Ток-шоу заменяли Пупкову театральные спектакли, которые были недоступны ему из-за отсутствия средств.
Не пропускал он и передачи под рубрикой «Осторожно, мошенники!», где разъясняли, как в супермаркетах и других шопах в безбрежном море отравленных и просроченных продуктов вылавливать относительно безопасные для организма товары, как не попасться на удочку расплодившихся словно мухи на навозе аферистов, использующих разнообразные крючки для захвата денег и квартир доверчивых граждан. Эти сведения Пупков усваивал и удивлялся: «Каким, однако, изощренным и великим умом наделил Господь человека, не зря священники называют его подобием Божиим».
В одной передаче был затронут вопрос о растущих долгах населения жилищно-криминальному хозяйству. Прозвучала общая цифра в триллион рублей. Пупков подумал: «В России это цифра с двенадцатью нулями, а в некоторых странах в ней восемнадцать нулей, это огромная сумма». Но диктор сказал, что эти долги не опасны для государства, потому что 63 процента россиян регулярно за свое жилье платят и лишь треть пренебрегает обязанностью добросовестно обогащать хищные конторы и хваткие товарищества по обеспечению проживания граждан.
Было показано, как у нерадивых плательщиков электромонтеры отрубают свет, а сантехники перекрывают воду и затыкают канализационные трубы. Эти суровые, но справедливые меры, внушал экран, соответствуют демократическим законам и гуманным принципам конституции, ибо право на жилье имеет каждый, кто его вовремя оплачивает, невзирая на беспредельное вздорожание и изобретение новых способов ограбления населения. В противном случае жильцов вежливо просят перебраться на улицу, чтобы на морозе они осознали важность соблюдения правил игры, придуманных сверху, а к тем, кто упорствует, полиция вынуждена применять «мягкую» силу.
Одна бабушка восьмидесяти лет на личном опыте ощутила достоинства демократии. Из чувства сострадания ее выселили не на улицу, а на теплую лестничную площадку. Однако она ухитрилась заболеть воспалением легких, и ее переместили в богоугодное заведение, из которого она благополучно перебралась туда, где никакое жилье не требуется.
Процедура отключения электричества и перекрытия воды не вызвала интереса, рутинная работа, зато яркое впечатление произвел сюжет, как сантехники затыкали пробкой трубы канализации. Выполняли они это с нескрываемой радостью, ведь для некоторых людей нет большего удовольствия, чем сделать что-нибудь приятное ближним. При этом они весело смеялись: «Теперь у жильцов будет такая вонища, хоть беги из квартиры». Но больше всего Пупкова поразило, как грамотно современные инженеры сумели решить сложную задачу затыкания канализационной трубы металлической пробкой – в XX веке развитие науки не позволяло это осуществить, но русский человек недаром первым вылетел в космическое пространство, он и в сантехнике научился творить чудеса.
Однако на всякое действие нередко следует противодействие – иными словами, из любого безнадежного положения сообразительный индивидуум способен отыскать спасительный выход. Так, другая восьмидесятилетняя старушка нашла гениально простой способ выживания в экстремальных условиях – стала справлять нужду на балконе. Слава богу, под ней оказался мужчина, который с юмором наблюдал текущие сверху на его балкон нечистоты, другой бы потребовал выселить бедную бабушку через суд.
Эта передача сильно подействовала на воображение Пупкова. «Однако, – подумал он, – я тоже полгода не плачу за электроэнергию, уже три раза приходили угрозы отключить свет. И вообще, на оплату квартиры скоро не будет денег, совсем, как у правительства, но надо держаться...»
Пупков при советской власти получил бесплатное высшее образование, поэтому он умел размышлять. В его голове стали возникать разные мысли, как выжить в квартире, если все жизненно необходимые условия будут в ней ликвидированы. При решении этой трудной проблемы ему вспомнился показанный накануне по каналу «Звезда» фильм о том, как выживали во время Великой Отечественной войны партизаны в зимнем лесу на оккупированной фашистами территории.
«Отключат электричество – ерунда, – здраво рассудил он, – и без этой роскоши можно вполне обойтись. К чему вспоминать партизан, наши предки до самой революции не знали, что такое электроэнергия, пока не появилась у крестьян лампочка Ильича. Даже сейчас в России полно деревень, где нет никакого электричества, и люди спокойно там существуют. У меня в кладовке где-то завалялась пачка свечей, и есть керосиновая лампа, а керосин продается в хозяйственном магазине. Ложиться спать нужно пораньше, как стемнеет, и вставать, когда рассветает, такой естественный режим укрепляет здоровье.
Другой вопрос – как готовить пищу. На электричестве все равно много не сваришь, оно слишком дорогое. Хуже будет, когда отключат газ. Но тоже можно приспособиться, и без газа народ в деревнях живет, газ нужен обитателям цивилизованных стран, он их национальное достояние. Партизаны готовили пищу на широкой консервной банке, в таких раньше продавали селедку, внутри горели щепки, а сбоку были проделаны отверстия, чтобы дым не поднимался кверху, а выходил в стороны и не был заметен фашистам с самолета. У меня задача гораздо проще, в квартире самолеты пока не летают. На кухне в шкафу пылится большая эмалированная кастрюля, ее можно поставить на газовую плиту, положить в нее дровишки, их легко найти в лесопарке или на помойке, а сверху накрыть железной решеткой, на которую водрузить можно и чайник, и кастрюлю, и сковородку. Заодно огонь будет давать тепло, если отключат и отопление. Тогда придется установить и буржуйку.
С водой проблема посерьезнее, но тоже решаемая. Партизаны пили воду из луж, процеживая через тряпку, и никто не отравился. Зимой растапливали снег. Ноги у меня пока, слава богу, ходят, я могу привозить воду с родника, она лучше водопроводной, или брать у приятеля, который еще работает и способен платить за квартиру, он живет в нашем доме. Можно также приносить святую воду из храма, который построили недалеко православные люди. Никто не запрещает покупать в свои бутылки артезианскую воду, ее продают в будке у магазина, она не очень дорогая. Помыться можно раз в месяц в бане или в ванне у родственников. Партизаны стирали белье золой, мыло в лесу купить было негде. Золы у меня тоже будет достаточно от приготовления пищи, кроме того, надеюсь, и денег хватит на кусок мыла. Для стирки и мытья рук удобно растапливать снег, как делали партизаны.
Сложнее всего с канализацией, потому что живешь не в лесу. Но и здесь можно выкрутиться. Старушка по телевизору подала очень ценную идею. Замена туалету – балкон. Хоть у меня и высшее образование, но до этого я бы, пожалуй, сам не додумался. Что значит народная мудрость. Хотя, когда человека сильно прижмет, он и не на такое способен. Но старушка уже не имела сил выходить из дома, в этом ее беда. А мне ее метод необходимо усовершенствовать. Во-первых, справлять большую нужду надо в ближнем лесопарке или на школьном дворе, или в соседнем скверике. Делать это следует поздно вечером, когда на улице мало людей. Выгуливают же там собак, это не возбраняется, а чем человек хуже собаки? Или кошки? Во-вторых, и балкон нельзя сбрасывать со счетов. Но нужно завести ведро. Оно будет выручать во всех случаях в течение дня, а вечером надо выносить его в скверик, на школьный двор или в соседний лесопарк. Никто не знает, что ты несешь в ведре, накрытом крышкой. Еще надо…
– Ты чего телевизор выключил? – послышался голос из кухни, и в комнате появилась жена. – Расселся на диване и ничего не делаешь.
– Я мечтаю, – ответил Пупков.
– Это о чем?
– О том, как счастливо мы заживем, когда президент нам поднимет пенсию хотя бы в два раза. В своем послании дворянскому собранию он много наговорил, комментаторша насчитала семь тысяч слов. Сказал, что главное – это сбережение людей. Но народ словам давно не верит, лучше бы вернулась советская власть. Помнишь, как мы с тобой студентами университета перед свадьбой ездили в Крым, в Коктебель, к Максимилиану Волошину? Боже мой, какое чудесное время было! Море, горы, волшебная сказка! Поднимались на древний вулкан Карадаг!
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива:
Его полынь хмельна моей тоской...
Господи, как давно мы не были с тобой на море! Десятилетия пропали даром. Неужели больше не удастся побывать в Крыму? И в Сочи?..
– Раскатал губы, – сказала жена, – смотри вон в телевизоре, как другие в Крым ездят, да в Сочах отдыхают. Чем мечтать впустую, лучше бы сходил в магазин, купил макарон и подсолнечного масла, чем я тебя кормить буду?
– Господи, вечно серая проза жизни, и помечтать нельзя, будто мы уже и не интеллигенты.