Зачем киты целыми стаями без всяких видимых причин выбрасываются на берег, до сих пор не может объяснить наука. Это загадочное явление силятся понять биологи, выдвигая разные версии. Еще более загадочным феноменом выглядит самоубийственное одичание, нравственная деградация общества, исторгнутого за границы своей культуры, бросившегося за пределы еще недавно широкого поля собственной традиционной нравственности и морали. Социальные науки предлагают версии для общего анализа этого явления, пытаясь найти закономерность. Однако множество частных случаев, выпадающих за рамки нормального понимания, наводит на мысль о том, что наше общество несется под откос культурного бытия, руководимое какими-то абсурдными мотивами, возникшими из хаоса по ту сторону разума.
В понедельник, 25 августа, в алтайском селе Балыктуюль двое сотрудников уголовного розыска нагрянули в дом к ранее судимому местному жителю с целью проверить его на причастность к краже из магазина, произошедшей накануне. Приблизившись к ограде, полицейские были обстреляны. Как потом выяснилось, прицельный огонь из незарегистрированной малокалиберной винтовки вел младший брат разыскиваемого мужчины, ученик сельской школы. Юноша произвел три выстрела по офицерам, а затем... застрелился.
Зачем он это сделал, будучи трезвым и внешне вменяемым, до сих пор непонятно. Впрочем, как показывает криминальная статистика, в современной России прогрессирует количество немотивированных убийств и самоубийств. Некоторые беспричинные покушения на жизнь окружающих вызывают в обществе настоящий шок в силу их непредсказуемости и необъяснимости. Так, в феврале 2012 г. в С.-Петербурге в метро молодой хулиган без всякой причины выстрелил из травматического пистолета в голову неизвестной ему семидесятилетней пенсионерки, которая, к счастью, осталась жива, хотя и попала в больницу. А в апреле 2013 г. мужчина расстрелял нескольких прохожих в центре Белгорода. Как это ни странно, но судебно-медицинская комиссия признала этого стрелка психически нормальным.
Впрочем, как утверждают специалисты-психиатры, по причине крайне напряженной социально-психологической атмосферы и нестабильности жизни сегодня в России растет число людей, находящихся в пограничном состоянии. Разумеется, их нельзя признать в прямом смысле больными. Однако никто не знает, когда у «пограничников» может случиться кризисный срыв, в результате чего обычно и происходят немотивированные действия вплоть до покушений на окружающих или самоубийства.
Так же, как и социально-психологические отклонения, опасны для общества и пагубные отклонения от культурных установок, отрыв или искажение морально-нравственных норм, традиционно служивших основой духовности. В современной России мутации подвергся такой фундаментальный культурный «код», как отношение к детям и вообще будущим поколениям.
По печальному совпадению, в тот самый день, 25 августа, когда в Алтайском крае молодой человек так нелепо оборвал свою жизнь, другая молодая особа в Подмосковье так же бездумно распорядилась судьбой собственного новорожденного ребенка. 15-летняя жительница одного из домов на Московском бульваре в Балашихе, учащаяся девятого класса местной школы, бросила своего младенца в подъезде. Жильцы дома обнаружили малышку на почтовых ящиках. Прибывшая на место происшествия полиция установила личность матери. Однако признать за ней материнское достоинство, похоже, можно лишь весьма условно.
К сожалению, сегодня в России подобные случаи стали почти обыденными. Еще хуже, что доминирующим в обществе отношением к безответсвенным «кукушкам», бросающим своих детей на произвол судьбы, становится прохладное равнодушие: это, мол, их личное дело. Впрочем, порой происходят вопиющие преступления, которые не могут оставить общество равнодушным. В марте 2011 г. в С.-Петербурге мужчина выбросил в мусоропровод двухлетнего ребенка, внука своей сожительницы, потому что ребенок якобы мешал ему... смотреть телевизор. К счастью, малыш чудом остался жив. Правда, это не спасло мужчину от уголовного преследования. А вот воспитательница по фамилии Скользкая, трудившаяся до января 2012 г. в детском доме №1 в С.-Петербурге, где живут малолетние дети с ограниченными возможностями, отделалась лишь переводом на хозяйственную должность за то, что буквально измывалась над своими малолетними воспитанниками, избивая их столовыми ложками по голове, систематически поучая их пинками и оплеухами.
К слову, вообще характерной приметой нашего времени стало жестокое отношение к детям. По данным аппарата Уполномоченного по правам ребенка в С.-Петербурге, только в прошлом году в Северной столице более двух тысяч детей стали жертвами преступлений насильственного характера. При этом более всего потрясает тот факт, что в четырех случаев из пяти насилие над детьми совершается их взрослыми родственниками.
Вместе с тем сегодня в России на ухудшающийся социально-психологоческий фон и перекодировку морально-нравственных устоев наслаивается еще одна проблема. Несмотря на потуги официоза представить успехи в области широкого просвещения граждан, нельзя не замечать, как деградирует бытовая, повседневная культура нашего общества. Особенно это заметно проявляется в общении людей в конфликтных ситуациях, которые встречаются сегодня сплошь и рядом по причине особой взвинченности людей.
В июне этого года в Кимрском районе Тверской области один мужчина проломил старосте деревни голову палкой за то, что тот попросил его не мусорить на общественной территории. А в июле в С.-Петербурге на углу улиц Будапештской и Бела Куна внедорожник Тойота резко затормозил перед легковушкой Ауди. Водитель Ауди нервно посигналил. Из Тойоты вылез дюжий водитель, достал походный топор и с матерными воплями начал корежить машину оппонента. Эту дикую сцену с ужасом наблюдали двое детей, находившиеся в Ауди… Подобные случаи сегодня в России, увы, отнюдь не единичные.
Как это ни горько, но следует признать откровенно, что мы живем в нездоровом, стремительно дичающем обществе, уходящем штопором в какую-то гигантскую воронку бескультурья. Причем, не просто отсутсвие культуры, а настоящая антикультура, идейная дикость – вот наш бич!
Мы живем в брутальном обществе, где модно и престижно быть крутым, а интеллигентность зачастую воспринимается как порочная слабость, где большая часть населения не только говорит, но, похоже, и думает матом, где места на парковке делятся при помощи бейсбольных бит, потому и бейсбольные биты в наших спорттоварах раскупаются как пирожки, несмотря на то, что в бейсбол у нас почти никто не играет.
Мы живем в неряшливом обществе, где окурки швыряют на газоны даже возле урн, где многие игнорируют душ перед посещением общего бассейна даже в престижных водных парках, где жарят шашлыки в городе даже на балконах, а на замечания соседей просто включают погромче музыку с особо популярным блатным шансоном. Конечно, так ведут себя не все. Но речь идет об ОБЩЕЙ МАССЕ населения, о доминирующем типе поведения.
Мы живем в обществе правового отрицания, где закон – не закон. Даже правила дорожного движения будто писаны только для столбов, на которых висят немые знаки, да для иных сотрудников ГИБДД, которые используют эти правила как повод для поживы.
Мы живем в обществе, признаем честно, уже давно невежественном и необразованном, где в цене диплом о высшем образовании при отсутствии самого высшего образования, где всё «типа» и «как бы», где поверхностные знания стали нормой, а навык вольготно устроиться на теплое местечко с таким куцым полузнайством считается умением жить.
Мы живем... А, может, и нет. Просто существуем, по привычке сетуя на то, что социальная среда современности пагубно определяет наше общественное сознание, забывая при этом, что сознание общества, очнись оно от обморока деградации, в свою очередь может кардинально изменить наше неказистое ныне бытие.
Денис МИРОНОВ–ТВЕРСКОЙ
С.-Петербург
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ