Власть дает понять, что тарифы в РФ на тепло, освещение, воду, нефтепродукты, перевозки росли и будут расти вместе с ценами на самые необходимые товары. Таковы порядки «свободного рынка», на котором главенствуют не производители и не потребители, а «хозяева»-бизнесмены и перекупщики. Им нужны прибыли, которые приносит маржа – разница между реальной ценой товара и рыночной, т.е. накрутки. О том, что в стране действуют маржинальные тарифы, догадывается каждый россиянин, оплачивая коммунальные услуги, заправляя бак своего автомобиля или покупая хлеб. Где и когда наступит предел маржевым аппетитам, не знают ни в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), ни в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), представители которых отчитывались перед Госдумой на минувшей неделе. Хотя Анатолий Голомолзин (ФАС) и Сергей Новиков (ФСТ) нашли утешительную формулировку: темпы роста тарифов в будущем году замедлятся. Однако прогноз социально-экономического развития на 2010–2012 годы от Минэкономразвития и Минфина никакого замедления не обещает: цены на природный газ, реализуемый населению, возрастут на 27%, на электроэнергию – на 14%, теплоэнергию – на 15%, железнодорожные перевозки – на 12%. Причем это средние цифры. Регионам разрешается «уточнять» размер повышения. И нередко, особенно в Дальневосточных регионах, процент роста тарифов удваивается. После чего взлетают цены на все остальное, и раскручивается инфляция.
Сакраментальный вопрос, который сейчас нередко ставят граждане и задают депутаты от оппозиции: почему в кризис, когда резко снизился потребительский спрос и во всех западных странах цены пошли вниз, в России все только дорожает: нефть во всем мире подешевела, а стоимость бензина в нашей стране застыла на уровне времен, когда баррель нефти продавался за 140 долларов?
«… Нефтяные компании хотят приблизить цены внутреннего рынка к европейским… Мы не можем воздействовать на цены, мы можем воздействовать только на нарушителей», – объяснял несуразицу российского «рынка» Анатолий Голомолзин. Нарушители – это естественные монополии – нефтянка, Газпром, РЖД (Российские железные дороги), коммунальщики. Они устраивают «картельные сговоры» и удерживают выгодные для них цены. ФАС штрафует за неисполнение антимонопольного законодательства, вызывает в суды и взывает к совести монополистов. Результат нулевой.
Иного и ждать нечего, отмечали думцы. Штрафов нефтяные компании не боятся. Для них штраф, – что две копейки, по сравнению с доходом от продажи бензина по завышенной вдвое цене. Заплатили штраф – и снова за свое.
Владимир Кашин (КПРФ) доказывал, что тарифы должны рассчитываться на базе себестоимости. Тогда не будет взвинчивания цен. Например, себестоимость 1 киловатт-часа электроэнергии колеблется от 5 до 30 копеек, а населению его продают по 3 рубля. Откуда взята итоговая цена? Новиков возразил: сейчас потребитель платит в среднем не выше 2 руб., а надо бы 3–3,50 руб. Но господин Новиков располагал устаревшими данными. Большинство населения РФ, не считая льготников, платят как раз от 3 руб. и выше за киловатт-час, что многократ дороже себестоимости.
Откуда берется несусветное увеличение цены, видно из примера о стоимости авиабилетов. На них правительство обратило внимание после поднявшегося общественного недовольства из-за резкого вздорожания авиаперелетов. Начали разбираться. Расследование привело к топливозаправочным комплексам (ТЗК). Они формировали монопольную долю в цене на авиатопливо, что составляло от 40% до 50% стоимости билета, услуги по топливозаправке – 5 – 15%. Чем дешевле топливо с услугами, тем ниже цена авиабилета. Но вокруг топливозаправочных образовалась цепочка фирмочек, заинтересованных в увеличении цен, а не снижении: ТЗК, покупая топливо на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), не сразу везли его на заправку, а попутно перепродавали 3–5 компаниям. Те, ничего не делая, по словам Голомолзина, «сидели и получали деньги». Потом подорожавшее топливо поступало на заправочные. Накрутки в цене бензина доходили до 30%. Их включали в стоимость билетов. Разорвать эту коммерческую цепь удалось только введением госрегулирования. Возбудили десятки дел по факту нарушения антимонопольного законодательства. До сих пор, правда, неизвестно, понесли виновные наказание или нет. Да и билеты на самолет не сильно подешевели.
Но это уже не заботит Голомолзина. Его мысли – о конкуренции, которая, как считает он, приведет к снижению роста цен на услуги естественных монополий. Одна беда: ни в ФАСе, ни во всем правительстве никто не знает, когда конкуренция настанет. Голомолзин уповает на Закон «О защите конкуренции» и на «второй пакет антимонопольных законов». Но есть большое сомнение в том, что «пакет» поможет преобразовать единые комплексы естественных монополий в отдельные конкурирующие структуры. Единую энергетику уже «ломал» Чубайс-реформатор. Энергетика не выдержала рыночного перекроя. Не приемлем он и к системе единых комплексов других естественных монополий, рассчитанных на государственное регулирование. Это уже вроде начинает доходить до реформаторов. Потому и не получается ничего с конкуренцией, даже после того, как ее защитили отдельным законом. Решение заключается в том, что рыночникам нужно создавать новые хозяйствующие субъекты, которые могли бы составить конкуренцию существующим с советских времен монополиям. А пока…
Народу остается расхлебывать горемычные последствия трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Голомолзину и Новикову депутаты несколько раз задавали вопрос, будет ли включен в тарифы на электроэнергию побор на восстановление ГЭС. Оба чиновника клялись, что этого не будет, что ФАС и ФСТ не допустят такого. Но таким заверениям чиновников давно уже никто не верит. Беспокойство депутатов обосновано тем, что Новиков несколько раз повторил о необходимости учитывать в тарифах «инвестиционную долю». Инвесторами поневоле может стать каждый россиянин, даже не подозревая, что расплачивается за чьи-то преступные авантюры.
Депутаты фракции КПРФ считают, что ФАП и ФСТ не справляются с возложенными на них обязанностями, плывут по течению и не препятствуют росту тарифов. От них, по словам Валентина Романова, зависит не только жизненный уровень простого гражданина, но и рентабельность производства. Неуправляемые тарифы разорили уже не одно предприятие. А выжившие – теряют свою конкурентоспособность, потому что вынуждены повышать цены на продукцию из-за высоких тарифов. Уязвимость российской экономики показал кризис. Россия опустилась на 58-е место из 131 государства по конкурентоспособности. Такому спаду страны, по мнению В. Романова, не в последнюю очередь способствовала маржинальная тарифная политика. Либералы не учитывали особенности России – ее огромную территорию, разбросанность населенных пунктов, суровый климат, что требует повышенных энергозатрат. В этих условиях нелепо равняться на западные страны, сокращать госрегулирование, приватизировать все подряд и вздувать тарифы.
России нужны очень надежные энергетика, железные дороги, газопроводной комплекс, а не частные площадки для воротил, которым нужны только деньги. Что получилось с энергетикой? РАО сменила раздробленная генерация, обособленная сетевая система, возник усложненный, плохо управляемый конгломерат из тысячи хозяйствующих субъектов. И каждый из них хочет иметь прибыль. Основной ее источник – тарифы. Частник будет их вздувать до бесконечности. Случайно ли, замечает В.Романов, что, «едва похоронив погибших на Саяно-Шушенской ГЭС рабочих и инженеров, как в СМИ неистово зашумели о необходимости повышения тарифов, и появилась цифра 40 млрд руб., хотя ни проекта, ни сметы, ни обоснования таким расходам нет». И все словно забыли, что «прибыль ООО «Русгидро» за 2008 год возросла в 3 раза по сравнению с предыдущими двумя годами. Так, кто-то же должен спросить, откуда прибыль, если никакого обновления на ГЭС не велось?» А население и промышленность все эти годы оплачивали огромные тарифы. За 2000–2006 годы по сравнению с 1999-м цены на энергетику для промышленности выросли в 3,5 раза, для населения – в 5,2 раза. При этом растет ненадежность энергоснабжения. Достаточно вспомнить аварию в мае 2005 года на московской подстанции Чагино. Были и поменьше ЧП, но их замалчивали. Но если под удар попадает целая ГЭС, то это уже очень тревожный звонок.
Депутат В.Романов озвучил предложения фракции КПРФ:
– объявить мораторий на рост тарифов на ближайшие два года;
– выработать механизм компенсации затрат юридических лиц, участвующих в модернизации мощностей в энергетике;
– утвердить особый подход к Сибири и Дальнему Востоку, предусмотреть компенсацию расходов на оплату тарифов на долговременный период.
Но стратегический ответ на то, как ограничить аппетиты монополий, сохраняя их для обеспечения целостности государства, может дать только политическая смена власти, национализация, подытожил В.Романов.
Парламентская хроника
Галины ПЛАТОВОЙ.