Последнее возможно лишь в том случае, если народ поверит партии коммунистов, поддержит ее и пойдет за ней до победы. Это чисто ленинский принцип, важнейший из его заветов.
Далее логично возникает вопрос о том, какой должна быть партия, каким критериям и требованиям должны отвечать ее программные документы, стратегия и тактика политической борьбы, персональный состав руководящего ядра и партийной массы. Тут возникает масса вопросов, ответы на которые надо искать сообща. Очевидно лишь то, что партия, оставаясь социальным лифтом для талантов, не может быть подобием поздней КПСС, этаким разросшимся до неприличия инкубатором для пополнения номенклатурных вакансий. Для этого достаточно лишь исключить материальный интерес в получении партбилета и восстановить действенный контроль масс за деятельностью лидеров всех уровней.
Предстоит серьезный пересмотр и обновление форм и методов политической борьбы. Видимо, уместен отказ от применения вооруженной силы для достижения политических целей и задач. Само собой, речь не идет о вынужденной самообороне. Уже сто лет назад выстрел одного недоучившегося студента вызвал мировой пожар с миллионными жертвами. Трудно даже вообразить, к чему может привести подобный авантюризм сегодня.
Далее мысль естественно идет к идее исключения любых насильственных действий из сферы общественных, прежде всего социально-политических, отношений. В мире есть опыт успешного решения на этой основе самых кардинальных и злободневных проблем. Конечно, Россия не Индия, но она пока еще и не оскотинившаяся по Гоббсу Европа.
Сразу надо сказать, что настало время отправить в архив отдельные широко распространенные и укоренившиеся как своеобразные нормативы повседневности обычаи. Таких немало, остановимся на очевидных. К примеру, исследователи западной философской мысли, отмечая громадный вклад Аристотеля и его авторитет, равный авторитету церкви, делают вывод, что это обернулось в дальнейшем серьезной бедой для развития научной мысли. Лишь через две тысячи лет мир произвел человека, чей авторитет мог сравняться с Аристотелевым. После Маркса прошло всего 200 с небольшим лет, но каждый из них равен десяти прежним по насыщенности событиями и остроте ситуации. Полагаем, что было бы полезным исключить широко распространенную практику, когда цитата из классика рассматривается как неоспоримый аргумент в споре, тем более в поиске научной истины. Как и публичную раздачу почетных званий и уничижительных ярлыков: кто является истинным марксистом-ленинцем, а кто нет.
Жизнь подталкивает к пересмотру марксистского тезиса об обязательном сломе государственной машины предшествующей формации при ее насильственной смене. Сегодня КПРФ прилагает огромные усилия для проведения в буржуазные госорганы своих представителей. Является ли это заделом для будущего завоевания власти путем поочередного захвата ее башен или это сохранение и накопление опыта государственного управления, который, естественно, теряется за десятилетия оппозиционного режима работы, – будущее покажет. Хуже, если выявится, что это всего лишь способ решения текущих финансовых проблем.
Расширилась социальная база для восприятия и реализации коммунистических идей в обществе. Известно, как нелицеприятно отзывался В.И. Ленин об интеллигенции. Тому были основания. Интеллигенция была буржуазной. В наше время ситуация изменилась весьма существенно. Этот момент хорошо отражен в работах А. Грамши. Он исходит из того, что интеллигенция не является самостоятельным классом, но носит ярко выраженный классовый характер. Всякий класс, выходящий на общественную арену в силу объективных исторических процессов, порождает свою интеллигенцию, которая отражает его интересы, его психологию, его миросозерцание. За годы смоветской власти выросла идейно выдержанная рабоче-крестьянская интеллигенция. Изобилие антисоветчиков среди богемы только подтверждает этот тезис. Считаю, КПСС только проиграла, когда искусственно ограничивала прием в партию ИТР, специалистов народного хозяйства, представителей социальной интеллигенции. Сегодня многие из них в силу жизненных обстоятельств утратили первоначальный статус, а кто-то всерьез считает себя в составе российского среднего класса. Но либеральная экономическая политика государства быстро приводит в чувство даже самых упертых. Они расходный материал капиталистического производства, не более.
Рабочий класс остается основой социальной базы коммунистов. Сегодня к этой категории надо отнести работников не только физического, но и умственного труда, работающих по найму. Причем независимо от того, кто именно является его работодателем, – капиталист, наемный менеджер, государство или сам работник. Такое не исключено и распространяется все шире – так называемая самозанятость: вольный стрелок фрилансер с ноутбуком, частник парикмахер, арендующий рабочее помещение, таксист с личным автомобилем, сельхозпроизводитель на базе личного подсобного хозяйства и трудовых ресурсов семьи. Формально они ни от кого не зависят, но с них точно так же, и даже с большим энтузиазмом, дерут три шкуры крупный капитал (поставщик ресурсов), фискальные госструктуры и криминал.
Боевые по духу, настрою и формам деятельности союзники коммунистического движения в России – национально-патриотические, молодежные, профсоюзные, спортивные и другие структуры и организации, за исключением, пожалуй, тех немногочисленных, что не вписываются в рамки действующего законодательства, наш резерв, помощник и опора на все времена. Порой погрязшие в меркантильно-денежных проблемах и интересах, они сохраняют мощный гражданственный патриотический потенциал, без использования которого в условиях подавления и разгрома трудовых коллективов успех невозможен.
Хочется надеяться, что будут найдены действенные пути преодоления раскола в российском коммунистическом движении. Если, конечно, кто-то из лидеров не станет претендовать на статус самого верного марксиста-ленинца. Грустно смотреть на это рядовым коммунистам из глубинки.
В технологиях формирования массового сознания мы неимоверно отстали от Запада и следующего в его фарватере буржуазного Российского государства. Наше основное идейное оружие – книга, газета, брошюра – практически уже списаны в утиль. Страна утратила массовую печатную периодику, народ стремительно отвыкает читать. На массовый телеэкран доступа нет, и в ближайшее время не будет. Дело могли бы поправить интернет и современные IT-технологии. Нищета постепенно пробивает информационное окошко в свет: даже малоимущие семьи находят возможность купить компьютер для школьника или студента. Но старшее поколение – вне Сети, значит, вне политики. Сегодня это как неграмотность в первые годы советской власти. А должных выводов и мер нет. Партия должна объявить компьютерный ликбез. Сегодня это актуальная политическая задача.
Но это возможно, если партия компьютеризируется сама. Региональные комитеты имеют свои сайты. Дело за районными. Каждой первичной парторганизации – грамотного оператора для связи с райкомом, с газетой, для регулярного информирования товарищей о происходящих событиях, о поступающих решениях и рекомендациях. С возможностью обратной связи: передать поддержку, одобрение. Или наоборот. Повторить доброе дело у себя. Когда-то В.И. Ленин мечтал о такой системе связи и оповещения, чтобы в одну ночь поднять весь трудовой С.-Петербург (Письмо к товарищу… ПСС, т. 7). Сегодня есть возможность сделать это в масштабах всей страны.