Обратиться к этим заметкам заставили фотографии Г.А. Зюганова, сделанные во время его службы в Армии. Военному человеку по мелочам, понятным только ему, несложно определить время, к которому они относятся. 60-е годы — время моей офицерской молодости, оставившие в душе столько впечатлений, что, как порой кажется, за все последующие десятилетия их было намного меньше.
В 1960 годы вместе с группой таких же выпускников военных училищ я прибыл на Украину в г. Шепетовку, чтобы прослужить там 6 лет в должности преподавателя-командира взвода в учебной части, готовящей специалистов по ремонту и эксплуатации военной техники.
Часть была «спортивной», одно время удерживала даже переходящий Кубок министра обороны. Совмещать изучение по очень сложной технике с постоянными спортивными тренировками, шефскими связями с предприятиями, колхозами, школами было непросто. Но все это как-то органично было взаимосвязано, более того, часть была обладателем Кубка по футболу Хмельницкой области и лауреатом многих смотров художественной самодеятельности.
Должность возлагала на взводного не только всю воспитательную и общественную подготовку с курсантами, но и проведение всех занятий по специальности. Рабочий день обычно начинался в 6 утра со спортивных тренировок и заканчивался зачастую после «отбоя» личного состава. Основной принцип обучения — «Делай, как Я». Командир обязан во всем быть первым: на марш-броске, на кроссе, на боевых стрельбах и т.д. В классе он обязан не только в совершенстве знать технику, но и уметь методически правильно построить занятие. Немало проблем доставляла и воспитательная работа.
Выходных дней практически не имели, так как ротные политработники появились значительно позже (с открытием военно-политических училищ), даже Новый год обычно встречали в части.
Для нынешнего обывателя такая жизнь может показаться адом. Большинство же офицеров части вспоминают эти годы как лучшие в жизни. И не только потому, что это были годы молодости. Наоборот, как всем молодым, хотелось погулять, насладиться свободой самостоятельной жизни после военного училища, просто отдохнуть, переодевшись в «гражданку». Мы были по своим взглядам и даже психологии другими, чем нынешняя молодежь. На первом месте в жизни стояла служба, ее интересы и заботы. Все остальное было вторично, в общем, как в песне: «Думай прежде о Родине, а потом о себе». Например, для нас практически ничего не значили деньги. Когда у кого-нибудь из наших друзей, знакомых случалась беда, каждый был готов отдать свою зарплату, так как был уверен, что без крыши над головой, голодным он не останется никогда. Если бы, как сейчас молодому человеку предложили откладывать «на старость» — квартиру, пенсию, то это было бы встречено веселым хохотом. Каждый был уверен, что государство никогда не оставит его без квартиры, обеспечивающих достойную жизнь зарплаты и пенсии, без уважения сограждан. Будь только сам нормальным человеком, служи достойно своей Родине. Не было у моего поколения стремления заиметь роскошную квартиру, дачу, обрасти атрибутами современного уровня обеспеченной и «достойной жизни».
Святыми оставались офицерская честь, уважение коллектива окружающих, а высшей наградой за труд были уважение и любовь подчиненных, гордость за то, что пришедшие в Армию перепуганные мальчишки, часто плохо владеющие русским языком, физически не развитые, через 10 месяцев (при 3-летнем сроке службы), уходили в войска настоящими мужчинами — физически крепкими, уверенными в себе прекрасными специалистами.
Я благодарен судьбе за то, что 6 лет мой день начинался перед строем крепких, замечательных, умных парней, в улыбках которых читалось и доверие, и уважение, и обычное человеческое расположение. Ни одну из известных наград с этим сравнить невозможно. Позже приходилось работать с курсантами военных училищ, с военнослужащими Алжира, Кубы, Египта и другими, но курсанты из «учебки» моей лейтенантской молодости остались в душе, словно первая любовь навсегда.
В годы войны Шепетовка, крупный железнодорожный узел, была разрушена до основания. Лишь в 1965 году была восстановлена центральная улица, война напомнила о себе и многочисленными массовыми захоронениями жертв фашистов. Вся атмосфера города Павки Корчагина и пионера-героя Вали Котика была наполнена уважением к человеку в военной форме. Мы были желанными гостями на предприятиях, в колхозах, в любой семье. Переживший в полной мере все ужасы оккупации, народ не просто уважал свою Армию, он любил, боготворил ее. Груши, яблоки, сливы, молоко для курсантов привозили не только из колхозов, а зачастую приносили жители. Инструменты для духового и эстрадного оркестров, костюмы для самодеятельного ансамбля, телевизоры в Ленинских комнатах — все это было щедрыми подарками простого народа, я уж не говорю о том, что молодые офицеры были самыми завидными, желанными у местных красавец.
Горько сознавать сейчас, что кое-кто на Украине нас стал называть оккупантами, стремится вбить клин между русским и украинским народами, приглашает в свою страну натовцев. Сознание отказывается воспринимать это.
60-е годы были годами перевооружения наших Вооруженных Сил, оснащения их современной, в том числе и ракетной техникой. Новая техника требовала соответствующей подготовки специалистов. При мне профиль подготовки курсантов менялся дважды — сегодня выпустили мастеров одной специальности, а завтра прибывает пополнение, которое надо готовить совершенно по другой. Приходилось не только учить, но и учиться самим. Фактически мы представляли собой малую частицу процесса реформирования Армии. Об этой реформе не трещали в СМИ, а работали напряженно и основательно, тщательно отрабатывая новую организационную структуру и применение новой техники на войсковых учениях. На всю свою жизнь я остался благодарным этой учебной части, ее командиру полковнику Дорошенко А.И. за полученную науку о воинской службе, за привитое уважение к солдату, к подчиненным. Никогда не забуду своих командиров учебных батарей, чудоковатых для нас в своей доброте и требовательности, обладающих странной русской душой, кристальной честностью и огромным фронтовым и жизненным опытом.
Армию тогда возглавляли не филологи и торговцы мебелью, а профессионалы военного дела, выдающиеся полководцы и военачальники. Горжусь, что довелось служить, когда во главе Министерства обороны находились маршалы Г.К.Жуков, Р.Я.Малиновский, А.А.Гречко, Д.Ф.Устинов, С.Л.Соколов и генерал Армии Д.Т.Язов. При них заботы об офицере, солдате всегда была главной обязанностью командиров всех степеней, и ничто в Советской Армии не каралось так жестоко, как пренебрежение этим святым принципам. При них в Армии не было «дедовщины», мордобоя, а офицеры не подрабатывали сторожами или дворниками. При них была невозможна позорная история начальника тыла ВС генерала Исакова, о неблаговидных дачных делах которого недавно писала «МК». При них Армия из школы жизни никогда бы не превратилась в пугало с царящими там беззаконием и коррупцией.
По озвученным на радио заключениям видных военных специалистов, наши Вооруженные Силы к масштабной войне сейчас не готовы. Причин для этого много. Достаточно сказать об устаревшем вооружении, разработанном и изготовленном еще в советское время. Попробуйте представить себе, что в 1941 году мы бы противопоставили фашистским «тиграм» не танк Т-34, а бывшую грозной силой за 20 лет до этого пулеметную тачанку. А ведь именно так мы выглядим сейчас относительно армий блока НАТО. По данным газеты «МК», существующие планы «перевооружения» РА таковы, что для замены всех изношенных и морально устаревших образцов потребуется: по танкам — больше 100 лет, по стратегическим ракетам — 120 лет, по всему авиапарку — 100 лет, по вертолетам — 250 лет, по комплексам ПВО — 70 лет. Восстановление былой мощи ВМФ газета считает невозможной.
В 90-х годах было объявлено о решении Правительства РФ направлять имеющиеся средства не на серийное производство вооружения, а на разработку новых, современных образцов, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Но вместо расцвета военной науки мы получили ее разрушение, потерю способности создавать и производить что-то новое. Многие НИИ, научные подразделения военных академий были ликвидированы, а штаты и финансирование оставшихся были урезаны до ниже разумных и допустимых уровней. Была нарушена преемственность поколений и снижен авторитет военных ученых, что не могло не сказаться на качестве исследований. Где результаты научных разработок двух последних десятилетий? Может быть, вся творческая энергия нашего ВПК ушла в «Булаву», ставшую для наших ракетчиков невиданным за всю их историю позором? Последние испытания этой широко разрекламированной ракеты оказались неудачными, и ее доработка потребует дополнительных и средств, и времени.
Как говорится, «не кажи гоп...» А ведь под «Булаву» пришлось переделывать подводный крейсер «Юрий Долгорукий». Нанесенный этим ущерб для боеготовности, экономический и моральный, огромны.
Подобное отношение к военной науке характерно не только для 90-х годов. В «СР» № 11 от 02.02.2008 года опубликовано Открытое письмо ведущих ученых ЛИИ имени М.М.Громова к президенту с просьбой спасти институт от ликвидации и нормализовать его работу. Отчаявшиеся ученые озабочены не личным благосостоянием, а просят предотвратить преступление государственного масштаба.
Вспоминается, сколько разговоров велось во время войны в Чечне о необходимости оснащения наших вертолетов тепловизионными приборами наблюдения и управления огнем в ночных условиях. Будь они у нас с самого начала войны, наши потери в вертолетах и в людях были бы значительно меньше. Для многих специалистов такое положение казалось дикостью — только за 60-е годы наша оптико-электронная отрасль обеспечила разработку, принятие на вооружение и серийное производство трех поколений приборов ночного видения для стрелкового оружия, артиллерии и танков. Отечественные тепловизоры широко использовались в начале 80-х годов пожарными, позволяя им ориентироваться в задымленных помещениях и темноте.
Возможно, что не все обращали внимание на информационную бомбу, которую на днях взорвал вице-премьер Сергей Иванов. Являясь несколько лет куратором разработки отечественной космической навигационной системы «Глонасс», он объявил об упущениях при ее проектировании, низких точностных характеристиках и недостаточной надежности бортовой аппаратуры, входящей в состав спутников Земли.
Трагичность этого заявления состоит в том, что основное назначение системы «Глонасс» — военное. Она нужна ракетчикам, артиллеристам, авиации и фактически всем частям и подразделениям Вооруженных Сил.
Сомневаюсь, что теперь, когда в космосе уже трудятся 16 спутников из 24-х планируемых, в Иванове заговорила совесть и стало жаль многомиллиардных затрат на их разработку и запуск. Скорее всего, объявить обо всем его заставила опасность держать ответ за дело, которое меньше напоминает простое головотяпство ничего не смыслящего в нем филолога, а больше — крупнейшую, сопоставимую по своим последствиям с гибелью «Курска», операцию иностранных спецслужб. А ведь этот филолог руководит по сути дела всей оборонной промышленностью, отвечает за внедрение новейших наукоемких технологий.
Готовность Вооруженных Сил успешно решать боевые задачи в значительной мере определяются моральным духом Армии, готовностью солдат, офицеров и генералов переносить тяготы войны.
Мерзкая попытка лишить наш народ Знамени Победы, замена овеянных славой побед боевых знамен в воинских частях, бедственное положение офицерского корпуса, неуважение к памяти 27 млн наших соотечественников, выражающееся в систематическом поливании грязью тех идеалов и той страны, за которые они отдали свои жизни, мизерные пенсии и ликвидация льгот ветеранам войны и еще многое подобное — вот составляющие современного морального духа Армии России.
Как ни странно, власти удается забалтывать истинное положение наших Вооруженных Сил, так же как положение крестьян, бюджетников и пенсионеров. Послушать Путина, а теперь и Медведева — у нас кругом полный порядок. В самом деле, поднялась в воздух стратегическая авиация, флот провел учения в Средиземном море, увеличиваются пенсии для ветеранов и простых пенсионеров.
Прочитайте статью адмирала В.П.Комоедова «Флот еще на мели» («СР» № 7 от 24.01.2008 года), обращение к Б.В.Грызлову ветеранов г. Таганрога («СР» № 190 от 31.01.2008 года), уже упомянутое мной письмо ученых ЛИИ — и вам станет ясно, что все это маскировка той пропасти, в которую нас загнал курс Ельцина—Путина, это всего лишь окраска травы и протирание неисправной техники веретенным маслом (чтобы блестела) для грозного, правда, уже одураченного проверяющего, имя которому — выборы.
Чем объяснить антинародную политику президента, правительства, парламента страны? Являются ли принимаемые ими решения потоком ошибок из-за некомпетентности и отсутствия даже минимального опыта управления или все это — результат исполнения чужой, заокеанской воли?
Ответ на эти непростые вопросы мож-
но получить в статье Ю.К.Ковальчука «Крестовый поход продолжается» («СР» №7 от 24.01.2008 года, «Отечественные записки»).
В ней говорится, что Россия, вступив в 1992 год в МВФ, фактически утратила свой суверенитет и имеет внешнее управление. Вот уже 15 лет страной управляют эксперты МВФ, представляющего интересы США и «семерки», а все наши политологи, аналитики, записные политики скрывают это, молчат!
Не является ли хитроумная комбинация с преемником и управляемые выборы президента и в Госдуму обыкновенным фарсом, призванным сохранить этот «существующий курс», то есть полную зависимость от господ из МВФ, или, как часто говорят в народе, от «вашингтонского обкома»? Может быть, пришло время потребовать от власти соответствующих разъяснений?
Приближается наш армейский праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Но нет праздничного настроения ни у офицеров, находящихся в строю, ни у ветеранов. Больно смотреть на то, как под вывеской разрабатываемых за рубежом реформ разрушается обороноспособность страны, гибнут наши славные боевые традиции (боевые знамена наших дедов и отцов), как уничтожается русский народ.
Праздники грозят лавиной лицемерия, лжи, необходимостью видеть и слышать отвратительный спектакль в исполнении театра одного актера.
Не пухленькие мальчики маменькиного сынка нужны сейчас России, а твердая рука настоящего вождя, нашего русского Уго Чавеса. Он у нас есть, его зовут Геннадий Зюганов.
С уважением,
Юрий ФЁДОРОВ,
кандидат технических наук.
с. Павловская Слобода,
Московская область.