
Гениальный Пушкин уже тогда предвидел всесильное и часто разрушительное действие печатного слова – «типографического снаряда», как он выразился. Ныне принято ссылаться на всевластие нового сверхмощного средства – интернета. Но это не совсем так: из нынешней Сети напрочь исключен механизм приоритетной трансляции, как выражаются профессионалы, который является принципом работы любой, даже самой бедной библиотеки. Что наиболее важного можно прочесть по той или иной теме или проблеме? Какому источнику надо доверять? – в веб-помойке сразу не поймешь. Правда, сами библиотеки нищают и не могут достойно пополняться, но все-таки книга по-прежнему остается сильнейшим снарядом в воюющей и мало читающей стране, что еще раз доказал очередной жидкий залп властей Украины. По наводке минкульта украинская таможенная служба опубликовала список российских книг, запрещенных к ввозу на территорию страны за пропаганду «человеконенавистничества, фашизма, ксенофобии и сепаратизма». Перечень, составленный министром Кириленко в вышиванке и Службой безопасности Украины (СБУ), содержит 38 изданий самых разных жанров: от научной фантастики и политической публицистики до исторических трудов и сборников журналистских статей. Если таможня обнаружит их в багаже, это может обернуться уголовным преследованием, предупреждают украинские юристы. Международная организация «Репортеры без границ» уже осудила это решение как посягательство на принцип свободы слова. Но что свидомым украинцам какие-то европейские принципы?
Можно, конечно, поиронизировать, что вице-премьер-министр, он же министр культуры Украины Вячеслав Кириленко, наверное, так надышался дымом пожаров, которые он был брошен тушить (то леса под Чернобылем начинают гореть, то нефтебазы под Киевом), что не понимает, чем заняты его подчиненные. Но на самом деле это четко обозначенная государственная политика. И в данный момент уже не так важно, будут ли вскоре изымать и жечь запрещенные книги этих и других авторов ночью или днем на центральной площади украинской столицы, как восемьдесят лет назад это делали в уже нацистской Германии. Главное – что задана тенденция. Любому образованному человеку понятно, что в век информационных технологий это полная глупость – можно в гаджете или на флешке провезти полную запрещенную библиотеку, да и в интернете что хочешь найти, но тут важен СИМВОЛ мракобесия. Авторы тоже выбраны достаточно произвольно: перечень поражает пестротой: в нем есть фантастические романы (Федор Березин «Украинский фронт. Красные звезды над Майданом»), прокремлевская публицистика (Александр Дугин «Украина. Моя война. Геополитический дневник»; Сергей Глазьев «Украинская катастрофа. От американской агрессии к мировой войне?») и псевдоисторические сочинения (Николай Стариков «Украина. Хаос и революция – оружие доллара»). Кроме того, запрещена историческая монография Андрея Козлова «Вся правда об Украинской повстанческой армии», сборник статей лояльной журналистки «Русского репортера» Марины Ахметовой «Уроки украинского. От Майдана до Востока» и отчет российской правозащитной организации «Группа информации по преступлениям против личности» о нарушениях прав человека на территории Украины. Так, набрали с бора по сосенке…
Зато появился и список «друзей Украины» с режимом полного благоприятствования. Из письменников в нем Михаил Жванецкий. Он как-то растерялся, заерзал: «Я все время как-то так занимаюсь своим делом, а меня так или иначе втягивают в политику», – занервничал Жванецкий. Смешно читать: ведь дело Жванецкого, как говорят, – сатира? Но можно ли представить вне политики русских сатириков от Дениса Фонвизина и Салтыкова-Щедрина до Сергея Михалкова и Михаила Задорнова? Но ведь Жванецкий занимается не русской сатирой, а «дежурит по стране» с подколками и шуточками «для понимающих», вот и заволновался: «Дайте я привыкну. Я, по крайней мере, должен понять, что это значит. Какие будут последствия», – заключил Жванецкий, имея в виду, конечно, материальные последствия, а не моральные. Ведь узнав, кто вместе с ним попал в перечень друзей Украины (Макаревич, Земфира, Гребенщиков, Михаил Ефремов и проч.), сатирик отметил, что «люди там хорошие». Тем более что так называемый сатирик живет и работает и в Одессе, и в Москве, во время публикации списка как раз находился на Украине.
В списке запрещенной литературы есть известные авторы «Советской России» – Валентин Катасонов с книгой «Экономика смуты, или Деньги на крови», Глеб Бобров из Луганска с книгой-пророчеством «Эпоха мертворожденных», есть в нем книги арестованного в Крыму Юрия Мухина, за который он боролся, и книги издательства «Алгоритм»: Александр Север «Бандера и бандеровщина», Лев Вершинин «Евромайдан. Кто уничтожил Украину?». Новая книга издательства – «Олесь Бузина. Расстрелянная правда» войти в него не успела, потому что я написал и составил ее к 9 Мая, а недавно она появилась на прилавках. В ней концентрированно представлено и по кровавым следам собрано наследие Бузины – исторические рассуждения, памфлеты, анекдоты и афоризмы, злободневные высказывания, острые интервью. Когда читаешь все это вместе, то понимаешь, за что его убили…
Кстати, на Украине книги Олеся Бузины, по сути, изъяты из продажи, но их можно заказать на сайте сообщества Бузины и на других сайтах. На днях издательство «Арий» выпустило книгу, которую Олесь готовил к изданию еще при жизни. «Моя философия» – увлекательный сборник эссе писателя, его жизненная позиция, ироничный, философский взгляд на главные вопросы бытия. Речь идет о цивилизации и варварстве, об истинном патриотизме и правосудии, о взаимоотношениях мужчины и женщины. Стоит книга 90 гривен, или 4 доллара, но рассылка производится только в пределах Украины. Издательство «Арий» было основано недавно, в конце 2013 года в Киеве. На сайте сказано с гордостью, что на данный момент издательство выпустило более 110 наименований книжной продукции, из которой 80% издано на украинском языке. Но добавлено: «Среднегодовой тираж издаваемой литературы превышает 1 миллион экземпляров, из которых на украинском языке 52%». То есть расшифровывается это так: по наименованиям, для официоза – в основном украинские книги, а выживают издатели за счет единичных русских (средний их тираж – 10 000 экз., а украинских – 500 экз.). Это и есть реальное отражение предпочтений читающей публики на Украине, где националисты, кроме Бандеры, вообще ничего не читают.
На днях истекает срок содержания под стражей предполагаемых убийц Бузины. И вот 8 августа в Киеве возле изолятора временного содержания состоялись митинг и концерт в поддержку арестованных по подозрению в убийстве – Д. Полищука и А. Медведько. Жаль, что российское телевидение не научилось делать острых репортажей вот с таких мест событий, вместо того чтобы дуть в одну дуду по всем программам. Что там было важным и убедительным: во-первых, собрались те, кто показал свой звериный оскал даже при миролюбивой внешности: один упитанный киевлянин в темных очках спокойно сказал: «Правильно убили – Бузина был преступником! Если бы его власти вовремя посадили или депортировали, то и хлопцы были бы сегодня на свободе». Во-вторых, даже друзья арестованных, например, Олег Бондарь, утверждали, что это дело рук власти, СБУ: «Судите сами – нагло, днем, почти в центре города – несколько выстрелов в упор! Следственные действия проводятся без адвокатов, подсовывают книги Бузины: почитайте внимательно, может, найдете в них мотив ненависти и убийства?» А девушка взволнованно добавляет: «После следователей приходили милиционеры и говорили ребятам, что до суда они не доживут!» Вот как боятся книг-снарядов, а нам внушают, что книги сегодня никому не нужны… На сайте Олеся Бузины по просьбе почитателей выложен перевод на русский интервью Валентины Павловны – 76-летней мамы Олеся, которая в совершенстве знает мову и украинскую литературу. Вот что сказала, в частности, убитая горем женщина: «Он был настоящим патриотом Украины. Я знала его, как никто! – и твердо это повторяю… Я все время у Бога прошу, дай мне сил, Господи, чтобы я могла хоть где-то, хоть кому-то правду донести, чтоб вы знали про него, потому что я не знаю, я не уверена, что кто из вас, хоть вы тут стоите, журналисты, я не уверена, что вы все его читали. А между прочим, восемь книг! Человек написал восемь книг! И эти книги не просто написаны, а там все же архивами подтверждено. Вы же наверняка знаете, сколько «экспертов» его творчеством занимались, в суд подавали. Но не тут-то было! Потому что нигде ничего не было установлено, что он надумал, что он неправдиво написал, этого не было установлено. Даже та скандальная, все вы говорите, не вы конкретно, а многие люди, книжка «Вурдалак Тарас Шевченко» – так она же вся из дневников Тараса Григорьевича».
Теперь уже не восемь книг, а десять, Валентина Павловна! Все они – снаряды, выпущенные по тем, кто захватил Украину и насилует ее, толкает в пропасть. Век их будет недолог, но разор – экономический и духовный – страшный!
Александр БОБРОВ
Александр БОБРОВ