Общество «Хайдельберг – Симферополь» объединило не только немецких друзей Крыма. Оно стало центром притяжения для сотен и сотен русскоязычных жителей Хайдельберга и его окрестностей, для всех, кто чувствует свою сопричастность с Русским миром.
После воссоединения Крыма и России в марте 2014 года госпожа Мельтер и организация, которую она возглавляет, проявили искреннюю солидарность с крымчанами. В настоящее время общество «Хайдельберг – Симферополь» является одним из немногих общественных объединений, способствующих развитию гуманитарных, культурных и научных контактов с российским Крымом.
Магдалена Мельтер рассказывает:
– С середины восьмидесятых годов я принимала активное участие в деятельности общества немецко-советской дружбы. Меня избрали одним из сопредседателей хайдельбергского городского отделения этой общественной организации. У друзей Советского Союза возникла идея способствовать установлению партнерских отношений между Хайдельбергом и каким-либо русским, советским городом. Городские власти тоже поддержали тогда этот почин. Советские дипломаты предложили нам поближе познакомиться с Симферополем. Эта идея всем сразу понравилась!
Когда был заключен договор об установлении побратимских отношений, еще существовал Советский Союз. Это были последние недели советской эпохи...
– Как развивались побратимские отношения между Хайдельбергом и Симферополем?
– У нас активно проводился культурный, научный обмен. Из Крыма в Германию и в обратном направлении ездили спортсмены, художники, музыканты, муниципальные служащие. Хайдельбергская университетская клиника является одним из ведущих медицинских центров Германии. И нам очень приятно, что в этой клинике при содействии нашего общества проходили стажировку крымские врачи.
Члены нашего общества, как и я лично, всегда воспринимали Симферополь как русский, советский город. Как известно, 70% населения Крыма составляют русские. И для других национальностей русская культура всегда была и остается главной, доминирующей.
Мы видели, что политика насильственной украинизации, которая проводилась в Крыму с 1991 года по 2014 год, вызывала отторжение и протест значительной части крымского населения. Это относится и к этническим украинцам. Украинцы, живущие в Крыму, в большинстве своем связаны с Россией. Русский язык является для них родным или вторым родным.
Думаю, что именно недовольство политикой украинизации стало одной из причин однозначного результата на референдуме в марте 2014 года. Кроме того, жители Крыма были недовольны усилением сотрудничества Украины и НАТО. Этот процесс начался еще во время президентства Леонида Кучмы. Потом он продолжился. Севастопольцы и все крымчане опасались, что в Севастополе может появиться база НАТО. События на Майдане в декабре 2013 года – феврале 2014 года стали главной причиной выхода Крыма из состава Украины.
Мои поездки в Крым были связаны с гуманитарной деятельностью нашего общества. Но у меня было много возможностей оценить политическую и экономическую обстановку на полуострове.
– Вы с пониманием отнеслись к желанию жителей Крыма воссоединиться с Россией?
– Хотела бы подчеркнуть, что я не могу делать какие-либо политические заявления от лица нашего общества. Я могу высказывать только свою личную точку зрения. Я действительно понимаю крымчан! Я выступаю категорически против постоянного расширения НАТО, против втягивания Украины в НАТО, против попыток изолировать Россию, окружить ее сетью военных баз.
Что касается позиции нашего общества... На общем собрании, прошедшем после воссоединения Крыма и России, подавляющим большинством голосов было принято решение: воздержаться от каких-либо политических заявлений. Главная и единственная цель нашего общества – способствовать развитию гуманитарных контактов, примирению и добрососедским отношениям между народами.
В немецких СМИ постоянно муссируется тезис об «оккупации, аннексии Крыма». Уже сам по себе выбор этих терминов говорит о том, что жители ФРГ не могут получить объективную информацию о ситуации в Крыму. О какой оккупации и аннексии может идти речь, если сами крымчане по своей доброй воле сделали выбор в пользу России?
У нас в стране также постоянно твердят о нарушениях прав крымских татар. Но я лично поддерживаю интенсивные контакты с представителями национально-культурной автономии крымских татар, а также с обычными крымчанами татарского происхождения. Ни о какой дискриминации не может идти речи! Татары достойно представлены во всех органах власти Крыма: парламенте, правительстве, муниципальных органах. Решены многие экономические вопросы, имеющие принципиальное значение для татарской общины. В соответствии с региональной конституцией в Крыму установлены три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. На этих языках действуют СМИ, они используются в сфере управления, образования, культурной жизни. Но ни один печатный орган ФРГ, ни один телевизионный или радиоканал этот факт не упомянул.
– Как режим санкций против России и Крыма повлиял на деятельность вашего общества?
– С марта 2014 года власти Хайдельберга прекратили все официальные контакты с Симферополем. Таким образом, эти города уже не являются побратимами.
Но самая большая проблема не в этом. Для жителей Крыма стало практически невозможно получить визу в Германию. Это относится ко всем: детям, спортсменам, деятелям искусства, врачам, пациентам и т.д. Прекращены не только официальные контакты с Крымом, но и все гуманитарные контакты! Такая блокада Крыма является грубейшим нарушением прав человека.
– А почему крымчане не могут получить немецкую визу в посольстве ФРГ в Москве?
– Они и пытаются это сделать! Но посольство в Москве не обслуживает жителей Крыма. Их посылают в Киев, посылают «присягать на верность Украине»... Это форменное издевательство!
– Могут ли немцы в настоящее время ездить в Крым?
– Поездки немцев в Крым тоже осложнились. Для жителей ФРГ Украина установила безвизовый режим. Поэтому раньше членам нашего общества не требовалась виза, чтобы посетить город-побратим Симферополь. Сейчас необходимо иметь российскую визу. Впрочем, ее получение не составляет труда.
Но в Германии идет мощная пропагандистская компания, направленная против туризма в Крым. МИД ФРГ вынес официальное предостережение, касающееся посещения этого региона России. Все туристические компании прекратили работать с Крымом. Впрочем, члены нашего общества продолжают ездить на полуостров регулярно и с большим удовольствием.
– Какие проекты в деятельности общества вы считаете наиболее важными?
– Конечно, режим санкций очень осложнил нашу работу… Сейчас один из основных наших проектов – гуманитарная помощь жертвам нацизма, проживающим в Крыму. Это пожилые люди, которые будучи детьми и подростками были насильно вывезены из Крыма в Германию, были вынуждены выполнять рабскую работу. Или они находились в самом Крыму и пострадали от немецкой оккупации 1941–1944 годов.
В Симферополе проживает около 700 жертв нацизма, а во всем Крыму их около трех тысяч. Мы регулярно посылаем этим людям посылки с подарками, пишем письма... Но здесь тоже возникли проблемы. Посылки и письма в Крым после присоединения к России стали гораздо хуже доходить до адресатов. Я не знаю, с чем это связано. Но создается впечатление, что режим санкций затронул даже почтовое сообщение.
Для меня самое главное событие 2017 года – это очередная российско-немецкая конференция городов-побратимов. Она будет проходить в июне в Краснодаре. Такие форумы проходят каждые два года, поочередно в России и в Германии. На конференции съезжаются сотни российских и немецких общественников из городов-побратимов.
Думаю, что общество «Хайдельберг – Симферополь» будет представлено значительной делегацией. После завершения конференции мы все вместе хотим отправиться в большое двухнедельное путешествие по Крыму.
Наша работа продолжается. Симферополь и Крым остаются в нашем сердце!
Беседовал Илья БРУШТЕЙН