...Целинное, Трошкино, Соленоозерное, Новокурск, Кирба, Копьево, второй по величине город Хакасии Черногорск. Все эти и многие другие населенные пункты стали в минувшее воскресенье настоящими горячими точками. Огонь добрался и до Абакана – из республиканской столицы также пришли сообщения о возгорании построек.
В наиболее пострадавшем селе Шира выгорело 420 домов. Целые улицы лежат в руинах. Здесь и больше всего пострадавших. Шестеро человек погибли, в том числе двое отдыхающих. (Недалеко от села располагается бальнеогрязевой курорт «Озеро Шира».) Сейчас медики направили сюда дополнительные бригады скорой помощи из Абакана и Черногорска, которые организуют эвакуацию пострадавших.
Обугленные стены, торчащие печные трубы – вот и все что осталось. Картины напоминают последствия широкомасштабных военных действий.
Однако причину катастрофы называют рутинную по нынешним временам – несанкционированный пал прошлогодней сухой травы. Мол, снег растаял, земля подсохла, так что в выходные люди начали поджигать траву на запущенных участках, расчищая землю для сельхозработ. Но поднявшийся шквальный ветер до 30 метров в секунду моментально разнес огонь – загорелась и степь, и жилые постройки.
А вот другая информация. «Нам объяснили, что коммунальные службы жгли сухую траву на холмах вокруг поселка. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на жилые дома», – говорит журналистам жительница Ширы Наталья Маракова. Если к «несанкционированным палам» и впрямь причастны коммунальщики, то ситуация выглядит еще более вопиющей.
Подобные ЧП – и порой, с очень тяжелыми последствиями – повторяются практически ежегодно. Не помогают ни предупреждения, ни штрафы и уголовные дела, ни наглядные примеры того, чем такие палы могут закончиться. Слишком много заброшенной земли в нынешней России, а средств приводить ее в порядок нет. Где-то из-за бедности, где-то из-за бесхозяйственности и халатности.
«Тушили, что называется, всем миром. Женщины, старики, дети» – это уже свидетельства с загоревшейся улицы Ачинская в Черногорске.
Вскоре в горящие хакасские села и города подоспела масштабная помощь. В ликвидации огня принимали участие более тысячи спасателей, 200 единиц техники, в том числе три пожарных поезда и 7 вертолетов МЧС. Но значительных жертв и разрушений уже было не предотвратить.
Чиновники утверждают, что еще 3 апреля оперативный штаб дал поручение министерству промышленности и природных ресурсов Хакасии запретить неконтролируемые выжигания сухой травы, принять меры по предотвращению перехода огня на земли лесного фонда и ввести особый противопожарный режим. Но ничего этого сделано не было... Но руководители всё твердят: вопрос поднимался еще несколько недель назад и «глава республики дал массу поручений по этому поводу». Только «массой поручений» пожары не зальешь.
Теперь глава Хакасии Виктор Зимин на встрече с главным государственным инспектором России по пожарному надзору Борисом Борзовым пеняет на «аномальную ситуацию»: мол, в течение часа загорелась вся республика. Про подобные природные аномалии высокопоставленные руководители твердят постоянно – после каждого серьезного происшествия. Но огромные пространства не обихоженной земли, отсутствие опашки населенных пунктов, действенной лесной противопожарной службы, аномалиями почему-то не считаются.
Тем временем из-за угрозы лесных пожаров в Амурской области введен режим ЧС. На прошлой неделе здесь было зарегистрировано свыше 60 лесных пожаров на площади около 12 тыс. га.
В Прибайкалье уже зарегистрирован первый лесной пожар, который действует в Ольхонском районе на площади 3 га. Пожар в иркутском поселке Утай произошел из-за неконтролируемого пала сухой травы, сообщают в МЧС области.
На юго-востоке Москвы появился запах торфяной гари. В воскресенье в нескольких районах Московской области были зарегистрированы возгорания лесной подстилки.
Между тем, по данным Минприроды, лишь 24 российских региона из 85 в полном объеме подготовились к пожароопасному сезону. При этом совсем не готовыми признаны Челябинская, Курганская, Свердловская, Тюменская и Архангельская области, а также ЯНАО, Ненецкий автономный округ, Забайкалье и Карелия. Еще 45 субъектов признаны «условно готовыми». Чем грозит такая «условная готовность», демонстрирует трагедия в Хакасии.
Е. ЮРЬЕВА
Е. ЮРЬЕВА