Надо смотреть правде в глаза и гнать
от себя фразу и декламацию
В.И. Ленин т. 36, с. 108
УДИВИТЕЛЬНА наша страна и прав был Ф.И. Тютчев, когда писал: «Умом Россию не понять…» Разве мог бы кто-нибудь представить, что имя древнегреческого философа Платона Афинского не станет сходить со страниц нашей печати и звучать каждодневно в эфире целыми неделями и даже месяцами?
Не подумайте, что у нас ведутся жаркие споры вокруг разработанного Платоном учения о государстве, полюсами которого должны быть индивидуальная добродетель и общественная справедливость. Наши вожди к политической науке, ее исторической эволюции, проблемам и перспективам склонности не проявляют. Например, в последнем Послании президента парламенту страны слово «справедливость» не прозвучало ни разу. Зачем говорить о несуществующем?
Еще М.В. Ломоносов писал о способности российской земли рождать собственных Платонов. И вот наконец в России появился свой, рожденный коллективным умом правительства Д. Медведева, «Платон». Он не является ни гениальным философом, ни выдающимся политологом, ни известным спецом в области социологии. Словно издеваясь над именем гения человечества, либеральные недотепы назвали им дорожный побор с большегрузов. «Платон» стало звучать, как предупредительный выстрел бандита с большой дороги – плати и всё тут!
Этот побор стал очередным в целой веренице подобных, и протестующие люди вышли на улицы. Активной участницей движения стала газета «Советская Россия», а проникновенное поэтическое обращение О. Джигиля («СР», 1.12.2015) к великому философу: «Мыслитель древнегреческий, пойми по-человечески…» стало образцом совмещения обличительной сатиры с юмором и остроумием.
Хочешь не хочешь, а многие не только вспомнили древнего философа, но и заинтересовались его учением. Удивительно, но обнаружилось, что политико-экономический строй нынешней России в наибольшей степени соответствует проектам Платона и его учеников, из которых более других выделялся Аристотель. Именно Платон стал родоначальником аристократии – формы правления, при которой государственная власть принадлежит экономически господствующему меньшинству. Аристократическими республиками в древности были Спарта, Рим, Карфаген. В России власть принадлежит представителям 10% населения, владеющим 87% ее национальных богатств. С мелкими отличиями наш строй во многом походит на предложенную Аристотелем политию (смешение олигархии с демократией).
У Аристотеля противоречия богатых и бедных должен был сглаживать многочисленный зажиточный средний класс, а у нас о нем до сих пор идут лишь разговоры.
В отличие от патриотично настроенных олигархов древних греков и римлян, продвигающих вперед науку и искусство, просвещение, бытовую культуру, наши магнаты любви к Родине не испытывают и уже четверть века ведут себя как завоеватели – предаются удовольствию, веселью, забавам, распутству, позоря нацию и Россию перед всем миром. Следует учесть, что наши паханы-олигархи в большинстве находятся в близкой дружбе с верховной властью. Поэтому их надлежит считать белыми и пушистыми, кроткими и милосердными, как, например, любитель элитных автомобилей и женщин гедонист Якунин. Мы обязаны гордиться принадлежащими им самыми крупными в мире яхтами, элитными спортивными клубами, пусть они и зарубежные, и т.п.
Платоновский проект «идеального государства» был разработан для рабовладельческого строя. Рабами в Древней Элладе были негреки, а у нас их функции выполняли сначала мигранты из южных республик, а потом – соотечественники со всех концов страны. Мигрантов русским нуворишам поставляла четко обозначившаяся каста торговцев людьми. О нечеловеческих условиях обитания современных рабов знали все, включая власть, но мне не известен ни один привлеченный к суду продолжатель дела Салтычихи.
Вслед за мигрантами представители других регионов России вынуждены ехать в столицу за куском хлеба для детей, испытывая унижения от полиции, чиновников, богатых дельцов.
По всему выходит, что творение Платона даже прогрессивнее и гуманнее устройства современной демократической России. Наш покорный, безропотный народ «оплатонили» уже дважды: государством олигархов – аристократией и собственным «Платоном», дополнившим ненавистную монетизацию.
Не хотелось бы, чтобы нынешняя российская действительность, в которой все затрудняются вспомнить что-нибудь положительное, доброе, свершившееся в 2015 году, бросила бы малейшую тень на великого грека. Перед Платоном цивилизованное человечество преклонялось всегда. Для античных учеников он был «божественным учителем». Позже он стал предтечей христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения – политическим утопистом. Его традицию в философии В.И. Ленин назвал «линией Платона».
***
Удивительно современны и вызывают восхищение афоризмы и изречения Платона. Выдержав, как и Библия, экзамен тысячелетий, они актуальны и по сей день. На их фоне тезисы современных деятелей предстают нелепой белибердой. Попробуйте сопоставить набившее оскомину «Свобода лучше, чем несвобода» и платоновское «Избыток свободы, будь то в государстве или личности, ведет только к избытку рабства». Заодно припомните, как изменилась наша страна после того, как первая, несколько странная фраза, окутанная какой-то мистикой, была превращена в рефрен большинства выступлений наших либеральных вождей. Будучи вырванной из контекста, она несет в себе смысловой нагрузки не более чем боевой клич первобытного дикаря, или в лучшем случае Тарзана.
Классическим примером к афоризму Платона может являться гипертрофированная свобода наших чиновников, позволяющая им заниматься личным бизнесом. Формально им это делать запрещено, но только формально, являя собой наглый обман нищего народа. Фактически переписанный на других членов семьи, он является самой и главной заботой управленцев страной, региона, муниципалитета. В результате страна нищает, а властные или обслуживающие власть кланы немыслимо обогащаются.
Холуйствующие СМИ утопают в слезах по поводу предложения коммунистов запретить близким родственникам чиновников заниматься бизнесом. Только слезы те крокодиловы. Почему-то забывается, что господами чиновниками только в 2015 году было обанкрочено более 200 тысяч конкурентов. Рыдая по поводу мнимого нарушения прав благородного сословия, его сторонники забывают о судьбах доброй половины населения, пущенной с сумой ловкими прохиндеями во власти.
Несомненно, что предлагаемое коммунистами наносит верный и сильный удар по коррупции, ан нет, нашлись и сторонники преступной вольницы.
Впечатляет не только величие и мудрость Платона, но и его современность. Трудно представить, что приведенные ниже его афоризмы написаны не в XXI веке, а почти две с половиной тысячи лет назад:
– Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
– Когда появляется тиран, он вырастает как ставленник народа.
– Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.
На колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах высечено изречение: «Познай самого себя». По преданию в дар Аполлону его принесли «семь мудрецов», одним из которых был Платон. «Познание себя» – это поиск нравственных норм, правды и справедливости. Аполлон как бы говорит: «Не зазнавайся и не впадай в преступную наглость».
Подобный призыв следовало бы иметь во всех высоких кабинетах, где решаются судьбы многих людей. Вот что следовало бы «отливать в граните» для чванных, склонных к диктату, возомнивших себя пупами земли чинуш, которые к тому же, как правило, оказываются медными лбами.
***
Современник Платона, тоже философ, Демокрит оставил после себя афоризм: «Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит». Эффективность работы, например, наших думских депутатов выросла бы заметно, если бы на них смотрело такое предостережение.
Дарю эту идею господину С. Нарышкину с надеждой, что для нашей доминантно-партийной, страдающей от холуяжа системы, слова великого Демокрита окажутся позарез нужными. Разве не варварством является то, что многие нынешние главы регионов на прославление самих себя закладывают в бюджете огромные суммы? Конечно, цель таких расходов записывается вполне благонамеренной, но сути это не меняет. Сумма, которую сберег для бюджета Московской области губернатор-единоросс А. Воробьев, лишив пенсионеров права бесплатного проезда по Москве, оказалась меньше той, которая предусматривалась для подмосковного телевидения, прославляющего каждый чих губернатора.
Кажется, совсем недавно мы мечтали о цветущей стране, о всеобщем счастье, пели о яблонях на Марсе. Вместо всего этого получили два параллельных мира – фантомный, нарисованный риторикой вождей, и действительный. Восхищение первым стало мимолетным. Не желают продолжать полет к другим планетам нарисованные ракетные корабли, петь – неживые соловьи, благоухать – пластмассовые цветы. Действительный мир оказался темной, безвылазной ямой, куда завели страну вожаки-либералы. Они и теперь присутствия духа не теряют, убеждают, что ничего страшного нет, жижа дошла всем лишь до шеи и дышать можно почти свободно. Нужно идти дальше вперед, в светлое будущее.
Но трезво оценивая ситуацию, положение наше можно считать отчаянным. Дерьмо не только вокруг, но и, приближая наш конец, постоянно летит сверху. Утверждениям поводырей, что мы достигли твердого дна, верят лишь сумасшедшие и некоторые фанатики «Единой России»
Сверхдоверчивость русского народа к сановным предателям удивительна. Почему за государственную измену не осужден ни Горбачев, ни Ельцин? Разве не глумление над народом – открытие Ельцин-центра и слет по этой причине в Екатеринбурге либеральных стервятников? Чем объяснить фантастическую приверженность к Ельцину, прозвучавшую в выступлении на «торжествах» президента В. Путина? Невольно вспоминается и перекрашенный в авиатора маршал Табуреткин. Если бы не скандал в «святом семействе» вокруг ставших знаменитыми тапочек, он, возможно, и сейчас добивал бы последние, уцелевшие где-нибудь в глухомани отряды Российской армии. Всех этих случайных людей объявляли выдающимися, блистательными, незаурядными, одним словом «элитой». Изредка власть случайно или намеренно чуточку приоткрывает плотный занавес и показывает реалити-шоу из ее жизни. В Красногорске все увидели иллюстрации из этой жизни районного звена, на Сахалине и в Сибири – губернского, а сейчас очень осторожно начинают выводить на подиум обитателей Олимпа.
В этом году назидательные речи первых лиц у общества стали вызывать аллергию. Всё многословие власти перечеркивает простая ингушская пословица: «Хорошее руководство – цветущая страна, плохое руководство – туманный мрак». А дела в стране так плохи, что подсластить их не может в своих выступлениях и сам Путин. Слова, которые перестают быть тенью дел, большого интереса не вызывают. Они неживые, так как лишены признаков жизни, бодрости, движения вперед. В них нет свежих мыслей, они не затрагивают души людей для которых слова перестают быть символами понятий, превращаясь в какофонию звуков.
Больше привлекает к себе любителей воскурить фимиам властителю. Всякую возможность лизнуть сапоги лидера эти угодники почитают за великую удачу, предвидят заранее и стараются вовсю. Вместо делового обсуждения важных вопросов мы видим конкурс льстецов. Не потому ли в стране так резко (в разы!) снизился интерес к цирку, а всякий успех, карьера требуют мозолей на языке, натертых о сапоги вершителя судеб? Видимо, несмотря на вызванные несостоятельностью управления провалы в экономике страны, жажда славы наших вождей еще не покинула и спрос на неумеренное восхваление сохранился. Что же поделаешь, рынок! Недаром В.М. Гаршин во «Встрече» писал, что «лизоблюдство – вещь очень тяжелая». Восхищение Посланием президента наших записных ораторов затмило восторг Вартимея, которому Иисус вернул зрение. Исступленно-восторженное состояние парламентариев напоминало то, с которым древнеримский сенат признал Цезаря отцом Отечества, отметив тем самым его победу в битве при Фарсале над Помпеем. Римляне торжествовали в атмосфере крупной победы над врагом, а единороссы – над собственными экономикой и народом.
***
Поразительно лицемерие этого бомонда. Все они прекрасно знали, что значительное творение администрации ждет судьба предыдущих – отсутствие реальных дел и полное забвение.
Рассказать объективно о том, как встретил Послание народ России, невозможно, слишком велика и неоднородна наша страна. Поэтому остановлюсь на тамбовской Ивановке, о которой я писал в «СР» 26.11.2015 г. («Притча о глупой овце»). В ней живет грамотный и трудолюбивый народ, который, несмотря на разруху производственного комплекса в целом, добивается высоких урожаев зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника. Во многом помогли благодатные для Черноземья майские и июньские дожди. Но если то, что зависит в основном от Божьей воли, радует взор, то все, обусловленное качеством управления властей, выглядит непристойно, недостойным ХХI века, ни гражданина России – богатейшей страны мира. Немыслимо добита социальная структура, забытыми и неухоженными выглядят среди окружающей грязи даже клуб и школа. Трудно поверить, что люди здесь могут не только работать, но и просто жить – радоваться, любить, растить детей, верить в будущее. Все деревенские улицы и местные дороги не имеют твердого покрытия. Зарплаты даже у механизаторов от 4 до 10 тысяч рублей, кругом скудость и нужда. В нынешнее дождливое время после 18–19 часов темь, хоть выколи глаза, т.к. нет ни одного (!) уличного фонаря. Убогие, разбросанные как угодно дома, стоящие вкривь и вкось, словно пьяные столбы. Черноземная жидкая хлябь по колено начинается за порогом дома.
Подобное можно увидеть в большинстве деревень центра страны, т.е. Ивановку можно считать селом типичным. По делам в ней можно судить о планах подъема сельского хозяйства и о работе над ними. Для такого контроля не надо создавать дополнительные бюрократические звенья, типа «фронтов», состоящих из звонарей-мастеров лизоблюдства, пустословия, лицемерия. Для этого достаточно, отрешившись от желаний угодить руководству, выяснить мнение простых людей об их делах, заботах и радостях. Бесценными окажутся заодно полученные от них советы и пожелания, поверьте, мудрости в них будет куда больше, чем в циркулярах чиновников, не отличающих пшеницу от ржи, или в рапортах «фронтовиков», вдруг обнаруживших то, о чем в стране говорят с возмущением многие годы.
Наши люди чудаков во власти видели много. Но таких, которые под золотым дождем из нефтедолларов разрушали экономику и устраивали сказочно дорогие забавы, а теперь при пустых карманах объявили о намерении накормить целый мир, еще не видели. Чтобы корова давала молоко, ей нужен современный оборудованный коровник, уход и ее надо кормить. Для производства зерна необходимы семена, сельхозтехника, удобрения и т.п. Но и в первом, и во втором случаях решающим является человеческий фактор. Крест и тягость деревенских труда и быта невозможно сравнить с какими-либо другими. Вот почему в первую очередь нужно думать о людях, живущих в таких же Ивановках и работающих подобно щедринскому Коняге при последнем издыхании.
Нужны экстренные, чрезвычайные меры по спасению самих тружеников деревни. Они должны быть не показушно-косметическими, а глубокими, всеобъемлющими, касаться всех сторон жизни людей. А вы когда-нибудь слышали от нашей власти об условиях жизни сельских тружеников? Скорее всего нет, потому что Якунины, Ткачевы, Ротенберги и всякие другие «звезды» там не живут. Если они иногда туда и попадают, то лишь по воле случая, да и то чтобы развлечься.
Александр Лукашенко, переселив значительную часть своих крестьян в агрогородки, по сути дела продолжил начатое еще в советское время создание в сельской местности для людей условий жизни, присущих современному городу. Неудивительно, что в наши магазины самые лучшие молочные и другие продукты поступают из Белоруссии. Братский народ в условиях песка и болот ушел от наших черноземных регионов с элитными почвами далеко вперед.
Стыдно писать, но в Ивановке не могут сделать пешеходных дорожек, уличного освещения, засыпать на деревенской улице хотя бы самые глубокие, заполненные жижей ямы и колдобины. Мечтой большинства жителей является обыкновенная сельская баня. В советское время она была – простая, без наворотов, на берегу речушки, пользующаяся общей любовью и уважением. Деревенский труд на ферме, в поле, в мастерских далек от офисного и значение бани переоценить невозможно. Собственные бани, которые в Подмосковье обычно строят на задворках, местному люду не по карману. На фоне состарившегося ивановского жилья они выглядели бы дворцами. Поэтому и затянулись купания в тазиках и корытах уже на четверть века. Зато в деревне стоят две огромные вышки мобильной связи.
Неужели власть всерьез намеревается накормить страну отечественными продуктами? При нынешней политике таких островков жизни, как Ивановка, через 5 лет на русской равнине не останется и воплощать в жизнь президентские грезы будет некому. Ко всей нашей власти, к единороссам напрашиваются слова Путина: «Вы хоть понимаете, что натворили?»
В Ивановке, как и во всей стране от президента ждали слов об изменении гибельного курса, об отставке либерального правительства, о справедливости и сокращении пропасти между богатой верхушкой и нищим трудовым народом. Увы, пока не дождались. Не пора ли сделать так, чтобы стратегию развития хозяйств определяли бы в союзе с наукой сами крестьяне, а не такие «корифеи», как плеяда либеральных сельхозминистров-бездарей или сам премьер Медведев?
Удивляет, что никто, даже президент, не называет виновников коматозного состояния России. Людям навязывают мысль, что все развалилось само собой. В Ивановке все знают имя чиновника, профинтившего водогрейный котел и прочее оборудование бани, а вот иуды, промотавшие великую державу, для властей неизвестны. Почему так?
Вас не смутила заминка В. Путина в ходе его последней пресс-конференции при ответе на вопрос журналистки Общественного телевидения России Тамары Шорниковой от имени тех, кто живет на зарплаты или пенсии в 7–8 тыс. рублей в месяц? Как можно кичиться заботой о проворовавшихся «боярах» и не помнить о перебивающихся с хлеба на квас миллионах тружеников? Судя по лавине поступающих со всех концов страны на ОТР благодарностей за вопрос Тамары, простые люди уверены, что Путин об истинном положении народа ничего не знает. Ох уж эта святая простота!
Упоение наших властителей делами в сельском хозяйстве вырвалось у них, видимо, после получения известий о том, что деревни вымерли не начисто, а в кое-каких еще теплится жизнь. Подобные чудеса знали и войны, и земные катастрофы, так что ордена «Мужества» жители Ивановки, особенно «дети войны», заслужили.
Если бы Владимир Солоухин смог вновь пройтись пешком по своим родным владимирским проселкам, он бы подумал, что машина времени перенесла его в ХIII век и перед ним Русь, разоренная татаро-монгольским нашествием. На месте так любовно запечатленной им восстающей из пепла Великой Отечественной войны густонаселенной, с бесчисленными деревнями, поселками и городами своей малой Родины он увидел бы пустыню, и самым удивительным для него оказалось не какое-нибудь заморское технологическое чудо типа смартфона, а разрушенные до основания заводы, фабрики и невиданная прическа владимирской губернаторши. Изумила бы его и убежденность людей в том, что под видом блага нынешняя власть приносит самое страшное зло.
***
Аристотель, критикуя учения Платона об идеях, написал фразу, ставшую символом порядочности для всей мировой цивилизации: «Платон мне друг, но истина дороже». Наша же власть самые главные истины, на которых держится мир – правду, справедливость, нравственные идеалы и многие другие, монетизировала, сделала продажными. Идеалом многих стал золотой телец, в кабалу к которому попали все.
После воссоединения Крыма с Россией наш народ заявил, что президент Путин нам друг. Это подтверждают все рейтинговые голосования минувшего года. Не пора ли услышать и от него об истинах, которые он исповедует и которые должны быть дороже любых друзей? Положение, когда привыкший быть лидером в мире народ превращен в стадо, не понимающее, куда и зачем его ведут, угнетает. Почему власть опустилась до того, что чаще всего обращается к отравленным заморской едой желудкам, а не к умам и душам людей? Почему при выборе пути учитываются мнения не народа, а то ли несмышленых, то ли слишком мудреных, назначенных заморским барином подпасков, превративших свои должности в кормушки, в места для забав и издевательств над людьми?
Граждан страны допекло, что этим жадным, без царя в голове неумехам, представляющим главную опасность для страны, не показывают на дверь, а ставят привычные «удочки». Людям нужна власть, которая бы служила России, идее, а не своему карману, не грела бы руки на страданиях народа. Политическая воля власти должна проявляться не периодически в виде речей, пресс-конференций и прочей говорильни, а быть постоянным и эффективным побудителем, стимулятором к действиям. Что касается народа, то он давно тоскует по масштабным делам, у него чешутся руки по настоящей работе на благо страны, всех людей, а не паразитов и воров в лице олигархов.
Ю.С. ФЕДОРОВ, кандидат технических наук
с. Павловская Слобода,
Московская обл.