Проявляет некоторую озабоченность Государственная дума.
В связи с этим, как это ни прискорбно, но приходится признать, что в рейтинге регионов России по количеству психически больных на 100 тысяч человек населения Алтайский край признан лидером – самым неуравновешенным субъектом РФ. Такие данные приводит Life.ru со ссылкой на данные Минздрава и главного психиатрического института страны – Исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. Речь идет о россиянах, которые обратились за психиатрической помощью и по итогам исследования находятся под диспансерным наблюдением с различными диагнозами.
Но это ведь только официальные данные, которые от неофициальных могут отличаться в разы.
По данным статистики, психическое здоровье хуже всего в удаленных регионах. Лидером, сильно опережающим другие субъекты, уже несколько лет является Алтайский край. Так, в регионе на 100 тысяч населения приходится 6365 обратившихся за психиатрической помощью. На втором месте – Чукотка (5172), на третьем – Ямало-Ненецкий автономный округ (4592).
Специалисты, общественники ищут реальные причины трагическому феномену. Предлагаю вашему вниманию размышления моего коллеги Николая Бондаренко, редактора газеты ставропольских коммунистов «Родина», с которым давно у нас выстроена тесная творческая вертикаль сотрудничества.
СУИЦИД? ВЕРНИТЕ ОСТРОВСКОГО В ШКОЛУ…
Суицид, т. е. самоубийство, – одно из самых непонятных и пугающих явлений общественной жизни. Суицид – это оглушительная оплеуха, которую мертвые наносят живым, вызывая у них пожизненное чувство вины перед теми, кто почему-то лишил себя жизни добровольно. «Я не виновен в его смерти, – говорит человеку сознание. – Нет, ты виновен», – настаивает подсознание, как адвокат с того света.
Особенно тяжело переживаются самоубийства детей и подростков. Ведь у взрослого человека еще могут быть какие-то весомые причины покончить жизнь самоубийством. Самоубийство же юной души – это всегда непоправимая трагедия для всех и в первую очередь для самого самоубийцы. Жизнь – не компьютерные стрелялки, где у героя может быть несколько жизней. У человека же она всего-навсего одна. Ее никогда раньше не было и больше никогда не будет. Но подростки это недопонимают…
9 марта 2017 года президент РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, высказал особую тревогу по поводу распространения сайтов, пропагандирующих суицид среди детей и подростков. Президент призвал правоохранительные органы активно пресекать действия хозяев, создателей и администраторов подобных сайтов, назвав их «преступниками», и поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду.
Что ж, наконец-то и высшая власть в России обеспокоилась проблемой молодежных суицидов, уже давно тревожащей родителей, школьных педагогов и психологов. Неужто высшему руководству страны неизвестно, что Россия уже давно, начиная с 90-х, лидирует в Европе по подростковым суицидам?
И уж совсем убийственным для нынешнего политического режима является тот факт, что Российская Федерация в сравнении с Советским Союзом – это сущий ад для молодых людей. Павел Астахов как-то обнародовал в Думе такие цифры: в России ежегодно фиксируется 300 детей-самоубийц и 1500 самоубийц-подростков. (Напомним, что в России проживает более 140 млн человек.) А вот данные советского времени: в СССР (население вдвое больше) с 1953 по 1985 г. (более чем за три десятилетия) покончили с собой 617 детей и подростков. Вдумаемся в эту цифру: за 32 года в 250-миллионной стране произошло всего 617 трагедий, связанных с молодежным суицидом, что в три раза меньше, чем теперь их происходит всего за 1 год в 140-миллионной стране.
В чем же дело, господа-товарищи? Подстрекатели из социальных сетей виноваты? Конечно, виноваты, но их вина ничтожна по сравнению с виной государства перед молодыми людьми в этом вопросе. Главные мотивы самоубийств детей и подростков – три: меня никто не любит (разлюбили); я никому не нужен – остался совсем один; я никогда не стану знатным и богатым – зачем жить? Жизнь бессмысленна… Как учитываются эти мотивы Российским государством? Оно их просто усугубляет.
О любви. Государство грубо вмешивается в семейные отношения. Закон «о шлепках», принятый Думой якобы в защиту детей от родительского насилия, несомненно, будет способствовать еще большему отчуждению в отношениях между родителями и детьми. О какой любви может идти речь, особенно когда подросток поймет, что он может держать родителей в страхе, шантажировать их? Накажете – донесу… (Еще иные «моралисты» смеют швырять камни в Павлика Морозова.)
Об одиночестве. Государство разрушило коллективные основы школьной жизни. Организации октябрят, пионеров, комсомольцев ликвидированы, а взамен не создано ничего стоящего вообще. Но молодежь живет выводком (т.е. стихийно возникающими группами), как сказал пусть грубо, но правдиво один политик. Однако неорганизованные группы молодых людей имеют положительную направленность, по словам А.С. Макаренко, лишь в счастливом случае. А в прочих случаях развитие отношений в таких группах происходит по уголовным законам. Значит, юный человек в кругу ровесников чувствует себя или «паханом», говоря уголовным языком, если он лидер, или «шестеркой», или он вообще оказывается вне такого «коллектива», т.е. в полном одиночестве. В итоге в суррогатных коллективах детей и подростков сверстники нередко доводят до самоубийства, а вне их легко дойти до суицида и самому, раз человек оказывается один, раз нет друзей.
О смысле жизни. Государство, отказавшись от коммунистических идей, лишило смысла бытия миллионы людей, и вновь приходящие поколения, уничтожило сам смысл существования СССР. Страна до сих пор не вышла из этого духовного шока. Многие взрослые люди или умерли, или спились, или просто-напросто изъяли себя из жизни, как это сделала, например, поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина.
Казалось бы, молодых это не должно было коснуться вообще: у них же нет коммунистических убеждений, и не могло быть. Но что же им предложено в качестве смысла жизни? Смыслом стало сплошное потребительство: бери от жизни все! Кто хочет стать миллионером? Оттянись в своем формате! И т.д. Какой же это ужас для молодежи, которая генетически стремится к честной и возвышенной жизни! Юная душа, пусть и втайне, но мечтает вовсе не о капитализме, а об идеализме. Есть молодые люди, которые завидуют старикам: «Вам-то хорошо, у вас всегда был смысл жизни и борьбы». Но идеализма сегодня молодежь не видит нигде и ни в чем: как тут не поддаться искусу самоубийства или глупого риска, типа зацеперов, экстремалов, устремленных к игре со смертью.
Что можно сделать в этой ситуации? Господа, верните хотя бы литературный идеализм, верните Павку Корчагина – Николая Островского в школу! Пусть каждый школьник прочтет роман «Как закалялась сталь». Неужели книга не тронет юную душу, пока она есть? Ведь на этом романе воспитывались несколько поколений людей.
Жизненный подвиг, совершенный Николаем Алексеевичем Островским, не имеет аналогов в истории. Кто знает более высокий пример деятельной борьбы за жизнь – пусть его назовет. Прикованный почти на десятилетие к постели, лишенный возможности двигаться и видеть, переживая с ума сводящую боль и находясь ежечасно, ежеминутно на грани жизни и смерти, он в таком состоянии сумел получить среднее и высшее образование, написать две книги, работая при этом ежедневно по 12–16 часов в сутки. Рукопись первой книги была потеряна. Островский был вынужден все восстанавливать с нуля по памяти. Да одно только это могло сломать едва ли не любого творческого человека.
Мученик Островский? Нет, он называл себя одним из счастливейших людей на свете. Что придавало ему силы жить и работать? Как раз то, над чем сегодня многие смеются и издеваются, – силы ему придавали коммунистические убеждения. Процитируем некоторые высказывания Островского:
«Я хожу на краю пропасти и каждую минуту могу сорваться. Я это твердо знаю. Два месяца назад у меня было разлитие желчи и отравление желчью, я не погиб только случайно. Но как только упала температура, я немедленно принялся за работу и работал по 12 часов в день. Я боялся, что погибну, не окончив книги».
«Я чувствую, что таю. И спешу уловить каждую минуту, пока чувствую огромное пламя в сердце и пока светел мой мозг. Меня подстерегает гибель, и это усиливает жажду жизни. Я не герой на час. Я победил все трагедии своей жизни: слепоту, неподвижность, безумную боль. Я очень счастливый человек, несмотря на все».
«Я – маленькая дождевая капля, в которой отразилось солнце партии».
Вчитываясь в эти слова, невозможно не устыдиться человеку, который пасует перед несравнимо меньшими трудностями и проблемами. Стыдно лезть в петлю из-за мелочей. Или прыгать с крыши дома. Или принимать яд. Или вскрывать вены. Стыдно перед подвигом Островского. Неужели молодые люди этого не поймут? Неужто и взрослые не поймут: преступно изымать роман «Как закалялась сталь» из школьной программы.
Советская власть наградила Островского орденом Ленина, присвоила воинское звание бригадного комиссара. Ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького, переулок Пречистенский был переименован в переулок Островского. Нынешняя власть вернула переулку прежнее название, изъяла творчество Островского из школьного программы и, видимо, надеется вообще вычеркнуть его имя из памяти народа. Стыдись, Россия! Какие же герои тебе нужны?
Н.Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук
И еще несколько фраз в заключение
В руках у меня темно-красного цвета альбом. На нем золотым тиснением надпись:
«Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи. МУЗЕЙ Николая ОСТРОВСКОГОСооружен в г. Шепетовке в честь 60-летия ЛКСМ УкраиныИюнь. 1979 год»
На первой странице вклеено письмо из Управления делами Президиума Верховного Совета Украинской ССР, располагавшегося на улице, носившей имя Кирова.
«Совету народного музея имени В.И. Ленина средней школы №42 имени 60-летия Великого Октября г. Барнаула.
Уважаемые товарищи!
По Вашей просьбе посылаем для Вашего музея некоторые материалы из имеющихся у нас.
Желаем успеха в Вашем благородном деле.
Управляющий Делами
Л. Горевой»
Далее – цветные фотографии: памятник прославленному писателю у входа с почетным караулом пионеров. Сам музей более чем изысканной и стильной архитектуры.
Не зря, видимо, по этой причине Музей Николая Островского в Шепетовке был занесен в международный каталог «Музеи мира» как уникальный памятник архитектуры. Далее – фотографии экспозиции, рассказывающей о боевом и созидательном труде Страны Советов.
Альбом этот нашли у мусорного бака.
А о судьбе музея без боли и думать невозможно.
Такой вот жизненный штрих к более чем грустному повествованию.
Владимир БРОВКИН
г. Барнаул