Неделю назад на Филиппинах разыгралась трагедия парома «Принцесса звезд», вышедшего из порта по маршруту Манила – остров Себу. На борту затонувшего корабля находилось более 800 человек, спастись удалось 81.
Связь с судном была потеряна в субботу. Паром почти мгновенно затонул в нескольких километрах от берега. Предположительно на корабле отказал двигатель.
Катастрофу связывают с обрушившимся на Филиппины тайфуном, из-за угрозы которого жители ряда районов страны были эвакуированы в более безопасные места. Помимо погибших на пароме, тропический тайфун «Фэншэнь» стал причиной смерти еще 200 человек. Тайфун сопровождался оползнями и наводнениями. Так, затопленной оказалась провинция Илойло (там значительное количество пропавших без вести), ливни наводнили Манилу. Ураган срывал с домов крыши и повреждал линии электропередачи, скорость ветра достигала 150 км/ч.
18 пассажиров «Прицессы звезд» во вторник были найдены живыми у острова Буриас, однако состояние двоих спасенных критическое. Пятерых выживших подобрали на суше местные жители. Один из свидетелей гибели «Принцессы звезд» Ренато Ланорио рассказывает, что услышал команду надеть спасательные жилеты, когда находился на верхней палубе корабля. Это было в 11.30. Полчаса спустя паром накренился, и с мокрой и скользкой палубы пассажиры «Принцессы звезд», прежде всего, самые слабые – пожилые люди и дети – стали падать в море.
Покинуть гибнущий корабль было единственным шансом остаться в живых.Однако в бушующем море сильнейший ветер и огромные волны переворачивали переполненные спасательные шлюпки, унося людей. Двадцати восьми пассажирам «Принцессы звезд» пришлось в течение суток находиться один на один с морской стихией, пока их спасательный плот все же благополучно не достиг суши. Спасшихся с корабля изначально было больше, однако волнами из шлюпки смыло двоих ее пассажиров.
«Главное было сохранять спокойствие. Мы сказали себе: так, мы не погибли сразу и у нас есть шанс. Надо только бороться за жизнь и помогать друг другу, иначе нам конец», – рассказывает о пережитом Джонатан Пендо. Другая выжившая пассажирка признается, что им повезло, ведь спасительной шлюпкой управляли матросы.
Вещи, спасательные жилеты, тела погибших море выносит на берег. Огромное количество трупов внутри перевернувшегося корабля.
Добраться до потерпевшего крушение корабля удалось лишь спустя сутки после разыгравшейся в море трагедии. Ранее приблизиться к кораблю не представлялось возможным из-за сильнейшего шторма. Все попытки прибывших на место спасателей обнаружить живых к этому моменту уже были тщетными. Водолазы простучали обшивку перевернувшегося парома, но ответа не услышали. Надежда была лишь на то, что кто-то из пассажиров сможет уцелеть в «воздушных мешках». Впрочем, спасатели уже признали, что найти в такой ситуации выживших равнозначно чуду.
В операции на затонувшем пароме задействованы более 100 водолазов, среди которых 8 американских военных. Перед глазами спасателей, проникнувших внутрь затонувшего корабля, предстала ужасная картина. «Внутри плавали тела погибших, которые оказались в ловушке, когда семипалубный корабль накренился и перевернулся», – рассказал представитель филиппинских ВМС подполковник Эдгард Аревало.
Исследовавшие судно водолазы говорят, что на многих погибших – спасательные жилеты. Видимо, многие пассажиры не решались прыгнуть в бушующее море, а стремительно перевернувшийся паром не оставил им никаких шансов.
Водолазы фотографируют погибших для того, чтобы их затем опознали родственники. Поднятие трупов на поверхность оказалось сложной задачей – по заваленным коридорам водолазам не удается пронести раздувшиеся тела погибших пассажиров. Еще одна проблема – полная темнота внутри погибшего корабля. Организаторы поисковых работ планировали обеспечить освещение и сделать в корпусе судна специальные отверстия, которые облегчат извлечение трупов.
Правда, вскрытие корпуса судна несет в себе другую опасность: на борту корабля огромное количество топлива, разлив которого в море будет означать экологическую катастрофу.
После того, как стало известно о постигшей паром катастрофе, у представительства компании-владельца «Принцессы звезд» стали собираться родственники пассажиров злополучного рейса, в отчаянии требовавшие сообщить им о судьбе их родственников.
Расследование причин трагедии еще впереди. Главный вопрос, который интересует власти страны: почему парому позволили выйти в море, несмотря на имевшиеся предупреждения о надвигающемся тайфуне? До выяснения причин произошедшего работа других судов, принадлежащих той же компании Sulpicio Lines, что и погибшая «Принцесса звезд», приостановлена.
На Филиппинах паромы являются очень распространенным транспортным средством, соединяющим между собой многочисленные острова. Катастрофа «Принцессы звезд» стала крупнейшей за последние 20 лет. В 1987 году затонул паром «Донья Пас», на борту которого находилось более 3 тысяч человек. Аварии подобного рода, сопровождаемые человеческими жертвами, вообще происходят здесь с пугающей регулярностью.
Одна из важнейших причин аварий – систематическое нарушение правил безопасности. Курсирующие между островами паромы зачастую переполнены, множество людей, дав взятку, пополняют число пассажиров, и на опасную перегруженность судна, судя по всему, никто особого внимания не обращает.
По последним данным, все поисковые работы были прекращены после того, как выяснилось, что на борту «Принцессы звезд» находилось 10 тонн высокотоксичного вещества эндосульфан. Владельцы затонувшего парома не поставили об этом в известность организаторов поисковой операции и теперь должны быть привлечены к ответственности. Представители властей государства заявляют, что не стали бы привлекать к работе водолазов, если бы обладали информацией о том, что паром перевозил это опасное для здоровья человека вещество.
Ольга ГАРБУЗ.