Вывод коммунистов о новом президентском законопроекте «О безопасности» был предельно лаконичным: не отвечает заявленным целям. Отведенные регламентом 10 минут для обоснования позиции КПРФ не понадобились: говорить не о чем и голосовать не за что. А вот в адрес Путина и Сердюкова, ключевых фигур Совета безопасности РФ, прозвучал совет: пройти курсы по специальности «Национальная безопасность» в академии Генштаба.
Скептический тон, заданный коммунистами, сопровождал всю дискуссию по законопроекту, хотя Минх внушал думцам «стратегическую важность полнотекстового закона «О безопасности», который надо принимать с ходу. Его воле подчинились только жириновцы и «единороссы». Одни – из страха оказаться в аутсайдерах на следующих парламентских выборах, другие – по долгу номенклатурно-кремлевской службы. Их силами и был принят в первом чтении очередной президентский проект, который по большому счету вызвал не одобрение, а недоумение. Текст документа по такой серьезнейшей теме, как безопасность государства, общества, экологии, личности, – неконкретен и изобилует двусмысленностями, отметили депутаты.
Если бы думцы могли повлиять на содержание законопроекта, то обсуждение велось бы в деловом ключе. Но «Единая Россия» лишила Госдуму права влиять на что-либо. Поэтому оппозиция, желая выразить негативное отношение к законопроекту, прибегла к иронии. Минха она заметно раздражала, и ему стоило усилий сохранять спокойствие.
Полпред отметил, что старый закон «О безопасности» принят 18 лет назад, основывался на Конституции РСФСР, и его практически нельзя было применять. Получалось, что в состоянии «неприменения закона о безопасности» страна жила почти два рыночных десятилетия. Не потому ли российская безопасность обнулилась? И восполнит ли упущенное новый закон?
Нет! – считают коммунисты. Они тщательно изучили президентский проект и на заседании Госдумы громогласно заявили, что палате снова подсунули «рамочную» пустышку, которая никому ничего не гарантирует и никого ни к чему не обязывает. Словесного «звона» набралось на 20 статей. Часть из них – дублирование норм Конституции и Федерального закона «О чрезвычайном положении», масса ссылок на другие законы. «Статью 9 можно снять без всякого ущерба для закона», – уверен Борис Кашин (КПРФ). Декларативность – главная черта законопроекта.
Все полномочия по обеспечению безопасности отданы президенту. Он формирует и возглавляет Совет безопасности, который в законопроекте определен, как конституционный совещательный орган. Хотя его решения – обязательны для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами. В этих формулировках Николай Коломейцев увидел нестыковку. Минх возразил: решения Совбеза будут оформлены актами и указами главы государства, поэтому их все должны исполнять. Президент определяет стратегию национальной безопасности, компетенцию органов власти субъектов, содержание основополагающих документов в области безопасности, вводит при необходимости чрезвычайное положение на всей территории РФ или в отдельных регионах. Словом, вся безопасность зиждется на президенте.
А какое место отводится парламенту? Депутаты пытались найти в законопроекте свою роль в деле укрепления безопасности. Если следовать Конституции, то парламент контролирует использование государственных средств. Их много требуется на безопасность. Но полностью ли выделяемые деньги идут в нужном направлении?
Б.Кашин сомневается и уверен, что парламент должен контролировать финансовые расходы, потому что «в случаях, когда складывается угроза безопасности, деньги растаскиваются под шумок». Так произошло, например, в поселке Териберка Мурманской области: «Там складывается чрезвычайная ситуация, деньги, выделенные Газпромом на обустройство поселка, утекли в неизвестном направлении… Если бы у депутатов были контрольные функции, то такого не случилось бы».
Минх был резок. Он против «чрезвычайных комиссаров»: «Мы действуем не в режиме РСФСР, а в режиме РФ… не надо выискивать формы деятельности парламентариев, которые вмешивались бы в процессы расходования финансовых средств, не важно, бюджетных или небюджетных». Дальнейшей менторской тирадой полпред указал депутатам, где их место: «работать в рамках статуса парламентария» (т.е. механическое голосование за законы исполнительной власти. – Авт.).
Задачи, поставленные в законопроекте, – более чем обтекаемы. В старом законе они сформулированы четче, считают коммунисты. К тому же парламент обязан знать, как работал Совбез. Полагалось бы лицам, ответственным за безопасность государства, отчитаться, как они выполняли свои функции. Отчета Минх не обещал.
Он не обещал и дополнить изменениями представленную редакцию законопроекта. А коммунисты хотели бы понять, как президент, Совбез и «серьезные руководители» будут обеспечивать «соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность социально-экономических, информационных, правовых мер безопасности», о чем написано в законопроекте.
Сейчас в РФ права и свободы россиян нарушаются повсеместно. Людей лишили прав на бесплатное образование, лечение, на жилище и его неприкосновенность, права на труд, на достойную старость. Взамен даны лживое, разнузданное телевидение и бесконечные шоу с участием первых лиц. Протест на улице с каждым днем становится все опаснее.
В городах стреляет криминал, и под шальную пулю может угодить любой невинный гражданин. Ежегодно у нас умирает не менее 30 тыс. человек в автоавариях, не менее 30 тыс. человек – от алкоголя, десятки тысяч – от наркотиков, суицидов, от болезней. Что сделал Совбез, чтобы защитить население от этих страшных опасностей?
У нас продолжается братоубийственная война на Северном Кавказе. Истекает кровью Дагестан. Статистики, сколько человек гибнет за год или за месяц от терактов и в схватках с боевиками, не существует. Только newsland вскользь сообщает, что еженедельно в среднем погибает 5–6 человек. Однажды А. Бастрыкин обмолвился, что в 2009 году на Северном Кавказе число терактов возросло на 57%. Некоторые источники информируют, что обстановка в войсках на Кавказе напоминает ту, которая была накануне первой чеченской войны. Почему наших граждан лишают права на мирную жизнь? Почему мы все страдаем от терроризма, от кризисов, от катастроф? А Совбез бездействует и никакой ответственности за свои промахи не несет.
Одно из главных требований обеспечения безопасности, о чем было написано в старом законе и говорится в новом, – это сохранение территориальной целостности государства. А что мы видим? Руководство РФ без смущения, по-горбачёвски, забыв о законе, раздает наши земли и воды. По недавнему договору с Норвегией более 90 тыс. квадратных километров арктического шельфа в районе Баренцева моря отошло Норвегии. До этого Шерварнадзе отдал США 53 тыс. квадратных километров Берингова моря. Путин отдал острова на Амуре китайцам… Теперь Канада мечтает поживиться нашей Арктикой.
И еще раз о правах человека. Наши граждане становятся жертвами произвола за рубежом. Скоро 10 лет, как актриса Наталья Захарова лишена права воспитывать свою дочь Машу. И она такая не единственная. У нас отбирают детей, и никакой Совбез нас не защищает.
Нашими сиротами торгуют, как товаром. Их убивают зарубежные садисты, потому что наши реформаторы не хотят содержать детские дома, экономя не только на стариках, но и на детях. И эти высокодолжностные лица остаются неприкосновенными. В своих законах они упускают положения об ответственности, заваливая Госдуму «рамочными», пустыми законами.
«Такой, ни к чему не обязывающий набор лозунгов, мы принимать не будем», – заявили коммунисты. Минх не очень расстроился. У него на подхвате «единороссы», которые голосуют за любой закон, что бы там не было написано.
Галина ПЛАТОВА.