Первый военный снимок «Москвичи слушают сообщение Молотова» он сделал в 12 часов дня 22 июня 1941 г. в Москве на улице 25 Октября, послед-
ний – во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Он автор знаменитой фотографии «Знамя Победы над рейхстагом», был аккредитован на Потсдамскую конференцию, освещал ход Нюрнбергского процесса. Его работа отмечена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями. В 1995 году на фестивале журналистики в Перпиньяне ему было присуждено почетное звание «Рыцарь ордена искусств и литературы».
* * *
Как сообщила дочь Евгения Халдея Анна, две недели назад она впервые получила возможность отобрать из двух архивов (архива, сохраненного в России, и из только что возвращенного по суду архива из Америки) фотографии и негативы для предстоящей в апреле в Москве выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения мастера.
«Мы просматриваем вернувшиеся негативы, разбираем фотографии, – рассказала она. – Негативы заберу все, что есть. А фотографии – там есть очень известные вещи. Есть три фотографии, у которых уже нет негативов, поскольку печать старая».
По ее словам, на выставке, намеченной на 3 апреля, будут представлены работы разных лет – довоенный период до 1941 года, период Великой Отечественной войны, которую фотокорреспондент прошел от первого до последнего дня, а также фотоработы послевоенных лет.
«Мы долго думали о названии выставки, – отметила Анна. – Как вместить значение этого события в несколько слов? Ее предложили назвать «Большая жизнь Евгения Халдея». Мне кажется, в это название вошло все». «Он действительно прожил большую жизнь, – сказала Анна. – Он ушел, оставаясь на посту, до последнего – всего через неделю после того, как прилетел с очередной выставки своих работ. Его жизнь продолжается в фотографиях. Он очень любил свою работу, любил людей, с которыми прошел рядом».
Архив оказался в США в конце 1990-х годов, и, как отметила Анна Халдей, человек, у которого были эти фотографии «повел себя бессовестно». На протяжении многих лет она пыталась вернуть архив в Россию. Ее интересы в американских судах безвозмездно представлял нью-йоркский адвокат Дэниел Ротштейн. Как она подчеркнула, «если бы не помощь Дэниела Ротштейна, мы бы никогда этих фотографий не увидели».
После длительных процессов, которые завершились в конце 2016 года, справедливость восторжествовала и архив вернулся к законному владельцу. Сейчас он находится на специализированном складе для хранения предметов искусства, где поддерживается контроль за температурой и влажностью.
«Как только суд принял постановление о передаче материалов, мы все документировали, – рассказал Ротштейн. – Потом мы постепенно делали инвентаризацию, занимались вопросами сохранности фоторабот. Были долгие споры по поводу того, что кому принадлежит, но в конце концов мы доказали, что всё принадлежит Анне Евгеньевне Халдей. Но всё пришлось доказывать – предмет за предметом, споры были максимальные».
Ротштейн назвал долгую борьбу за возвращение архива «горькой войной». «Но принцип всегда был очень простым: нужно было вернуть архив законным владельцам, чтобы это все вернулось в Россию, – подчеркнул он. – Это должно быть в России, а не в подвалах, как это было здесь, к сожалению».
Старожилы нашей редакции всегда были рады встречам и сотрудничеству с Евгением Ананьевичем. Молодой тогда еще «Советской России» он преподавал мастер-класс в оформлении газеты.
* * *
В Донецкой народной республике почтили память знаменитого земляка, военного фотографа Евгения Халдея: 15 марта была погашена марка в честь его 100-летия со дня рождения. Торжественное мероприятие прошло в республиканском краеведческом музее, где также была развернута выставка работ военкора Великой Отечественной войны.
Жизнь легендарного фотокора, родившегося в Юзовке (ныне Донецк), началась с трагических событий: когда ему был всего год, в погроме, устроенном украинскими нацистами в марте 1918 года, были убиты его мать и дед, а сам он получил пулевое ранение в грудь.
Увлекаться фотографией Евгений начал с юного возраста. Свой первый снимок сделал самодельным фотоаппаратом в 13 лет, который смастерил из линзы от бабушкиных очков и коробки. В 22 года он стал фотокорреспондентом «Фотохроники ТАСС». Со своей легендарной «Лейкой» он прошел всю войну от Мурманска до Берлина. В ходе Нюрнбергского процесса его фотоработы послужили доказательствами зверств немецких нацистов.
Директор Донецкого музея фотожурналистики и фототехники Александр Витков рассказал, что объявление о выставке Евгения Халдея вызвало в Донецке большой интерес: жители города приносили сохранившиеся фотографии земляка для экспозиции. Витков считает, что следующим шагом должна стать установка памятника мастеру военной журналистики Евгению Халдею. Он также рассказал, что с дочерью фотографа Анной подготовил к печати антологию работ ее отца. «В Донбассе помнят своих героев и не предадут память предков никогда», – подчеркнул А. Витков.
Открывается выставка «Большая жизнь Евгения Халдея»