В противном случае история начинает выглядеть несколько иначе, и граждане могут задаться вопросом: «А того ли, собственно говоря, наказали?»
Напомним о сути происшествия. Покусанная собакой девушка пришла в больницу, чтобы ей сделали прививку. Пришла поздновато – через неделю после укуса. Но в таких ситуациях говорят: лучше поздно, чем никогда. Вот только вакцины в медучреждении не оказалось – и девушку отправили домой. Тогда в больницу пришла мать пострадавшей, попросила врача дать направление в соседний район. Ей объяснили, что бесполезно – там вакцины тоже нет. А на вопрос, что же делать, врач, видимо, в сердцах, ответил: мол, остается только свечку в церкви поставить.
Наверное, перед растерявшейся и испуганной за дочь женщиной следовало бы сдержаться, обойтись без горького сарказма. К тому же явно не понятого возмущенной матерью. Но по большому счету, и к великому сожалению, доктор абсолютно прав. Да, ни свечка, ни молитва не спасут от бешенства. Но от бешенства не спасет вообще ничего, кроме специальной вакцины. Если человек заразился, и симптомы уже проявились, то единственный исход – смерть. Именно поэтому такая вакцина совершенно необходима в больницах и травмпунктах. Надо ли объяснять, что рядовой медик к закупке препаратов не имеет никакого отношения.
Так что ни медсестра, ни врач не могли в этом случае сделать абсолютно ничего. Ну разве что ответить в «рамках этики»: если собака бешеная, то без вакцины ваша дочь умрет в страшных мучениях. Или в духе российского премьера Медведева: «Денег и препаратов нет, но вы держитесь». Совершенно непонятно, чем это лучше «церкви» и «свечки». И почему, если врач после своих слов уволен, то у главы правительства всё в порядке?
Дальнегорская история на самом деле не о профессиональной этике только, а о катастрофической ситуации с обеспечением жизненно необходимыми препаратами. Почему их нет в больницах самых разных регионов? Кто за это отвечает? Как исправить положение? Вот какие вопросы должны волновать и власти, и общество. Ведь если срочно не нормализовать ситуацию, то недавняя вспышка сибирской язвы в ХМАО покажется незначительным ЧП.
Впрочем, по утверждению вице-губернатора Приморья Серебрякова, трудностей с наличием вакцин и сывороток в крае нет. Правда, в Дальнегорске их действительно не оказалось. «Дальнегорский городской округ – единственная территория, где не был проведен аукцион по закупке вакцины. Мы выясняем, почему главный врач медучреждения не обеспечил своевременную закупку», – сообщила, в свою очередь, представитель крайздрава. То ли необходимых средств не оказалось, то ли помешал тайфун «Лайнрок», из-за которого произошли сбои в снабжении. Но в любом случае в этом виновата система финансирования и снабжения здравоохранения и чиновники, за это отвечающие, а не рядовой врач.
«Рассуждать о вежливости в ситуации, когда нет вакцины от смертельного заболевания – это как рассуждать об узоре на обоях в горящем доме. И увольнение врача, который «как-то не так» сказал, когда ответственные за поставки вакцины отделались легким испугом и выговором, это, простите, за гранью», примерно, в таком духе комментируют ситуацию на медицинских интернет-форумах.
Зато упомянутые чиновники удовлетворены: крайний найден. Хотя на самом деле дальнегорского врача следовало бы поблагодарить – и прежде всего самой пострадавшей девушке. Ведь именно его слова о свечке (а вовсе не об отсутствии вакцины) спровоцировали возмущение. После чего и препарат для больницы отыскался, и укушенная получила необходимую прививку.
Но как же другие больницы и другие пострадавшие? Например, Вознесенский район Нижегородской области остался всего с одной бригадой скорой помощи на круглосуточном дежурстве. Жители жалуются, что скорую приходится ждать очень долго, а необходимых медикаментов у бригады зачастую нет. Если еще и районную больницу закроют (родильное отделение в ней уже ликвидировали), то и впрямь остается надеяться только на Бога.
Ну, или на чудо. На днях губернатор Саратовской области Валерий Радаев посетовал: мол, новые машины скорой помощи поступили, а работать на них некому. Вот он и предложил, чтобы бригада в будущем состояла из единственного человека: водителя, врача, фельдшера и медсестры – и все в одном лице! Чудесная получилась бы экономия. Только без чудес таких уникальных и универсальных специалистов вряд ли удастся подготовить.
А 13-летнюю Вику из Новокузнецка чудеса не спасли. 5 октября ей стало плохо на уроке физкультуры. Возможно, могли бы спасти врачи, но «скорая» добиралась до школы более 40 минут. Как пишет местная пресса, одна машина не завелась, пришлось ждать, когда освободится другая. Драгоценные минуты были потеряны – девочка умерла. В чем причина гибели ребенка? Не в последнюю очередь дело все в той же «оптимизации» и «экономии». Газета «Кузнецкий рабочий» приводит комментарии к городскому бюджету, из которых следует: расходы по обеспечению неотложной и консультативной помощи в этом году сокращены на 2,27 млн рублей, а на содержание медицинского автотранспорта – на 21 млн.
Если так пойдет дальше, то слова приморского медика, за которые он поплатился работой, скоро станут рядовой медицинской рекомендацией. Потому что других средств лечения и профилактики, кроме молитв, не останется.