27 марта 2008 года в Тобольске прошло выездное заседание президиума Госсовета, посвященное развитию малого и среднего бизнеса в России; председательствовал уже избранный президентом, но еще не вступивший официально в должность Дмитрий Анатольевич Медведев.
Уже по теме заседания было понятно, что новый президент будет заигрывать с российской мелкой буржуазией, попытается ей понравиться. Сейчас самая большая проблема мелкого производителя – это взаимодействие с разного рода надзорными органами – от налоговой службы до санитарно-эпидемиологического контроля. Уложиться во все принятые стандарты, не разорившись при этом, предпринимателю крайне трудно. Обо всем этом, конечно же, знает и «преемник» Путина. И он говорит именно то, что целевая аудитория хочет от него услышать. Признав, что «уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве просто отсутствует», Медведев констатирует: «…речь идет о такой легальной форме взятки, поборов». Но если бы он просто ограничился изложением фактов, то едва ли те, к кому были обращены слова Дмитрия Анатольевича, посчитали бы сказанное достаточным. В конце концов, правильные слова может говорить кто угодно. От президента же ждут действий, и Медведев объявляет: «Возникает мысль полностью запретить проверки малого бизнеса. Принять такое волевое решение, чтобы не ходили и денег не вытягивали из малого бизнеса». Наверное, многие из измученных всякого рода «проверками» собственников очень обрадовались, услышав, что «всенародно избранного» посещают подобные мысли.
В действительности у большинства мелких и средних предпринимателей повода для радости нет, и вот почему. Верно, что «проверки», будучи «в легальной форме взятками», стесняют производителя, не дают ему полноценно развиваться. Верно, что регулярно повторяющийся процесс «хождения и денег вытягивания» наносит его жертвам не только материальный, но и солидный моральный ущерб. Все это так.
Но верно и другое. Не нужно обладать выдающейся способностью к логическому мышлению, чтобы понять: для того, чтобы на чем-то паразитировать, это что-то должно существовать. Взглянем на ситуацию с малым бизнесом: «проверяющие» паразитируют на предпринимателях, но для того, чтобы они могли паразитировать, предприниматели и их дело должны существовать; иначе паразитировать будет не на ком. Значит, «проверяющие» кровно заинтересованы в том, чтобы мелкий и средний бизнес оставались «на плаву»; тем более что «проверяющие» ведь не платят предпринимателям зарплату и, значит, не терпят от деятельности последних никаких «убытков». Бывают, конечно, случаи, когда поборы совершенно уничтожают какое-либо дело, но они – редкость, исключение; на самом деле ведь «легальные формы взятки» существуют уже полтора десятка лет, но малый бизнес, несмотря на это, существует – для кого, в противном случае, говорил Медведев. Скажу больше – в ряде случаев «проверки» не просто не «убивают» бизнес; напротив, «проверяющие» часто защищают предпринимателей от вмешательства в их дела криминальных элементов («красная крыша»).
Получается, что, озвучивая предложение «полностью запретить проверки малого бизнеса», Медведев на деле выступает против существования этого самого малого бизнеса. Ибо такой запрет откроет дорогу практически никак не ограниченной конкуренции; притом в условиях полного отсутствия запрещенных «проверок» конкурировать, вернее всего, предприниматели будут, не очень брезгуя криминальными методами. А это, в свою очередь, достаточно быстро приведет к разорению большинства нынешних представителей малого бизнеса и обогащению, возвышению меньшинства, которое уже вряд ли можно будет отнести к малому бизнесу.
Рэм Трефин.
Город-герой Москва.