
Этот «эффективный» собственник довел до ручки процветавший в советское время комбинат, который экспортировал продукцию в 72 страны мира. От 4500 работников осталось менее тысячи. И из них в ближайший месяц на улицу запланировано выбросить еще почти 600 человек. Зарплату рабочие не видели уже 5 месяцев.
В этой ситуации профком комбината во главе с Еленой Кузнецовой заявил, что терпение рабочих кончилось, народ созрел идти на площадь.
Собственников комбината, местную и региональную власть митинг сильно испугал. Они привыкли к тому, что трудовой народ хоть и недоволен, но терпит, на что-то надеясь. Но терпению людей пришел конец. Сначала несколько отчаявшихся работников комбината пришли за помощью к депутату Госдумы РФ коммунисту Александру Куликову. Он еще в начале апреля срочно подготовил на имя премьера обращение о ситуации на комбинате, предложил пути выхода и лично передал послание Владимиру Путину. В ответ – тишина.
Тогда на встречу с коллективом комбината пришли депутаты фракции КПРФ Ярославской областной думы. Разговор получился трудным. Рабочие говорили о наболевшем. «Ситуация такая, что хоть в тюрьму. Там хотя бы кормят»!.. – заявил помощник мастера Владимир Семенов. Эти слова отражали общее настроение. Участники встречи единогласно проголосовали за требование о национализации предприятия.
И тут начался прессинг властей. Организатора протеста Кузнецову приглашали и к заместителю губернатора, и в районную администрацию: « обрабатывали», чтобы воспрепятствовать протестной акции.
Однако профсоюзный вожак проявила гражданское мужество, не поддалась на увещевания.
Все это продемонстрировало истинную позицию губернских и районных властей, которые подыгрывают политике собственников, направленной на свертывание льняного производства в Ярославской области.
Надо сказать, что существенно поддержала председателя профкома позиция, занятая думской фракцией КПРФ. Депутаты-коммунисты обратились к областной Думе с предложением направить от имени Думы обращение федеральным властям с требованием помочь сохранить градообразующее предприятие.
Но депутаты-«единороссы», которых, на беду народу, в Думе большинство, отказались это сделать. Обращение к федеральной власти все же было направлено коммунистами и поддержавшими их еще двумя депутами-патриотами.
Вернемся к митингу. Народ вышел на площадь – более 500 работников комбината, поддержанных жителями небольшого районного городка.
«Спасем льнокомбинат – выживет Гаврилов-Ям!» – было написано на самом большом транспаранте. Его и другие плакаты люди принесли с собой.
Митинг открыла председатель профсоюза.
– Три месяца назад наши рабочие хотели объявить голодовку, – сказала Елена Дмитриевна. – Но нас уговорили потерпеть. Мы терпели. А на эту акцию нас подтолкнула администрация комбината. Нас ждут голод, безработица и криминал.
Состоялось несколько совещаний руководства и рабочих. Нам рассказывали, что предпринимают собственники для улучшения дел. Но мы больше не верим в эти сказки. Продают станки. Из 780 ткацких станков работают едва 50. Люди в отчаянии. Мы обращаемся к власти: чтобы спасти предприятие, его надо вернуть в собственность государства!
Горячим было выступление работницы комбината Светланы Гуськовой.
– Работники ткацкого производства, – обратилась она к присутствующим, – мы собрались, чтобы наш крик души услышали. Наше предприятие в кризисном состоянии. Рабочим нечем платить ни за коммунальные услуги, ни за детский садик.
Нам надоело слушать вранье и обещания. Где собственник Дерипаска? Он несет главную ответственность за развал предприятия.
– Мы проводим митинг слишком поздно, – сказала выступившая затем Ирина Васюк. – Представитель губернатора обещал помочь со льном. И что? Только при полном цикле комбинат может работать, а цикл этот волей собственников разрушен.
Гаврилов-Ямский льнокомбинат, можно сказать, выпускал продукцию мирового уровня – шла она и на экспорт. Многие еще помнят великолепные льняные простыни, которые выпускал комбинат и которые в советское время стоили 2 рубля 50 копеек за штуку. Сейчас цены на такую продукцию – не рубли и не десятки рублей. А средняя заработная плата на комбинате – 7 тысяч рублей.
На митинге выступила председатель областного комитета профсоюза текстильной и легкой промышленности Тамара Яблокова:
– Собственник, – сказала Тамара Ивановна, – показал свою неспособность управлять производством в кризисное время. Только выжимает средства, заработанные комбинатом. Его надо отстранять и привлекать к уголовной ответственности.
Возникшей проблемой не только на этом комбинате, но и на других предприятиях практически не занимается правительство.
В это время к микрофону рванулся тучный мужчина, как оказалось – финансовый директор льнокомбината Андрей Борков. И за его спиной робко стоял новый генеральный директор (уже шестой за последние годы!) Александр Нестеров. Финдиректор пытался перейти в «наступление», но явно не оценил ситуацию. Народ шумел и отовсюду раздавались возмущенные возгласы: «Неправда! Где деньги? Почему станки продаете? Дерипаску на площадь!»
В заключение к рабочим обратился автор этих строк, депутат областной Думы, первый секретарь ОК КПРФ. Говорил о грабительской политике властей, о программе КПРФ по выводу страны из кризиса, о необходимости самоорганизации трудящихся.
Народ в резолюции митинга потребовал спасти комбинат, защитить производство, сохранить рабочие места, погасить долги по зарплате, разработать Федеральную программу по поддержке градообразующих предприятий малых городов России, принять закон об ответственности собственников за неэффективное ведение производства.
Глава района и директор областного департамента промышленности к микрофону подойти не отважились, но в интервью журналистам заявили, что долги по зарплате будут погашены до конца июня.
Рабочие заявили, что готовы к борьбе за судьбу комбината. До федеральной трассы полтора десятка километров…
А.В. ВОРОБЬЁВ.
Ярославль.
P.S. Сегодня губернатор Ярославской области подтвердил нашему корреспонденту, что долги рабочим должны быть погашены до конца июня, а вот остановить запланированное сокращение людей сейчас посчитал невозможным. Заодно поведал о планах возрождения в перспективе комбината. Будем внимательно следить за развитием событий.