно повториться. Велика Россия, но отступать нам уже и правда некуда – позади только Москва.
г. Электросталь,Московская обл.