За последние два с половиной десятилетия объемы производства в России всех видов товаров текстильной и легкой промышленности (нити, ткани, одежда, обувь, трикотажные изделия, тканые и нетканые материалы и др.) сократились в разы. За это время отрасль развалилась буквально на глазах, точнее, ее развалили всевозможными рыночными «реформами» и неолиберальными «преобразованиями». В российском легпроме до сих пор продолжается тяжелейший кризис. Это не секрет, об этом неоднократно заявлялось и на местном, и на федеральном уровнях, но, как это ни странно, никаких значительных позитивных подвижек у российских прядильщиков, ткачей, швейников и обувщиков так до сих пор и не наметилось, никаких существенных улучшений в их деятельности так до сих пор и не произошло.
За годы дикого постсоветского капитализма в новейшей России было «успешно» ликвидировано несколько тысяч текстильных, швейных, обувных и других отраслевых предприятий, ранее эффективно и продуктивно работавших на благо своей страны и своего народа. Легкая промышленность, как мощная и рационально структурированная производственно-экономическая система, успешно и результативно занимавшаяся крупным материальным производством, создававшая для граждан необходимые объемы качественных отечественных товаров народного потребления, вносившая более чем серьезный вклад в формирование валового продукта страны, обеспечивавшая общество стабильными рабочими местами, гарантировавшая внушительную социальную поддержку своим работникам и их семьям, на сегодняшний день попросту перестала существовать. Текстильная и легкая промышленность окончательно рассыпалась на целый ряд псевдосамостоятельных, ничего серьезного и вразумительного из себя не представляющих и маловлиятельных либерально-рыночных элементов. Конечно, за редким исключением.
Предпринимаемые и не предпринимаемые правительственные меры никаких серьезных позитивных изменений не приносили и до сих пор не приносят. Хотя, следует отметить, что прорывные и развивательные декларации в верхних эшелонах власти иногда озвучивались. Даже незначительные финансовые средства на эти цели выделялись. Но они всегда оставались той малой каплей в пучине огромного производственно-рыночного океана, которая не спасала и не помогала. Помощь эта была той каплей, которая никакого влияния на процессы развития отрасли в конечном итоге не оказывала, но всегда где-то бесследно растворялась. Разве что коммерческие банки могли бы быть благодарными за предоставляемые текстильщикам субсидии. Ведь именно банковский финансово-кредитный бизнес осваивал и перераспределял эти средства, зарабатывал на них. Правительство, по сути дела, в значительно большей степени помогало частным банкирам продвигать на рынок их коммерческие кредитные услуги, нежели помогало закабаленным многострадальцам реального сектора экономики. Все эти правительственные меры по так называемой поддержке производителей оказались бездейственными, и это давно следует признать самим инициаторам и разработчикам таких программ. Сколько драгоценного времени было потрачено впустую!
Следует напомнить, что еще начиная с 2008 года в самых верхних эшелонах российской власти периодически провозглашалась необходимость срочного возрождения российской текстильной и легкой промышленности. На сей счет были даже неоднократные личные инициативы президента и премьер-министра страны. Все они, к сожалению, в итоге заканчивались ничем.
Факт остается фактом: российский легпром по-прежнему продолжает технологически, технически и экономически деградировать. А в это же время отечественный потребительский рынок все активнее заполняется импортными товарами. И все это безобразие происходит даже при том, что уже полтора года звучат ежедневные новостные телезаверения об «успехах» в сфере импортозамещения.
Увы, но в легкой промышленности до сих пор нет ни прорывных начинаний, ни планового стратегического развития, ни адекватной государственной поддержки, ни давно ожидаемого реального импортозамещения.
***
Ко всему прочему начиная с 2012 года российский легпром живет, работает и борется за свое существование на абсолютно неприемлемых для себя условиях Всемирной торговой организации. Давно следует откровенно признать, что вхождение в ВТО – эту внешнеторговую наднациональную структуру – российским текстильщикам, швейникам, кожевенникам и обувщикам ничего полезного не принесло и, разумеется, ничего полезного в дальнейшем не принесет. Россия в этой совершенно невыгодной для себя транснациональной игре, попросту говоря, стабильно отступает, поэтапно сдает свои позиции и рынки, рушит и без того слабый и слишком уязвимый от внешних приказов и причуд реальный сектор собственной экономики.
В качестве наглядного примера следует привести ситуацию, сложившуюся в текстильной и легкой промышленности в текущем году. Так, по итогам первого квартала, падение объемов промышленного производства было отмечено практически во всех подотраслях российского легпрома. В частности, в текстильной и кожевенной – приблизительно на 6%, в обувной и швейной – на 19% и 32% соответственно.
Никаких переломных позитивных изменений не произошло и во втором квартале. За первое полугодие резко сократились объемы производства практически всех предприятий отрасли. Особенно значительно сократилось за этот период производство трикотажных изделий – на 33,1%, а производство обуви снизилось на 19,3%.
Объемы производства товаров отечественной легкой промышленности продолжают падать, и радикальных положительных изменений во второй половине года уже не произойдет. Все больше и больше усиливается зависимость российского потребительского рынка от зарубежных товаров. Согласно предварительной отчетной информации Федеральной таможенной службы, в июне 2015 года импорт текстильных изделий и обуви в Российскую Федерацию из стран дальнего зарубежья вырос на 27,5 % и достиг 696 миллионов долларов.
К тому же на российский легпром надвигается очередная волна дополнительных трудностей и более чем серьезных испытаний. Дело в том, что начиная с 1 сентября 2015 года, в соответствии с ранее взятыми на себя обязательствами перед ВТО, Россия должна снизить свои импортные пошлины на 3808 товарных позиций единого таможенного тарифа. Такое решение приняла в свое время профильная подкомиссия Министерства экономического развития РФ под председательством министра А.В. Улюкаева. В данном конкретном случае рыночной либерализации были подвержены таможенные тарифы на продукцию агропрома, машиностроения, металлургии и других значимых для экономики производственных отраслей. В новом тарифном списке находится также более 300 товарных позиций по легкой промышленности.
Удивительно, но правительственные чиновники утверждают, что такие таможенные меры приняты ради стимулирования экономического роста, поддержки отдельных отраслей экономики и снижения стоимости продукции на внутреннем рынке.
Совершенно очевидно, что никакого стимула к развитию отечественной легкой промышленности эти рыночно-либеральные меры не дадут. Такая констатация пусть останется для наивных соглашателей. Наоборот, эти меры дополнительно ударят по отечественному производителю, на долгие годы оставленному без плановых программ развития, без современных технологий и оборудования, без инвестиций и доступных кредитов, без внутренних и внешних рынков сбыта. Новые таможенные тарифы еще шире распахнут ворота нескончаемому потоку зарубежного сырья и готовых товаров на российский рынок. Для того чтобы это понять, следует внимательно взглянуть на перечень позиций, подвергшихся таможенному облегчению.
Новые ставки ввозных пошлин будут введены на некоторые виды волокон, нитей и тканей. Они будут снижены в среднем на 5–10% . По этим позициям, что называется, еще можно было бы вести уточнительную дискуссию. Хотя по многим российским производителям волокон и нитей это ударит довольно сильно – на внутренний рынок пойдет еще более дешевый зарубежный товар. Отечественному производителю текстильного сырья, работающему на кабальных кредитных ставках, даже сегодня не всегда удается выходить на уровень рентабельности. А с сентября стоимость сырьевых текстильных товаров и полуфабрикатов, предлагаемых зарубежными конкурентами на российском внутреннем рынке, станет еще ниже.
Российские прядильщики, как прямые потребители и переработчики волокна, будут еще активнее переходить на волокно зарубежное. Они просто вынуждены будут это делать, чтобы выжить. Российские ткачи, как прямые потребители и переработчики изготовленных из волокна нитей, в этой ситуации будут также переходить на зарубежные нити, или на отечественные нити, изготовленные из импортного волокна.
Швейные предприятия, борясь за свое элементарное выживание, будут вынуждены закупать зарубежные ткани или, в конце концов, приобретать российские ткани, выработанные из импортного сырья. В любом технологическом звене, как ни крути, обязательно появится импортная составляющая. И условия ВТО этому активно способствуют.
***
Весь этот рукотворный внешнеторговый алгоритм будет добивать и уничтожать отечественную легкую промышленность. В Россию, уже сейчас сполна заваленную зарубежным текстильным ширпотребом, хлынет новый, еще более мощный поток аналогичных товаров. Именно для этого в настоящее время так усердно расчищаются российские потребительско-рыночные сегменты, а настоящая либерализация таможенных тарифов – это один из инструментов для реализации ранее задуманного и запланированного. Цель: полная деиндустриализация России и тотальный захват российского рынка.
Самое прискорбное, что с сентября месяца таможенные тарифы будут снижены не только на сырье и полуфабрикаты, но даже на готовую одежду. Так, с 20% на 15% будут снижены ставки на ввоз в Россию головных уборов, пальто, плащей, курток, костюмов, блузок, нижнего белья.
Ни о каком импортозамещении на таких, мягко говоря, уступчивых торговых условиях не может быть и речи. Наоборот, в ближайшее время, как результат сотрудничества с ВТО, начнется настоящая ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ от зарубежных производителей тканей, трикотажных полотен, готовой одежды, обуви и многого-многого другого, а это прямой путь к УНИЧТОЖЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛЕГПРОМА.
По детской одежде условия ввоза будут теперь носить почти символический характер. Вместо нынешней 20% импортной ставки с сентября месяца будет введена новая – 1,3 евро/кг. По обуви предыдущая ставка будет радикально изменена с 2 евро/пара до 1,25 евро/пара, то есть снижена почти в два раза.
Совершенно очевидно, что никакой экономической пользы российским предприятиям текстильной и легкой промышленности в рамках односторонне послушной таможенной политики ВТО ждать не приходится и не придется. Очередное снижение ставок ввозных таможенных пошлин приведет местных производителей лишь к прямым потерям. Отрасль может не выдержать такого внешнеторгового товарно-сырьевого давления. И самые тяжелые испытания не за горами. Для промышленников они самым реальным образом начнутся уже с осени этого года. По некоторым оценкам, из-за введения новых импортных тарифов уже в текущем году прямые потери для отрасли могут составить около 25 миллиардов рублей. В следующем году эти потери будут еще больше. А зарубежные производственные и торговые компании получат значительные преференции для работы на российском рынке.
А.А. ЛУКЬЯНЧИКОВ,
доктор инженерных наук
А.А. ЛУКЬЯНЧИКОВ