В 2009-м это требование поддержали 187 государств при трех голосовавших против (США, их союзник Израиль, крошечное государство Палау) и двух воздержавшихся (Маршалловы острова и Микронезия).
С момента последнего голосования в ООН, когда подавляющее большинство стран в очередной раз выступили с требованием к США прекратить блокаду, направленные против Кубы санкции сохранялись и усиливались. Куба тщательно фиксирует факты экономической агрессии, подсчитывает понесенные из-за блокады убытки. Анализ антикубинской политики США за последнее время и ее последствий для Острова, множество убедительнейших примеров собраны в докладе Кубы по резолюции 64/6 Генассамблеи ООН о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки.
«Блокада является основным препятствием для экономического развития Кубы», – подчеркивается в докладе. Прямой ущерб от нее к декабрю 2009 года по самым скромным оценкам превысил 100 млрд долларов. Блокада продолжается, несмотря на смену хозяина Белого дома с Джорджа Буша на Барака Обаму. Кубинцы особо подчеркивают наличие у президента Обамы полномочий для смягчения блокады по целому ряду направлений. Для этого ему бы не потребовалось одобрения конгресса – нужна лишь политическая воля, которой как раз и не оказалось. Утверждение, что президент США не может изменить экономическую, коммерческую и финансовую блокаду против Кубы, – это мираж, приводит в этой связи агентство Пренса Латина слова кубинского министра иностранных дел Бруно Родригеса.
В докладе Кубы приведен целый список ослабляющих блокаду мер, которые могли бы исходить от президента США. В частности, можно было бы увеличить количество поездок жителей США на Кубу, снять ограничения на расходы американских граждан во время их пребывания на Кубе (на сегодняшний день этот лимит составляет 179 долларов в день), разрешить путешественникам на Остров покупку и ввоз в США кубинских товаров, расширить список экспортируемых на Кубу американских товаров, снять запрет на импорт кубинских медицинских препаратов, ликвидировать запрет на использование Кубой в международных операциях доллара, исключить Кубу из списка стран, поддерживающих терроризм (попадание в этот список влечет за собой санкции) и др. Список личных ограничений, введенных США для своих граждан, конечно, поражает абсурдностью. Отметим, что это неприкрытое вмешательство в жизнь американцев, прямые указания, сколько им можно тратить денег и на что во время путешествия, осуществляется страной, которая на словах несет на щите личные свободы. Однако вместо каких-либо возможных действий по ослаблению блокады Барак Обама 11 сентября 2009 года, ссылаясь на закон 1917 года о торговле с врагом, известил госcекретаря и министра финансов США о том, что сохранение экономических санкций против Кубы соответствует «национальным интересам» США.
Безусловно, наиболее бесчеловечными выглядят последствия американской блокады для социально значимых областей жизни Кубы, прежде всего здравоохранения и питания, на которые она в первую очередь и была направлена. Ущерб сфере здравоохранения с мая 2009 по апрель 2010 г. Куба оценивает в 15,2 млн долларов.
Вот лишь некоторые примеры. Из-за блокады кубинский институт онкологии и рентгенобиологии не может использовать пленку с радиоактивным йодом при лечении врожденной опухоли сетчатки глаза, прежде всего у детей, потому что эти пленки продаются в США. Среди недоступных Кубе медицинских препаратов также темозоламид, эффективный при лечении опухолей центральной нервной системы, которые ежегодно поражают 250 человек, в том числе 30 детей. Равным образом стране отказано в покупке препаратов, используемых при трансплантациях органов и тканей, в частности, предотвращающих отторжение циклоспорина и такролимуса. В список больниц, которым «отказано в содействии» по решению казначейства США, в 2007 году попал Педиатрический кардиологический центр «Вильям Солер», что серьезно затруднило его работу по оказанию помощи детям в силу невозможности приобретать необходимые материалы в США. Запрет на сотрудничество с Кубой действует в отношении американской компании ABBOT, так что поставки продукции этой компании на Остров невозможны. Таким образом кубинские медики среди прочих препаратов не могут использовать для общей анестезии ингаляционный анестетик севофлуран, который особенно подходит маленьким пациентам. Кроме того, Куба не смогла продолжить закупки дактиномицина – препарата, эффективного при лечении саркомы. Причина – мексиканская компания Lemery была куплена израильской корпорацией TEVA, в которой есть американский капитал.
При подсчете дополнительных средств, которые вынуждена тратить небольшая и не самая богатая страна из-за преступных действий США, кубинцы для наглядности часто показывают, с какой пользой для народа государство могло бы потратить эти деньги, не будь блокады. Так, убытки кубинского предприятия «Алимпорт», занимающегося импортом продуктов питания, составили 102,9 млн долларов из-за обусловленных блокадой дополнительных издержек. Эта сумма эквивалентна стоимости 337 000 тонн зерна или 451000 тонн кукурузы, или 109 000 тонн курятины.
Из-за задержки поставок удобрений вследствие блокады в 2009–2010 гг. не было засеяно 6 тысяч гектаров рисовых полей, население недополучило почти 12,5 тыс тонн риса. Его возмещение импортным обошлось в 7,5 млн долларов. Ущерб свиноводству составил почти 23,5 млн долларов.
В области поставок на Кубу продовольствия из Соединенных Штатов с их стороны сохраняются ограничения, затрудняющие нормальные торговые отношения. Среди них, как признала комиссия США по международной торговле, тяжелые условия оплаты импорта, затрудненная процедура получения разрешения для экспортеров поездок на Кубу и ограничения на визиты в США кубинских представителей, санкции к иностранным судам, заходящим в кубинские порты. Из-за бюрократических препон предприятие «Алимпорт» вынуждено нести дополнительные расходы на хранение товаров. Не будь ограничений, экспорт американской сельскохозяйственной продукции на Кубу вырос бы примерно на миллиард долларов. Понятно, что близкий кубинский рынок чрезвычайно выгоден для американских фермеров. В этом смысле не случайно заявление министра сельского хозяйства Тома Вилсека изданию «Джорнел стар», что он желает расширения торговых отношений с Кубой, «как только это совпадет с ценностями США». Более того, если бы не эмбарго, блокирующее потенциально взаимовыгодные американские инвестиции, возможно было бы создание на Кубе совместных агропромышленных предприятий, продукция которых заменяла бы импорт, отмечается в докладе.
Точно так же блокада выходит боком известнейшим американским нефтяным компаниям (Exxon Mobil, Chevron, Conoco Phillips и др.), которые не могут инвестировать в кубинскую нефтяную отрасль в силу ограничений закона Хелмса–Бертона. Что касается иностранных инвестиций, то кубинцы оговариваются, что они «задуманы как дополнение к усилиям страны», и Куба тщательно отбирает проекты, отвечающие национальным интересам, экономическому и социальному развитию. В частности, крупнейшие американские предприятия располагают передовыми технологиями, доступ к которым для Кубы по причине блокады оказывается закрытым.
Еще один пример убытков для кубинской нефтедобычи из-за блокады: отказ Кубе в импорте взрывчатых веществ для прострела нефтяных скважин, из-за чего в 2009 году не было произведено более 480 тысяч баррелей сырой нефти на 20 млн долларов. Ранее заряды поставляли канадцы, однако затем собственник компании сменился на американского. На момент составления доклада Кубы альтернативный поставщик так и не был найден.
Ущерб предприятия «Кубаникель» превысил 100 млн долларов. Убытки Кубы от запрета на ввоз в США продукции любого государства, для изготовления которой хотя бы частично использовался кубинский никель, оцениваются более чем в 75 млн долларов. 36 млн долларов убытков и дополнительных затрат, понесенных кубинской черной металлургией и машиностроением, эквивалентны покупке почти 400 грузовиков или почти 2 тысяч подержанных автобусов; этих средств хватило бы на 103 комбайна для уборки сахарного тростника или на 3 с лишним тысячи парников для увеличения производства продуктов питания.
За несоблюдение блокады Кубы США, как известно, карают штрафами предприятия и банки, американские и не только. (Последнее обстоятельство еще раз доказывает экстерриториальный характер блокады, то есть что она не ограничивается отношениями Кубы и США, а распространяется на третьи страны). За первое полугодие 2010 года были наложены штрафы на сумму свыше 2 млн долларов. В марте 2010 года Управление контроля за зарубежными активами государственного казначейства (OFAC) оштрафовало дочернее предприятие химической компании Innospec Inc в Швеции за продажу Кубе присадок для бензина. Штрафы касаются не только предприятий и банков, но также и физических лиц. В 1175 долларов штрафа обошлась одному гражданину покупка через интернет кубинских сигар в мае 2009 года.
В силу распространения блокады на третьи страны Куба не смогла приобрести напрямую у бразильского авиационного производителя Embraer нужные комплектующие и запчасти для пассажирского самолета Bandeirant EMB-110. Из-за блокады Куба вынуждена приобретать необходимые товары через посредников, что обходится дороже – в данном случае такой подход означал увеличение затрат на 20–40%.
Ущерб кубинской гражданской авиации – отдельная тема. Во-первых, Куба на себе испытывает последствия всеобъемлющего американского проникновения в мировое авиастроение, что мешает закупкам самолетов, запчастей, оборудования не только американского производства, но и, в частности, европейского. Во-вторых, кубинские авиакомпании несут дополнительные расходы в осуществлении перевозок – из-за запрета на полеты над территорией США они вынуждены летать окружными путями, тратя больше времени и, соответственно, горючего. При этом американские самолеты кубинское воздушное пространство для полетов используют. Точно так же американские аваикомпании выполняют чартерные рейсы на Кубу, в то время как их кубинским коллегам полеты в США запрещены.
Один из приведенных в кубинском докладе примеров действия блокады в области авиатранспорта – невозможность купить непосредственно в США ленты багажных транспортеров для гаванского аэропорта, вследствие чего пришлось покупать их в Европе с дополнительными затратами, в частности, на транспортировку. Переплаченных средств хватило бы на покупку карусельного транспортера для оборудования другого зала того же аэропорта.
Даже покупка вычислительной техники сопряжена для Кубы с трудностями в силу действия блокады: действует запрет на импорт продукции таких известных фирм, как Intel, Hewlett Packard, IBM, Mackintosh. В этой связи каждый компьютер обходится Острову на 30% дороже его обычной стоимости. После этого антикубинской пропаганде, конечно, очень удобно смеяться над Кубой за ее компьютерную «непродвинутость», выраженную в недостаточном числе персональных компьютеров на душу населения. К этому следует добавить отказ Кубе в доступе к услугам многочисленных веб-сайтов (один из примеров – сайт www.vivalinux.com.ar, где содержатся коды, необходимые для разработки программного обеспечения).
Искусственные препятствия, установленные Соединенными Штатами, мешают нормальным американо-кубинским связям в области науки и культуры. Да, США давали разрешение отдельным группам своих научных деятелей и представителям мира искусства на посещение Кубы, однако эти разрешения даются выборочно и произвольно, в то время как запрет на образовательный, научный и культурный обмен, введенный в 2004 году при президенте Буше, продолжает действовать. Не восстановлены контакты между образовательными учреждениями двух стран в масштабах, в которых они существовали до 2004 года. Среди американцев, которые не смогли попасть на Кубу, потому что им не были выданы соответствующие разрешения властями США, можно перечислить тридцать специалистов, намеревавшихся участвовать в Международном конгрессе по ортопедии и травматологии в сентябре 2009 года; ученых, планировавших присутствовать на международном симпозиуме по механической вентиляции и содержанию газов в крови в Вилья-Кларе в апреле этого года; американских участников фестивалей «Джаз-пласа» и нового латиноамериканского кино, Гаванской биеннале; спонсоров Нью-Йоркского филармонического оркестра, концерт которого на Кубе в октябре прошлого года в итоге был отменен. Кстати, то обстоятельство, что США выдали больше виз на посещение этой страны кубинским артистам и специалистам в области образования, Куба объясняет стремлением янки расширить через них свое влияние на Остров. Все это позволяет кубинцам утверждать, что «в действительности правительство Соединенных Штатов не заинтересовано в поощрении свободных контактов между обеими странами».
Вопиющей является ситуация с кубинскими товарными знаками и патентами. Казалось бы, для капиталистических стран характерно особенно трепетное отношение к вопросам защиты интеллектуальной собственности. Но выясняется, что для США эти вещи священны, лишь пока касаются их прав и охраны их собственности. Применительно же к тем, кто объявлен врагом, не действуют никакие законы и правила.
6 апреля 2010 года федеральным судьей округа Уилмингтон, Делавер, вынесено решение в пользу известного производителя алкогольных напитков «Бакарди», разрешившее ему торговать на территории США ромом под легендарной кубинской маркой «Гавана Клуб». (Неполученную прибыль в результате запрета на экспорт этой марки рома кубинцы оценивают в 87,3 млн долларов в 2009 году. Кстати, из-за блокады даже бочки для выдержки рома приобретаются с дополнительными затратами на европейском рынке.)
Раздел 211 Генерального закона о консолидированных дополнительных и чрезвычайных ассигнованиях более 10 лет назад принимался конгрессом США с целью не допустить регистрацию или возобновление кубинских товарных знаков с мировой известностью и присвоить их. Эти действия американцев вызвали протест даже со стороны такой одиозной организации, как ВТО, одним из ведущих членов которой являются США. Орган по разрешению споров ВТО указал, что раздел 211 нарушает обязательства по национальному режиму и режиму страны наибольшего благоприятствования Соглашения по аспектам прав интеллектуальной собственности, связанным с торговлей (ADRIC), а также Парижской конвенции по защите промышленной собственности. Однако все призывы и выражения обеспокоенности со стороны Всемирной торговой организации оставляют Соединенные Штаты совершенно равнодушными: они ничего не предпринимают для выполнения своих обязательств по соглашениям ВТО и постановлениям Органа по разрешению споров ВТО, указывается в докладе.
У истории с кубинской интеллектуальной собственностью в США еще один аспект, связанный с исками к Кубе в американских судах с намерением истцов в качестве компенсаций присвоить кубинские товарные знаки и патенты.
В феврале этого года был опубликован список из 44 знаков и 58 патентов кубинских предприятий, переданных кубино-американцу Нило Хересу. Американские федеральные суды должны вынести еще ряд решений по искам, предъявленным Кубе родственниками Роберта Отиса Фуллера и Нило Хереса о компенсациях размером в сотни миллионов долларов. Ранее на судах, не без воздействия антикубинских сил прежде всего Флориды, по ним были вынесены положительные решения. «Не имея возможности удовлетворить свои иски кубинскими фондами, замороженными в этой стране, которые уже были разграблены длинным рядом подлых аникубинских судебных решений, истцы намереваются сделать это за счет незаконного аукциона кубинских товарных знаков и патентов, должным образом зарегистрированных в Соединенных Штатах», – объясняется в докладе. Одновременно Куба подчеркивает свое уважение к американским товарным знакам и патентам: их на Острове зарегистрировано более 5 тысяч, в том числе самых известных фирм, таких, как Procter&Gamble, Pfizer, Bayer, Mars Incorporated и др.
«Блокада продолжает быть абсурдной, незаконной и морально неприемлемой политикой, она приносит лишения и страдания кубинскому населению, ограничивает и тормозит развитие страны и наносит серьезный ущерб экономике Кубы», – констатируется в докладе. Что блокада Кубы не выполнила возложенных на нее задач, признал, выступая в майамском университете в апреле этого года даже экс-президент США Билл Клинтон. В этой связи он заявил, что он выступает за снятие антикубинских санкций. За все эти годы блокада и впрямь не достигла своей главной цели и, уверены кубинцы, не достигнет ее никогда – американский шантаж бессилен заставить кубинский народ отречься от своей независимости и права самостоятельно определять свою судьбу.