В минувший четверг герой Украины, депутат Верховной рады, символ борьбы «против российской агрессии» Надежда Савченко была задержана украинскими спецслужбами прямо в здании Верховной рады. К автозаку Савченко шла невозмутимо – под государственный гимн «Ще не вмерла…» и крики поддержки не слишком многочисленных сторонников.
Задержали ее по подозрению в подготовке террористического акта в здании Верховной рады Украины.
А ровно за два года до этого, 22 марта 2016-го, Донецкий городской суд Ростовской области признал Надежду Савченко виновной в убийстве журналистов ВГТРК, в покушении на убийство мирных жителей и незаконном пересечении российской границы. Она была приговорена к 22 годам лишения свободы. Но вскоре – помилована Владимиром Путиным и, по сути, обменена на двух российских граждан, находившихся в украинских тюрьмах.
По иронии судьбы за теперешний арест Савченко голосовали украинские депутаты, которые, пока она находилась в российском СИЗО, приходили на заседания парламента в футболках с надписью «Свободу Надежде Савченко!».
Не сказать, чтобы решение было единогласное – 268 голосов за из 450. Но открыто высказались против ареста только 11. Причем восемь из них – члены «Оппозиционного блока», бывшие регионалы, которые футболок в защиту Савченко не носили и являются ее идеологическими противниками.
«Благодарен сотрудникам Службы безопасности и Генеральной прокуратуры за спасенные жизни людей в результате предотвращения массовых терактов и разоблаченной российской спецоперации против Украины. Также благодарю офицеров Вооруженных сил, которые не поддались на провокации и своевременно проинформировали правоохранительные органы о преступных замыслах агрессора и пятой колонны», – заявил Петр Порошенко, забыв о красивых словах про «возращение Надежды».
Как же так – герой Украины, которой это звание присвоено «за несокрушимость воли, гражданское мужество, жертвенное служение украинскому народу», – теперь российский агент и пятая колонна?
Сама Савченко не скрывает, что вместе с ранее арестованным Владимиром Рубаном обсуждала и возможность свержения действующей власти, и даже теракт в Верховной раде. Хотя делать этого, как она утверждает, не намеревалась. А записывались такие обсуждения специально, чтобы хоть как-то взбудоражить властное болото жуликов и проходимцев.
Удивительно ли превращение Надежды Савченко из символа украинской свободы во «врага украинского народа»? Пожалуй, нет. Потому что она – действительно имеет мужество и «несет жертвенное служение украинскому народу» – в рамках собственного разумения. Недаром, когда грядущий арест стал очевиден, Савченко и не подумала просить убежища в Страсбурге, куда ездила накануне, или «бежать в Москву», о чем заявляли некоторые депутаты. Эти депутаты меряют по себе. Вот они-то вполне могут, если припечет, и заявиться в Москву, пусть и называют Россию «страной-агрессором», и драпануть на Запад, сколько бы ни говорили о самостийности. Потому что их заботит исключительно собственное благополучие.
А Савченко, повторимся, радеет о судьбах Украины. Естественно, так, как понимает это она: выросшая в постсоветской Украине в 90-е, служившая в украинской армии в 2000-е, когда национализм, русофобия и антикоммунизм вовсю культивировались.
Но возникли и жажда справедливости, и ненависть к властям, которые грабят и разоряют Украину, ее народ. И была надежда на майдан, который поменяет систему. А потом – участие в братоубийственной войне, причем даже не в составе регулярной армии, а в картельном батальоне «Айдар». «Убивала ли я? Ну, да, я убивала. Скажу честно: я шла и смотрела, где подбитые БТРы, и, понятное дело, что если это уже война, то я говорила правее-левее, – да, это работа наводчиком», – такие показания дала сама Савченко, когда попала в плен к ополченцам ЛНР.
Однако это и отличает Савченко от ее «коллег-депутатов». Она воевала и рисковала собственной жизнью, видела, как умирают люди по обе стороны фронта. Она сидела в тюрьме. И вольно или невольно начала задумываться о выгодополучателях этой войны. А выгодополучателями-то и оказались те самые «коллеги», которые, ничем не рискуя, делали бизнес на этой войне. Цинично, открыто, не прячась. И плевать они хотели на тысячи погибших и миллионы ограбленных ими соотечественников!
Такие обвинения бросила перед арестом Надежда Савченко с парламентской трибуны в глаза депутатам, всей украинской власти. Это и было настоящим, состоявшимся взрывом.
Никакой Савченко не агент ФСБ, как твердят сегодня ее вчерашние украинские защитники. Она и впрямь символ нынешней Украины, раздираемой противоречиями, войной, собственным руководством, насаждаемой ненавистью к русскому народу и «советской оккупации».
Теперь за Надежду Савченко и заступиться некому: смолки и российские либеральные правозащитники, и западные. Ведь все они поддерживают кровавый воровской режим в Киеве.
Но и российский официоз, твердящий о «казусе Савченко», не спешит обнародовать ее выступление в Верховной раде. Может, неприятные аналогии смущают?
По последним данным, на заседании суда, который избирает ей меру пресечения, Савченко заявила, что объявляет голодовку.
Павел СВИРИДОВ
Каждое слово — заряд тротила
Н. Савченко: Вы сейчас кричите «позор» Звезде Героя Украины, она есть у многих украинцев. А вот это – депутатское удостоверение, депутатский мандат. Что дороже? Что стоит предать первым? Положить вам мандат и уйти из политики, чтобы вы были счастливы, или отказаться от Звезды Героя, как многие хотят?
Люди, которые меня поддерживают, говорят: «Не отдавай Звезду». Но они поймут, если я ее отдам на растерзание тем, кто будет потом «порохободить». Но если я и отдам, те, кто «порохободят», все равно будут лить дерьмо. Так что вопрос: стоит ли мне предавать народ Украины, отдавая Звезду Героя Украины? Нет, не предам. Это звание дается нелегко, это звание дается кровью. Я доказывала, что я являюсь героем Украины в московских тюрьмах, борясь против врага внешнего, и докажу вам, внутренним врагам Украины, что такое герой Украины.
Стоит ли сложить мандат, и что такое этот мандат? Украинцы, этот мандат дает право быть среди них (депутатов), в этой чужеродной гнилой яме. Генпрокурор вам, депутатам, рассказывал, как разрываются снаряды. Страшно, когда расписываю разлет осколков, калибры, наносимые ими травмы? А вы можете себе представить, что сотни людей и тысячи это уже узнали на своем личном опыте? Но никто из здесь сидящих даже не попытался остановить войну, перестать воровать, как обещал.
Украинцы сейчас хотят мира и с той, и с этой стороны. (Шум в зале.)
И если бы из вас хоть кто-то поехал и поговорил с украинцами от запада до востока, то вы бы поняли, что единственным злом в Украине, которое не дает установиться миру, является украинская власть. А злом вне Украины, которое не дает установиться миру, является российская власть. Но чем тогда мы отличаемся для нашего народа от оккупанта?
Все, что сейчас рассказал генеральный прокурор, что инкриминировал мне как преступление, в точности повторяет действия лидеров Майдана. У вас получилось. Да, у вас получилось прийти к власти. Но не получилось у народа – изменить систему.
Другая система – все, что действительно украинцам нужно, для того чтобы не стали реальностью те страшные картины, которые вам сейчас нарисовали в этой политической провокации и в этом сюрреализме.
Я вам сейчас объясню, что меня остановило от того, чтобы взорвать Верховную раду. Технический персонал: те четыре человека, которые всегда нам раздают карты для голосования, которые выводят результаты на мониторы. А еще – журналисты, которые наблюдают из той ложи за работой парламента и постоянно нас критикуют. Вот они являются вашими ангелами-хранителями. Не было бы их, это бы люстрация вас была уже давно. (Возмущенный шум в зале.)
Меня напугать чем-то вы даже не пытайтесь. Не предлагайте мне сделки, я на них не пойду.
Показанные видео (генпрокурором Луценко в доказательство подготовки теракта в Раде), – я уже говорила об этом, – делались под запись на камеру. Делались эти записи только для того, чтобы вы поняли: эти «красные линии» очень близки к вам. Вы, заседающие в парламенте, боитесь! И я не единственная, кто так думает. Так думает весь украинский народ! (Шум в зале.)
Я сказала «весь украинский народ», – тот народ, который вы убиваете, который вы разделяете, с врагом которого вы торгуете. Вы не сделали в этом парламенте ничего за 4 года, чтобы война, которую вы начали, деля портфели, закончилась, а значит, и не пришла к вам в парламент! Не сделали ничего!
А дальше вы увидите, что будет. Отцу приходится взрывать гранату в суде для того, чтобы хоть как-то добиться справедливости для сына. Наши воины, которые приходят с фронта, кончают жизнь самоубийством. А тем, кто кричал на майдане, что готов к «пуле в лоб», этой пули так и не прилетело. Нет, не я опасность для вас в вашем парламенте! В вашем парламенте для вас опасностью будет народ!
***
Тяжелая ситуация в зале, но, чтобы немного успокоить ваш пыл и ваши нервы, хочу вам сказать, что у Украины действительно есть выход, без терактов, без сложных моментов, которые могут разрушить страну. Есть обычный, простой выход, это действительно законный выход – смена политической системы. Это тот закон, который вы не принимаете об избирательной системе. Это возможность предоставить украинцам право как выбирать депутатов, так и отозвать. Не ориентируясь на политические партии, а ориентируясь на человека, который держит свое слово и работает для народа. Это право украинцев на референдумы, обязательно чтобы власть их слышала. Это обычное конституционное право людей, которое у нас не выполняется. У нас в Конституции записано о референдумах, но мы ни разу этого не видели. У нас нет возможности объявить импичмент президенту, поэтому у нас происходят Майданы. Мы можем изменить ситуацию в Украине мирно, без приведения сюда врага. Это действительно пока еще в ваших руках, в наших руках сделать это конституционным способом.
Я всегда украинцам говорила, что я не буду вызывать вас на площади, я не хочу, чтобы вы мерзли и умирали, я не действую так, как власть, пришедшая к рулю. На показанном вам видео я говорю, что герои должны умирать. Да, должны, если того требует Украина. Украина превыше всего! Была, есть и будет. Неважно, выживу ли я или выживет еще кто-то, если выживет Украина!