В обнародованном во вторник пресс-релизе Центра Разумкова отмечается, что 66,8% опрошенных выразили мнение, что ситуация в стране развивается в неправильном направлении.
Почти четверть украинцев – 23,9% – убеждены, что Украина вообще не способна преодолеть трудности.
* * *
Согласно данным опроса, представленного во вторник в Киеве, категорически не одобряют работу Порошенко на посту президента 47,6% опрошенных, скорее не одобряют – 26,9%, полностью одобряют 2,4%.
Деятельность премьер-министра Украины Владимира Гройсмана категорически не одобряют 44,4% опрошенных.
Деятельность председателя Верховной рады Андрея Парубия категорически не одобряют 47,1% респондентов.
Работу генерального прокурора Украины Юрия Луценко негативно оценивают в целом 70,6% респондентов.
«Правый сектор» мечтает о реванше
В центре Киева в годовщину начала евромайдана произошли столкновения между митингующими и силовиками. Группа людей принесла на майдан Незалежности несколько десятков автомобильных покрышек, однако полицейские не позволили им поджечь их, начав задерживать активистов. В результате конфликта произошла потасовка.
После этого демонстранты с майдана отправились к отделению Сбербанка, расположенному на площади Льва Толстого, в котором они разбили окна, заявив, что российские компании не имеют права работать на Украине. Кроме того, митингующие попытались атаковать офис движения «Украинский выбор». Как сообщает телеканал «112 Украина», они бросили в помещение горящие файеры и дымовые шашки, после чего начался пожар. Однако интернет-издание «Страна.ua» передает, что вместо офиса Медведчука демонстранты разгромили расположенный на цокольном этаже здания салон красоты.
«Требования майдана так и не были выполнены, идеи, с которыми мы приходили, так и остались идеями. Поэтому я призываю, чтобы те, кто в 2013, 2014 годах поднял голову и до сих ее не опускает, продолжали борьбу и вышли 21-го [ноября] на майдан», – заявил лидер организации «Белый молот» Владислав Гаранин. («Белый молот» – одна из тех организаций, что во время событий евромайдана объединились в «Правый сектор» (запрещенная в России организация).)
По данным СМИ, также в организации акции должны были принять участие советский диссидент и один из основателей Украинской республиканской партии Степан Хмара, депутат Рады Юрий Шухевич (сын лидера УПА), лидер Добровольческого движения запрещенной в РФ ОУН Николай Кохановский, глава «Правого сектора» Андрей Тарасенко.
При этом отмечалось, что националисты разрозненно проведут несколько акций.
«Практически сразу после майдана лидеры ультраправых организаций вроде «Правого сектора» заявили о том, что они продолжат работу по подготовке свержения «режима внутренней оккупации» – так они называли и режим Порошенко, – напоминает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. – С тех пор активно и неприкрыто собирают оружие, проводят тренировки боевиков – именно с целью очередного путча в Киеве. Эти люди плевать хотели на представительную демократию. У них есть танки, бронетехника, артиллерия, гранаты, масса стрелкового оружия. Разве этого недостаточно для переворота?»
Ультраправые нынче намереваются особо не сюсюкать с властью и не выставлять палатки. Они планируют сразу идти на штурм. О чем опять-таки давно и громогласно
предупреждают, к чему активно готовятся.
Порошенко и всей его клике рано или поздно придется отвечать или бежать. Конечно, они надеются сбежать. К чему, насколько я понимаю, готовятся не менее усиленно, чем правосеки к перевороту.
На Украине станет спокойней, если сторонники Билецкого уедут воевать в Сирию. Политолог Александр Дудчак считает, что командир полка «Азов», депутат Верховной рады Андрей Билецкий, который предложил Украине послать добровольцев воевать в Сирию на стороне США против курдов, заблудился во времени и пространстве.
«Какая-то каша в голове бывшего историка, нынешнего нациста. Не уверен, что он утруждал себя исследованиями, кто, где, на чьей стороне воюет. Главная мысль, если это можно назвать мыслью, ?– предложение американцам «оплатить всю эту нашу экспедицию».
Он говорит, что «Украина могла бы стать ключевым фактором в разрешении сирийского конфликта», если бы отправила туда несколько тысяч добровольцев. «Это вряд ли», – усомнился Александр Дудчак.
Однако, по его словам, на Украине стало бы намного спокойней, если бы несколько тысяч сторонников Билецкого взяли билет в одну сторону из Украины. Ранее сообщалось, что националисты из «Азова» хотят воевать в Сирии против России.
Майдан как привычка: ненасильственной смены власти больше не получится
Третью годовщину второго майдана Киев встретил протестами обманутых вкладчиков и удивленных (суммами в платежках за коммунальные услуги) граждан. Особой массовости, организованности и целеустремленности не наблюдается, считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко.
Возможен ли «третий майдан» и чего боятся в Киеве? Думаю, «третий майдан» невозможен. В Киеве, безусловно, давно подготовлен государственный переворот, который сейчас в очередной раз пытается реализовать одна из многочисленных политических группировок, возглавляемая Тимошенко. Остальные застыли в готовности выскочить в последний момент из-за спины Тимошенко и приватизировать ее победу или же (если Порошенко удастся в этот раз удержаться) сделать вид, что ни о чем таком не думали.
Каждый победивший майдан – государственный переворот. Но не каждый победивший государственный переворот – майдан. Именно поэтому я более двух лет твержу, что очередной государственный переворот в Киеве назрел уже в тот момент, когда Порошенко принял присягу президента, и с лета 2014 года может произойти в любой момент. Но он не может произойти в форме майдана.
То, что сейчас только ленивый не ждет в Киеве «третьего майдана», объясняется особенностью человеческой психики. Человек всегда ждет того, что уже происходило, и редко бывает способен уловить изменение ситуации, делающее бывшее более невозможным.
Янукович в 2013 году хорошо подготовился к майдану в том виде, в каком видел его в 2004–2005 годах и готовился просто пересидеть оппозицию. Он не мог себе представить, что майдан сам двинется на штурм
правительственных задний и в конечном
итоге выгонит его с Банковой, из Киева, из Межигорья и из страны.
Точно так же Порошенко, его сторонники, его оппоненты и большинство наблюдателей считают, что новый государственный переворот в Киеве примет примерно те же формы, что и «второй майдан» (2013–2014 годов). Но это невозможно.
Технология протеста. Для начала отметим, что майданная технология предполагает, среди прочего, обязательную внешнюю поддержку протеста. В данном случае внешняя поддержка выступления против Порошенко невозможна.
На украинском поле играют Россия, ЕС и США. Все они по разным причинам совершенно не заинтересованы в дестабилизации ситуации на Украине. В мире есть проблемы гораздо важнее украинской, а ресурсы у всех не резиновые. Украинскую проблему предпочитают отложить на потом.
Поэтому в Москве, Брюсселе и Вашингтоне понимают: если выступление произойдет, шансов удержаться у Порошенко практически нет. Поэтому они стараются события не форсировать и по мелочам даже помогают Порошенко. То США через МВФ миллиард долларов подкинут на бедность, то Россия газ в Геническ подаст, то ЕС сообщит о готовности предоставить «условно-безвизовый» режим. Мятежников внешние силы поддерживать точно не будут, хоть и войска на помощь Порошенко не пришлют.
Готовность власти сопротивляться. Таким образом, внешнее вмешательство исключено. Но внешняя поддержка любого майдана («цветной революции») важна не сама по себе, а как составная часть пазла. Майдан – ненасильственная революция. Внешнее вмешательство блокирует действия властей по ее силовому подавлению. В этом его роль. Там, где внешнее вмешательство оказывается неэффективным, получается не майдан, а Тяньаньмэнь. Или более мягкий белорусский вариант. Свергнуть ненасильственным путем готовую сопротивляться власть невозможно.
Кстати, успешны не только технологии разгона. Технология пересиживания майдана, на которой прокололся Янукович, была до этого успешно применена в Венгрии. Митингующие более полугода протестовали у здания парламента. Правительство спокойно подождало, пока они устанут и разойдутся.
В том, что украинская власть готова сопротивляться, в том числе и вооруженным путем, сомнений нет. Она об этом неоднократно открыто заявляла. В том, что внешние силы не станут давить на Порошенко, требуя отказа от применения силы, также не приходится сомневаться. Публично одобрять его действия не будут, но и осуждать тоже.
А это значит, что ненасильственный переворот, каковым и является майдан, в Киеве априори не возможен. Петра Порошенко уже год пытаются убедить отдать власть конституционным путем, согласившись на досрочные перевыборы парламента, а затем и президента. Порошенко отказывается. Нет оснований считать, что он переменит свою позицию. Значит, смена власти в Киеве возможна только вооруженным путем.
Однако надо учитывать, что миллионы стволов боевого оружия за последние три года разошлись по стране и осели на руках у населения. То есть сам факт свержения Порошенко вряд ли способен прекратить сопротивление его сторонников, а также гарантировать отказ победителей переворота от выяснения отношений между собой.
Фактически мы имеем дело с гражданской войной, начинающейся на территории Украины, подконтрольной Киеву. Причем этот этап гражданской войны утрачивает идеологический характер (какой имел первый этап, локализованный в Донбассе). Война за выбор будущего перетекает в войну за ресурсы, необходимые для выживания в настоящем. Это можно назвать как угодно, но только не майданом. Термин «третий майдан» используется киевскими пропагандистами для того, чтобы потенциальные путчисты могли получить поддержку жителей столицы, привыкших к тому, что майдан – это хорошо, и считающих его почти легитимным способом смены власти.
Конец эпохи «цветных революций». Напоследок хочу отметить, что рассмотренный локальный украинский случай отражает глобальные тенденции. «Цветные революции» исчерпали себя и вряд ли возможны в будущем. Во-первых, глобальные игроки слишком заняты существующими проблемами, чтобы втягиваться в длительную, ресурсоемкую борьбу по организации ненасильственного переворота. Более того, карты давно открыты, имитировать непричастность к «спонтанному народному выступлению» не имеет смысла. В случае необходимости простой традиционный военный или дворцовый переворот куда дешевле и эффективнее. Во-вторых, слабые страны с неустойчивой властью уже зачищены и разрушены. В остальных государствах власти изучили «оранжевые» технологии и научились им сопротивляться.