«Чье имя было так велико и так страшно для многих, что его постарались забыть, а когда не смогли, то прокляли, потому что больше ничего не в силах были с ним сделать».
Siker. Икона.
Я вынес в эпиграф статьи слова, сказанные об Иосифе Виссарионовиче Сталине в одном из прочитанных мной рассказов. Тема моей статьи до такой степени неразрывно связана с именем этого человека, что, хотя ниже о нем не будет сказано ни слова, эпиграф тут как нельзя кстати. Вы поймете, о чем я, читатели.
За последние 20 лет в нашей стране выросло поколение, для которого, в общем-то, привычным является сцена: 9 Мая. Лидеры государства со скорбными лицами возлагают венки к Могиле Неизвестного Солдата. Звучат высокие слова о подвиге и героизме. 15–20-летние не помнят, как в конце 80-х, в 90-х годах ХХ века толпы уродов – журналюг, «историков-истериков», «очевидцев», «экспертов» с гиканьем и харканьем набросились на историю Великой Отечественной войны и кромсали ее бандитскими финками, разбрасывая окровавленные куски нашей славы на потеху тупому быдлу, которое топтало их ногами. Примерно как пьяный сын забивает насмерть свою мать, не заметив этого…
Многих из тех, глумившихся, прибрало неумолимое течение истории. Мне их не жаль. А за нынешних молодых в этом отношении я даже рад. Тогда они еще не родились или были слишком малы, чтобы помнить вакханалию на могилах. Но беда в том, что вакханалия не утихла до сих пор. Она просто перешла со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров в солидные издания-исследования по истории Великой Отечественной войны.
У меня солидная библиотека книг по военной истории. Это нужно по работе, это просто интересно. Интересно даже читать мемуары гитлеровцев. Да, пожалуй, еще интереснее, чем знакомиться с трудами многих наших исследователей.
Я заметил неприятную закономерность. В книгах тех, кто сражался против нас, есть множество ляпов. Национальный русский головной убор – «бабушька», твердое убеждение, что все русские – злобные азиаты, и прочие вещи, вызывающие лично у меня скорее добродушный смех. Что ж, в конце концов, мой дед тоже был уверен, что немцы живут в вечном страхе и нищете, и сильно удивился, увидев несколько иную Германию…
Но! Но ни в одной книге немецкого автора – даже в мемуарах летчика-штурмовика Руделя, который откровенно и нескрываемо ненавидел СССР и не раз признавался в этом – я не встречал такой прямо-таки сочащейся злобой и ненавистью мерзости, как в книгах иных наших исследователей. Кажется, что эти господа с наслаждением перероют голыми руками любую помойку, лишь бы найти хоть еще один, хоть крохотный фактик, который можно использовать для того, чтобы опорочить СССР, нашу армию и наших людей. Даже если этот фактик будет идти в разрез со всеми остальными свидетельствами очевидцев, документами, отчетами – его вытащат из дерьма, отмоют, покрасят, надуют и закричат о «зверствах», «неумении воевать», «трусости»… Для таких тварей – иначе не скажешь – любой архивный документ «сталинская подделка». А вот брехня подонка, перебежавшего сперва к немцам, а потом и за океан, – «свидетельство очевидца».
Особенно свирепствует в качестве «разоблачителя» пропагандист «голодомора», очень хороший специалист по рукопашке и яростный русофоб, издатель А.Тарас (Дон Миллер), который солидными тиражами издает очень хорошие серии по военной истории. Ну вот, скажет читатель, все в кучу. Злобствует, русофоб – а книги хорошие; где логика? Но это и правда так. Просто среди множества превосходных трудов самых разных авторов тут и там бастионами возвышаются твердыни типа «Танковый погром 1941 года» или «Вторая мировая война на море». Книги, которые не просто пересматривают историю Великой Отечественной. Нет, они ее зачеркивают. Покруче голливудских фильмов, в которых истории Восточного фронта, как правило, просто не касаются.
Новые злобные мифы о Великой Отечественной пускают прочные корни и дают ядовитые побеги. В какой-то степени они даже опасней бедлама 90-х, потому что такие книги покупают люди, на самом деле стремящиеся знать историю. А вместо этого они получают коктейль «а-ля д-р Геббельс».
Вот я и решил немного «причесать» эти новые мифы… Так. Слегка.
1. Война в воздухе
Вообще-то создается нехорошее ощущение, что немалая часть авторов, пишущих на военно-исторические темы, сделала своим девизом не слишком-то умные слова своего идейного отца Дона Миллера–Тараса – о том, что-де советская пропаганда лгала всегда и во всем и вообще ложь была основой идеологии СССР. Мне хочется заметить, что ложь – основа любой идеологии, а пропаганда – это ложь в кубе. Вопрос в том, кто лжет и для чего. Я предпочитаю больше верить своеотечественным источникам, а не забугорным – даже если у кого-то хватает наивности думать (или наглости – убеждать окружающих), что там все ходят в белом и играют на арфах. Пусть ходят, но к нам не заходят. А они стабильно лезут, стабильно получают по морде и так же стабильно начинают мерзко врать, оправдываясь, что если бы не мороз (грязь, жара, безумие вождя, нехватка бензина или памперсов) – вот тогда бы они русским врезали! Ух, врезали бы! Американцы еще поумнее прочих – они пока не лезут, а нанимают дураков или сволочей, которые начинают исписывать тома «исследований» в поисках какой-то «объективности», призванной убедить нас, что наши предки были трусы, негодяи и неумехи.
Вот книга Зефирова о ВВС союзников Германии, раздел «Финляндия». Данные о потерях Финляндии и СССР в знаменитой «зимней» войне 1939–1940 годов. «Согласно финским данным» (и ни малейшего сомнения в их честности и объективности – о, наив!!!), финны в ту войну наколотили аж 526 наших самолетов. Просто дано, как факт. 526. И все. Кто сомневается – тот красно-коричневый сталинист – на Соловки его.
И на следующей странице – целый абзац о том, как это посмели эти подлые советские сбить 427 финских самолетов, если у Финляндии всего-то их было около трехсот с пополнениями?! И тут же таблица о «настоящих размерах потерь», составленная, разумеется, по финским данным (они-то, конечно, объективны, вот финны так прямо бросились честно объявлять всему миру, сколько машин они получили из-за границы, построили на заводах и потеряли! Они же кретиносы, им во время войны нечем было заняться, кроме как оповещать об этом СССР! Умиляешься, когда читаешь...) Всего, оказывается, потеряли финны 71 самолет (ну, еще шесть – шведы, сражавшиеся на их стороне добровольцами), да и то – 29 сами по себе упали, а тупые русские смогли сбить только 42. Оцените мастерство финских летчиков! 42 – и 526.
Но тут речь идет скорее об ином мастерстве.
Данные этой таблички – вот они. Я их немного подкорректировал – перетолмачил на русский язык латинские названия самолетов и объединил «боевые» и «небоевые» потери.
Вроде как все логично и точно. Но! На предыдущем листе приведена еще одна табличка: «Численность боевых эскадрилий финской авиации в ходе зимней войны». И там есть статистика – сколько каких самолетов было у финнов на 1 декабря 1939 года и сколько стало (или осталось) на 15 марта 1940.
Смотрим.
Вах, вах, вах! Нэ 71, а 103, согласно правилам арифметики и логики?! Что ж так врут-то финны?! Так, может, они и про советские потери так же набрехали? Может, не 526, а 426? 326? 126? 26? Так сколько же?!
Я не против финнов и их лжи. Они врали в своих святых интересах. Без кавычек – святых. Я против наших ка-аз-злов! В чьих интересах они «объективничают»?!
Ха. Что интересно – когда я эти цифры вынес для обсуж-
дения на свою страничку в Интернете – тут же нашлись доб-рые люди, которые заявили, что Верещагин не умеет счи-
тать, что он не знает войны и не учитывает потерь от износа, от аварий и… пошло-поехало. Япона мама! Я не знал, что в
Интернете столько финнов!!! Причем кондовых, образца
1941 года… Но даже если учесть их немалое количество, то хочется спросить: а сколько из потерянных СССР самолетов
погибли от аварий, были списаны по износу и так далее?
Думаю, что большая часть – сколько бы мы ни потеряли на самом деле – именно от износа и аварий и погибла. Война была зимой, в тяжелых климатических условиях, на местности с очень сложным рельефом… Но у критиков СССР мозги законтрены, как прицел на «берданке» 1877 года (не далее 600 шагов). Наши погибшие самолеты все были сбиты финнами, финские погибшие – потеряны от износа и аварий… Ура! Хелла кюон Суоми!
Другой очень «назойливый» вопрос – потери авиации и качество подготовки летчиков воюющих сторон в Великой Отечественной войне. В данном случае – нашей и немецкой. За последние двадцать лет как-то так получилось, что ни у кого не осталось сомнений: немцы были боги поднебесья, а наши – в лучшем случае жалкие ремесленники. При этом сторонники этой гипотезы размахивают воспоминаниями немецких асов, а о наших книгах говорят одно, но неотразимое: «Это пропаганда».
А вот я тут кое-что посчитал опять. Это количество самолетов, произведенных в рейхе с 1933 по 1945 год. И у меня получилось: в общей сложности во Второй мировой войне принимали участие 115909 построенных германской промышленностью машин. (Потому что даже бипланы «арадо», «хеншель» и
«хейнкель» немцы использовали как минимум до 1943 года!)
Я получил эти данные тупым способом – посчитав общий
результат по книге пылкого апологета рейха герра В.Н.Шункова, поэтому уверен, что данные занижены, и сильно, – надо же было показать, до какой степени неравны были силы Германии и ее врагов! Плюс к этому я не посчитал множество мелких
серий – по нескольку десятков машин. И наверняка вообще что-то ускользнуло от моего внимания. Но я приму эти цифры за данность. Более того – щедрой рукой я округлю их до меньшего.
Итак – 115 тысяч крылатых машин.
Не менее 25% из них разбились от великого мастерства летчиков. Все тот же антисоветчик и русофоб – могучий издатель и Великий Бой С Одной Ногой На Небе мистер Тарас-Миллер – напрасно злопыхательствовал над тем, как разбивались во время тренировок «сталинские соколы». «Орлы Люфтваффе» разгрохали примерно 27 000 машин. Отнимем их от 115 000. Равно 88 000 самолетов.
Известно, что 80% всех потерь «Люфтваффе» понесли в боях на Восточном фронте (кстати, за эту цифру все в том же Интернете голливудские недоноски меня нежно назвали «Выкормыш ГлавПура»). 80% от 88 000 – равно 70 400 машин. Но, чтобы не быть обвиненным в сталинизме и национализме, я щедрой
рукой отдам нашим западным союзникам, храбро сжигавшим германские города, аж целых 50%! Подавитесь!!! Поделимся честно – тебе половина и мне половина. Получается 44 000
машин.
Это то, что сбили наши летчики в боях с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Причем – повторюсь! – по самым заниженным в пользу немцев данным. САМЫМ ЗАНИЖЕННЫМ! СОВЕРШЕННО НЕДОСТОВЕРНЫМ! НАГЛО МНОЮ ИЗВРАЩЕННЫМ В ПОЛЬЗУ НАШИХ ВРАГОВ И НАШИХ ГОРЕ-ДРУЗЕЙ! ПУСТЬ!!! Не будем мы учитывать и те две тысячи боевых машин – округленно в меньшую сторону потерь! – которые принадлежали Финляндии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Испании, Италии, Словакии и которые тоже уничтожили наши предки.
Известно, что наши ВВС за войну потеряли 85000 машин. (Сюда включены и потери из поставок по ленд-лизу.) Из них, что уж скрывать, 42 000 – половину!!! – наши летчики угробили безо всякой вражеской помощи... (Хотя, кстати, у тех же американцев потери от аварий сплошь и рядом были в 3–10 раз больше боевых. Но об этом упоминать низзяя!) Остаются 43 000 самолетов, сбитых врагом на фронтах и сожженных на аэродромах. И...
Погодите, и что же получается?! Я создал заведомо неравные условия подсчета. Я округлял в меньшую сторону цифры производства и потерь врага. Я щедро подарил тридцать тысяч наших побед «разносчикам демократии». Я не учитывал союзников Германии. Я работал так, как будто мой работодатель – Йозеф Геббельс.
И все равно выходит, что потери «Люфтваффе» в боях на Восточном фронте на тысячу машин превышают потери ВВС СССР. Заметьте. Я ничего не выдумывал. Я ничего не передергивал в нашу пользу.
Я просто ПОСЧИТАЛ. На уровне пятого класса основной школы. И где же после этой школьной арифметики «неумение летать», «по пять наших за одного немца»? Ну где, где? И
кто мне укажет на какую-нибудь ошибку в подсчетах, которую можно истолковать в нашу пользу? А ведь я не считал тро-
фейные машины, которые в «Люфтваффе» использовали сотнями и которые нередко не уступали по качеству собственно германским самолетам! Немцы одних французских «моранов» финнам под сотню штук подарили! (С трофеями вообще особая статья – считая потери и силы врага, нынешние историки небрежно «теряют» тысячи танков, сотни самолетов, десятки тысяч орудий и грузовиков... А стоит кому-нибудь допустить преуменьшение в оценке наших сил – раздается вой: «А-а-а-а!!! Двадцать тыщ танков!.. Десять тыщ бронеавтомобилей!.. Двадцать тыщ самолетов!.. Не замажете!.. Сталинисты!..» И так далее.)
С первого до последнего дня войны наши летчики бились с летчиками «Люфтваффе» по меньшей мере на равных. Думаю, что и в остальных родах войск была примерно та же картина. Возьму опять кухонный пример. Мой дед, воевавший с 1942 по 1945 год, – не снайпер, не какой-то особенный герой, а просто сначала автоматчик, а потом – командир минометной батареи – лично уничтожил свидетельски и документально заверенных 37 врагов. Таких, как он, были десятки тысяч. Были среди наших солдат и те, кто не убил ни одного врага. И нет сомнения, что среди немцев так же обычны были как самые обыкновенные солдаты – не снайперы и не особенные герои, убившие по 10–40 наших, так и те, кто не успел убить ни одного. Но общий-то результат опять-таки получается примерно 2:3 (два немца за трех наших), а не 1:5 (10, 20, 100 – выбрать больше, соответствующее градусу ненависти к собственной стране!). И это не учитывая тех сотен тысяч союзников и прислужников (это разные вещи; венгр – союзник, бандеровец – прислужник), которые вместе с немцами ринулись делить нашу землю, и не учитывая, что немцы в своих потерях упорно не считают австрийцев, эльзасцев, силезцев – тех же немцев, только «заграничных», – потерявших в боях с нами еще немереные сотни тысяч бойцов!
2. Война на суше
А кстати! Давайте посмотрим, сколько же все-таки было произведено единиц бронетехники в рейхе?
Начнем с танков. Это самая больная тема. В дни моей юности считалось непреложной аксиомой, что танков у немцев было больше, они у них были лучше и т.д. Вообще-то это было вранье. Настоящее. Но потом-то – потом «открыли» 25 тысяч танков у СССР и «доказали», что танки у немцев были фуфловые, а проигрывали мы потому, что русский – дурак, Сталин – сволочь, коммунисты – дерьмо и вообще войну выиграли США.
Насчет 25 тысяч танков спорить не буду – у наших с запозданием расстрелянных «командармов» вполне хватило бы ума наклепать столько железа (и ни на один не поставить рацию!!!). Хотя вообще-то достоверно и точно известно, что у СССР было 18,5 тыс. танков (3/4 – легкие с противопульной броней) и 3,7 тыс. бронеавтомобилей. Плюс к этому никакого «танкового погрома» не было в принципе – 70% потерянных летом–осенью 1941 года машин наши танкисты бросили из-за поломок ходовой части (оцените качество «ударного кулака», созданного Тухачевским и его ставленниками!). Но – ладно. А вот немцы-то?
Итак:
Конечно, ни Р-I, ни Р-II не шли ни в какое сравнение с БТ, а Р-III в подметки не годился Т-34. Но спешу обратить ваше внимание на то, что уже модернизированная «четверка» вполне конкурировала с Т-34, а «пантера» и «тигр» превосходили по совокупности боевых качеств даже Т-34-85 (штатовские «шерманы» они сжигали без преувеличения десятками в одиночку). Это раз. А два – великая загадка тех пяти тысяч танков, которые гитлеровцы захватили в Европе. Даже на середину 1943 года их в вермахте на вооружении еще состояло 822 штуки, хотя официально они нигде не учитывались – и уж тем более не учитываются нашими «историками-истериками». Конечно, среди них были недоразумения вроде греческих «виккерс-шеститонный» и французских «C-1». Но они ничуть не уступали тем же Р-I и -II. А ведь были еще и очень неплохие французские «рено» и «гочкисы», английские «матильды», чешские танки... Так что не с четырьмя тысячами танков напал рейх на СССР, ох, не с четырьмя... Французские танки, например, стабильно встречаются на всех фотках 1941–1942 годов с подписью: «немецкие танки».
А штурмовые орудия, которые в СССР назывались САУ и которых в нашей армии на начало войны не было вообще? Что с ними?
И это я еще не учитывал разные малые серии – по нескольку десятков штук – и переделанные из разных устаревших фиговин «эрзацы» вроде чешской колесной базы с установленной немецко-швейцарской зениткой! Неплохо, а? Тут тоже наши «исследователи» повалялись, как конь на овсяном поле, – с радостным гиканьем вопили: «Ааааа! Было всего 90 «фердинандов», а наши фальсификаторы набили аж тыщу!» Но с обычной для себя подлючестью умолчали о том, что «фердинандов» и правда было произведено едва сто штук... а потом самоходку просто переименовали в «элефант». (Ее создатель Фердинанд Порше не в пример нашим нынешним развозинским был человеком скромным.) И всю эту технику наши деды хладнокровно пожгли к едрене фене, не особо разбираясь в наименованиях и даже не подозревая, что для «истериков» от истории через полвека эта ерунда с переименованием станет поводом поставить под сомнение их, дедов, подвиг.
А ведь были еще бронеавтомобили – знаменитые Sd.Kfz нескольких модификаций с вооружением от чисто пулеметного до пушечного. И их в рейхе построили почти 26 тысяч штук! И именно они в сочетании с массовой радиосвязью обеспечивали германской пехоте чудовищную мобильность – фактор куда более важный, чем тупое количество машин...
И выходит, что не четыре тысячи танков пересекли летом 41-го нашу границу, а как минимум 7 тысяч при поддержке где-то 5 тысяч штурмовых орудий и не менее чем 8 тысяч бронеавтомобилей! 20 тысяч бронированных машин, чьи экипажи имели двухлетний опыт войны, отличную связь и отработанное взаимодействие с пехотой, авиацией и артиллерией!
А всего за войну рейх выставил на поля битв минимум 67 тысяч единиц бронетехники. Около 50 тысяч из них уничтожили наши предки.
ТОЖЕ ПО МИНИМУМУ.
В общем, как справедливо говорится, большая часть из современных исследований по Великой Отечественной – брехня. Брехня наглая и беспардонная, брехня моськи в адрес овчарки. Но вопрос тут вот в чем. У каждой брехни есть конкретный заказчик. Это только правду можно позволить себе писать по совести или ради интереса. Брешут всегда за «бабки» (ну или, в крайнем случае, от раскаленной ненависти к тому, о ком врешь).
За чьи «бабки» брешут авторы, о которых я говорил выше?
Ответ прозрачен и ясен...
…Великая Отечественная война в истории войн ХХ века вообще стоит особняком. И, хотя она сама является лишь частью Второй мировой войны, для нас, русских людей, эта война остается особенной по нескольким причинам.
1. Наверное, еще никогда в нашей истории мы не имели дела с более опасным противником. Нелепо и глупо отрицать (отрицая, мы принижаем свои заслуги), что противостоявшая нам армия германского агрессора на тот момент являлась лучшей в мире (и, скорее всего, лучшей в человеческой истории). Армии многих союзников Германии (например, Финляндии и Венгрии), европейские добровольческие формирования немногим уступали собственно немецким войскам.
2. Война против агрессора имела с нашей стороны истинно всенародный, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ характер – так же, наверное, в наибольшей степени во всей человеческой истории. Чудовищное напряжение потребовалось от всего населения на фронте и в
тылу.
3. Во многом предательской была политика наших союзников (в меньшей степени англичан, в большей – американцев), старавшихся выиграть войну с опаснейшим, непобедимым для них врагом руками и кровью нашего народа. Фактически мы воевали одни против общеевропейской коалиции, сколоченной и возглавленной Германией.
4. Со второй половины 80-х годов ХХ века и по сию пору не утихает шторм клеветнических измышлений – и у нас, и за рубежом, – цель которых – исказить, принизить, а то и вовсе зачеркнуть роль СССР в разгроме агрессора. В ход идут беспрецедентные по своей отвратности приемы – от вымышленных «планов сталинского руководства по захвату Европы», которые якобы сорвал своим нападением Гитлер, до простого обвинения нашего народа и его детей в тупости, трусости, стадности, войне из-под палки; от очернения имен наших героев (которых многие просто не знают сейчас!) до поднятия на щит полувымышленных «подвигов» западных «защитников демократии».
Результаты войны сложны для меня в первую очередь в моральном плане. Очевиден тот факт, что существовать рядом Третий рейх и СССР не могли – при всем внешнем сходстве, которое так любят смаковать все те же «исследователи», это были СОВЕРШЕННО различные государства. В результате нашими руками Германия была повержена к ногам западных плутократов, которые немедленно начали борьбу против СССР и уничтожили в конце концов и нашу страну – руками поганой диссиды, недобитой интеллигентщины, чаявшей джинсов, битлов и колы с колбасой.
В приземленной же реальности на нас напал враг, стремившийся выбросить русский народ за Урал и уничтожить 9/10 его популяции. Враг могучий, фанатичный, отлично вооруженный, оснащенный, обученный, очень смелый и профессиональный. Мы воевали с ним 1418 дней. Воевали всем народом, от мала до велика. Воевали днем и ночью. Воевали на суше, на море и в воздухе. Не задумываясь, отдавали свои жизни. Не просили пощады и не давали ее.
Мы воевали – и мы победили. Точка. Финал.
В таблице (см. 13-ю стр.) я привожу наиболее достоверные цифры потерь сторон в Великой Отечественной войне.
3. Война на море
Вот что сказано в книге «Вторая мировая война на море»: «Л-3 (капитан 3-го ранга П.Д. Грищенко) вообще совершила целую серию невероятных подвигов: а) прорвалась сквозь рубежи ПЛО; б) торпедировала транспорт, шедший в составе конвоя под сильной охраной; в) успешно выдержала мощную атаку глубинными бомбами; г) поставила на пути вражеского конвоя 3 линии мин, на которых погибли 2 немецких транспорта; д) после этого потопила торпедами еще 3 вражеских судна; е) несмотря на повреждения, причиненные подрывом на мине(!) и глубинными бомбами при форсировании рубежей ПЛО на обратном пути, благополучно вернулась на базу. Выходит, что за один поход Грищенко утопил 6 транспортов, т.е. добился такого результата, который удавался немецким асам в Атлантике лишь при самых благоприятных условиях подводной войны в 1939–1940 гг. Иными словами, этого не могло быть потому, что не могло быть никогда!»
Аргумент – золото! Неотразимый! Пальчики оближешь! Да вся война состоит из вещей, которых не может быть никогда! Немецкий подводник Прин не мог пробраться в Скапа-Флоу, например. Подлец какой – пробрался и утопил линкор «Ройал Ок» прямо возле причальной банки. Но то немец, а то советское рабское быдло… Куда ему, Грищенко этому! Впрочем, вся книга в части, касающейся советского флота, состоит из подобных перлов.
А вот о подвиге подводника Маринеско. Его отрицать нельзя – слишком много свидетельств. Ну не отрицать, так хоть пукнуть в его сторону…
«В штормовую ночь на 30 января 1945 г. к северу от Лабы подлодка С-13 (капитан 3-го ранга А.И.Маринеско) обнаружила огромное пассажирское судно. Это был лайнер «Вильгельм Густлов» (25 480 брт), на борту которого находились свыше 10 тысяч человек, эвакуировавшихся из Восточной Пруссии. В основном это были гражданские лица (более 9000 человек, в том числе не менее половины из них женщины и дети). Утверждение, согласно которому на борту лайнера находились также 30 полностью подготовленных экипажей для новейших подводных лодок XXI серии, является вымыслом официальной советской пропаганды… С-13 через несколько дней (9 февраля 1945 г.) потопила еще и транспорт «Генерал Штойбен» (14 600 брт) с 3 тысячами беженцев из Восточной Пруссии».
Зверь, зверь в погонах! Не пожалел малых детушек, старых бабушек… Правда, вот у меня лежат воспоминания Отто фон Ляша «Так пал Кёнигсберг». Так этот комендант гитлеровской крепости то и дело упоминает, что эвакуировать гражданских лиц из Восточной Пруссии было невозможно… И с чего вдруг начались под конец войны простои этих самых «новейших подводных лодок XXI серии», на которые рейх возлагал немало обоснованных надежд, тоже непонятно. Правильно Маркс говорил: проблему надо рассматривать в комплексе…
«Несмотря на колоссальный успех С-13, советским подлодкам не удалось перерезать немецкие коммуникации. Потери противника были слишком малы, чтобы повлиять па общий ход эвакуации. В Либаву и Виндаву под сильной охраной ежедневно приходили 3–4 судна, и отрезанные на Земландском полуострове немецкие войска систематически получали необходимую помощь. Немцы эвакуировали из Курляндии 4 пехотные дивизии и часть танков». Это дальше изгаляется автор «исследования». Но тут же почему-то пишет: «Действия авиации и подлодок смогли прервать поток грузов…» Где логика? Видимо, в сортире… Там же, где и в этом эпизоде: «Все официальные сведения о грандиозных успехах Советской авиации в ее борьбе с германскими боевыми кораблями и транспортными судами вызывают очень большое недоверие. Советские летчики за три с половиной года боевых действий так и не научились попадать в цель. Приведем пример. 16 августа 1947 г. 24 бомбардировщика 8-й минно-торпедной авиадивизии сбросили 100 бомб на трофейный немецкий авианосец «Граф Цеппелин». Корабль стоял на якоре, т.е. не маневрировал и не вел зенитный огонь. На его палубе – для лучшего прицеливания – был нарисован белый крест размером 20 метров на 20. И что же? «Сталинские соколы», имевшие за плечами немалый боевой опыт, добились всего лишь 6 попаданий (!) в огромный неподвижный корабль (длина 262, ширина 36 метров).
Ай-ай, такие были косые наши летчики?! Ужас, как же мы войну выиграли? Видимо, вот почему: в сентябре 1941 г. в 185-метровый линкор «Октябрьская Революция», стоявший без хода на базе (неподвижная мишень!), немцы высадили три сотни бомб. Попали – пятью.
Кто бы взялся объяснить орлу-автору, что в те времена попасть даже в неподвижный корабль с самолета – это все равно что головкой от спички в спичечный коробок, пронося над ним руку на высоте метра (попробуйте, поучительное зрелище).
Вот такими перлами просто-напросто начинено все это «солидное исследование». Я же просто сообщу архивные данные потерь флотов СССР и Германии (в войне с СССР):
1014 шт. – потери СССР
1267 шт. – потери Германии.
Конечно, надо учитывать, что в числе «потерь Германии» немереное количество вооруженных барж, судов и кораблей других стран, захваченных немцами, а мы одних подлодок потеряли больше полутора сотен. Но «это уже другая история».
* * *
В чем причина этого вранья? Собственно, давно уже остыл пепел тех пожаров, давно дежурными стали венки на могилы, да и молодежь наша по большей части о той войне знает… да ничего не знает и не стремится знать. Зачем так неистово гадить на полузаброшенном кладбище, где лежат герои, имена которых нам почти ничего не говорят?
Или, может быть, я ошибаюсь? Может, все не так уныло – и наши враги понимают это лучше нашего? И в неистовой злобе – и в неистовом страхе! – стараются как можно прочней затоптать, сровнять с землей, предать осмеянию и забвению воинскую славу наших предков…
Не выйдет.
Не надейтесь.
НА БЕЛОРУССКОМ РАСКОПЕ
По рассказам мальчишек-поисковиков.
Из песка возникает солдатская каска,
Рассеченная надвое трещиной длинной.
Я опять просеваю песок с опаской:
Иногда война возвращается миной,
Громыхает в детской руке гранатой,
Вот язык ее – страшный, но мне понятный…
Из прошедшего в окна стучит снарядом…
Вот и череп виднеется – с каской рядом.
Поднимаю бережно и осторожно.
Взгляд живых моих глаз в те, что жили когда-то…
Следом тянется пояс с флягой порожней.
Время выпило воду – иль губы солдата?
Не хотел умирать, в свою гибель не верил?
Перед смертью рану зажал ладонью?
Или он не поймал наступления смерти,
Не успел захлебнуться кровью и болью?
Я, как Гамлет, стою над раскопом тревожным.
Только мой-то вопрос потрудней, чем у принца…
«Быть – не быть?» – это просто, это несложно.
Трус? «Не быть». «Быть?» Иди насмерть биться.
Может, был этот мертвый солдат героем?
Десять танков подбил, с поля вытащил друга?
Все равно мне. Меня он закрыл собою.
Я – живу. И это – его заслуга.
Олег ВЕРЕЩАГИН