После победы контрреволюции 1991–1993 гг. власть сделала все, чтобы вытравить из сознания народа память об Октябре. На первых порах она питала иллюзию, что народ просто забудет о своем революционном прошлом. Но годы шли, а ожидания не оправдывались. Каждый год холодным осенним днем на улицу выходили коммунисты, люди левых убеждений, устраивали шествия и митинги, отмечали 7 Ноября как великий праздник. После этого в прессе появлялись сообщения такого примерно содержания: «Жалкая кучка сторонников свергнутого режима, не желающих мириться со своим поражением, вновь вылезла со своими отжившими лозунгами, ностальгируя по проклятому совку».
Но, как ни злобствовала демшиза, количество людей, не желающих предать забвению величайшее событие отечественной и мировой истории, не уменьшалось. Тогда власть придумала мошеннический идеологический ход: объявили 7 ноября Днем примирения и согласия. Однако и это не подействовало. Пришлось пойти на откровенный подлог: отменить празднование 7 Ноября и учредить мутный «День народного единства». Вдруг власть вспомнила о событиях, случившихся якобы 4 ноября 1612 года, которых не заметили даже современники (именно по той причине, что ничего особенного в тот день в Кремле не происходило) и повелела в память об этих событиях торжествовать. Теперь «Единая Россия» с помощью административного ресурса организует показушное мероприятие, смысла которого не понимает ни один из его участников.
Я убежден, что «День народного единства» проживет не дольше, чем политический режим, который сей «день» породил. Наш народ вернется к празднованию Великой Октябрьской социалистической революции, ведь именно она является главным событием XX века, определившим ход отечественной и мировой истории.
Книга Рустема Вахитова адресована думающему читателю, который не желает 4 ноября брести в числе демонстрантов, согнанных на праздник по разнарядке «Единой России».
Автор подвергает анализу ряд мифологем, на которых зиждется официальная пропаганда правящего режима: «процветающая царская Россия, кормившая своим хлебом пол-Европы», «стремительный рост образованности народа при царском режиме», «злодеи-большевики, совершившие неслыханный грех цареубийства», «Февральская революция, открывшая перспективу нормального демократического развития России и ставшая жертвой коварства большевиков», «октябрьский переворот, положивший начало невиданному в истории бесчеловечному эксперименту» и т.п.
Немалая часть книги посвящена В.И. Ленину – главной, без сомнения, фигуре отечественной истории XX века.
На большом фактическом материале, во всеоружии своей эрудиции Рустем Вахитов показывает, что Октябрь не был исторической случайностью. Царская Россия все глубже и глубже увязала в трясине социальных антагонизмов, из которых был только один выход – революционный взрыв. Февральская революция, однако, не разрешила назревших и перезревших проблем, а только ухудшила общее и без того плачевное положение. Страна оказалась на грани исторического небытия. И только Октябрь оказался спасительным. Он открыл перспективу модернизации, без которой существование России в качестве субъекта истории было невозможно. «Хитрость мирового разума» состоит в том, что эту национально-освободительную по своему содержанию задачу решили большевики – носители интернациональной идеологии. Как показано в книге, это стало возможным в немалой степени по той причине, что вождь большевиков Ленин был чужд доктринерства, обладал гениальным политическим чутьем и способностью менять тактику и стратегию в соответствии с чаяниями масс.
Неверно называть современный период российской истории постсоветским, ибо главное состоит не в том, что он наступил после советской власти, а в том, что он ведет свое начало с антисоветского переворота 1991–1993 годов. Так что правильнее современный период истории России именовать антисоветским. Но не один режим не может держаться только на насилии. Требуются какие-то идеологические скрепы, какие-то общие святыни. После некоторых колебаний и сомнений на роль такой главной святыни была назначена Победа. Но поистине скандальное обстоятельство состоит в том, что Победа 9 мая 1945 года была бы невозможна, если бы в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в Петрограде не произошло вооруженное восстание. Ведь несомненно, что только Октябрь позволил сбросить оковы, мешавшие развитию созидательных сил народа. Лишь в результате революции стала возможна модернизация, обеспечившая мощный цивилизационный рывок нашей страны в XX веке. И вот, проклиная и предавая поношению Октябрьскую революцию, идеологическая обслуга режима вынуждена возвеличивать Победу, старательно умалчивая о том, что без первого не могло бы быть и второго.
Правящий режим, при всей его реформаторской риторике, фактически возвратил Россию в то состояние сырьевой периферии «цивилизованного мира», из которого она благодаря Октябрю, ценой больших усилий и жертв сумела выбраться. Только теперь, как показано в книге, компрадорская элита гонит за рубеж не хлеб, а газ и нефть. Добром это кончиться не может, ибо зависимый тип развития несовместим с бытием России как великой страны. Свидетельство тому − весь исторический опыт, в том числе и современный.
Антисоветский период истории России длится уже более четверти века. По меркам жизни одного человека это очень много, в масштабе истории – совсем недолго. Все уходит в прошлое, канет в Лету и эпоха развитого путинизма с ее псевдопатриотической риторикой и невыразимо пошлой эстетикой. Исторические условия изменятся, и вновь откроется перспектива нового созидательного рывка. Но эти изменения не произойдут сами собой, их нужно готовить, подвергая аргументированной критике идеологические мифы, с помощью которых правящий режим держит народные массы в повиновении. Книга Рустема Вахитова – одна из тех, что просвещают народ для грядущих перемен.