Артиллерийская перестрелка, произошедшая в понедельник между КНДР и Республикой Корея, вызвала резкую эскалацию напряженности в регионе. Международное сообщество выражает серьезную озабоченность событиями. В ближайшее время, скорее всего, состоится экстренное заседание СБ ООН, где будет обсуждаться сложившаяся ситуация.
Информация о вооруженном инциденте появилась во вторник и первоначально поступала исключительно от южнокорейской стороны. Около 14:30 по местному времени, – сообщалось из Сеула, – вооруженные силы Северной Кореи начали артиллерийский обстрел южнокорейского острова Тэ-Ёнпхёндо в Жёлтом море. По острову было выпущено не менее 200 артиллерийских снарядов. Не менее 60 домов местных жителей разрушены. Погибло двое южнокорейских военнослужащих и два мирных жителя, 16 получили ранения. На острове, оставшемся без энергоснабжения, полыхают неконтролируемые пожары. Местное население спешно эвакуируют.
«Южнокорейские войска немедленно начали ответный огонь для самозащиты», – утверждалось в официальном сообщении министерства обороны Южной Кореи. Войска Южной Кореи приведены в высшую степень боевой готовности. На западное побережье страны, в том числе на Ёнпхёндо, переброшены истребители F-16. Правительство Южной Кореи собралось на чрезвычайное заседание.
«Я был дома и вдруг услышал разрывы бомб. Когда я вышел на улицу, вся деревня уже полыхала огнем. Я сейчас в убежище вместе с другими деревенскими и до сих пор дрожу от страха». Подобными комментариями жителей Ёнпхёндо пестрели информационные агентства.
Таким образом, картина рисовалась однозначная: КНДР развязала ничем не спровоцированную агрессию против беззащитного населения небольшого острова, принадлежащего соседнему государству. Подобные оценки немедленно прозвучали от официальных представителей США и их союзников.
«Соединенные Штаты решительно осуждают эту атаку и призывают Северную Корею прекратить свои враждебные действия», – подчеркивается в заявлении пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса. «Североатлантический альянс внимательно и с большой озабоченностью наблюдает за развитием ситуации», – отметил представитель НАТО.
Россия и Китай воздержались от указания виновников. Официальный представитель МИД КНР Хун Лэй сказал, что китайская сторона следит за развитием ситуации и полагает, что необходимо уточнить подробности происшедшего.
В комментарии МИД России говорится, что Москва обеспокоена произошедшим и призывает обе стороны к сдержанности, дабы не допустить эскалации военного конфликта.
КНДР назвала свои действия ответными. По версии Северной Кореи, южнокорейская сторона произвела несколько десятков выстрелов по территориальным водам КНДР вокруг островов Ёнпхёндо в ходе военных маневров «Хогук», что и послужило причиной обстрела острова.
«Мы действительно проводили учебные пуски ракет, однако все выстрелы были направлены на запад. В сторону севера не было сделано ни одного ракетного пуска», – цитирует Reuters ответ южнокорейского правительства, фактически подтвердивший заявления Северной Кореи.
А на север или на запад были произведены выстрелы, особой роли не играет. В любом случае военные учения армии Республики Корея с участием 70-тысячной группировки и стрельбой в спорных водах не могли не вызвать резкой реакции Северной Кореи.
Ёнпхёндо – один из пяти северных островов, принадлежащих южанам, которые называют «южнокорейским ножом у горла КНДР». Они находятся гораздо севернее 38 параллели, разделяющей Юг и Север Корей. В Корейской войне 1950–1953 годов южане удержали контроль над этими островами. Северная Корея не оспаривает их принадлежности соседнему государству, однако никогда не признавала в одностороннем порядке проведенной в Жёлтом море Северной разграничительной линии (СРЛ). Следовательно, с точки зрения международного права Южная Корея не может утверждать, что стрельба в ходе учений велась в ее собственных территориальных водах.
Важно уяснить также, что представляют собой эти острова, в том числе Ёнпхёндо. Находящиеся совсем близко от береговой линии КНДР, они превращены в крупные военные базы. Здесь сосредоточено множество частей разных родов войск – армии, авиации, флота, расположены военные склады. На Тэ-Ёнпхёндо в единственном селении проживает около тысячи гражданских лиц, а вот морских пехотинцев и других военнослужащих – в несколько раз больше. В случае военных действий Южная Корея буквально за несколько минут может высадить отсюда десант на северокорейскую территорию. Так что о немотивированной агрессии Северной Кореи против мирного южнокорейского острова речь явно не идет.
Но почему нынешний инцидент вызвал такую острую реакцию в мире? В конце концов, он далеко не первый. Вооруженные конфликты были здесь в 1999 и 2002 годах. В ноябре прошлого года на СРЛ вновь случилась «дуэль» между боевыми кораблями Юга и Севера. И наконец, 26 марта 2010 года в Жёлтом море вблизи СРЛ во время боевого дежурства затонул южнокорейский корвет «Чхонан». Погибли 46 из 104 членов экипажа. Согласно выводам Комиссии по изучению причин затопления корвета, он был «уничтожен торпедой, выпущенной с малой подводной лодки КНДР». Однако Северная Корея категорически отрицает свою причастность к данному инциденту.
На сей раз столкновение произошло на фоне серьезного скандала вокруг северокорейской ядерной программы. На днях американский физик-ядерщик Зигфрид Хекер опубликовал свой рассказ о посещении северокорейского атомного комплекса Енбен. Он сообщил, что увидел в центре более тысячи центрифуг для обогащения урана, а оборудован центр так, что не уступает любому американскому.
Реакция американских политиков была резкой и однозначной: «дестабилизирующие действия КНДР» требуют немедленной реакции. Об этом в унисон твердили председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Майк Маллен, министр обороны США Роберт Гейтс, специальный посланник США по Северной Корее Стивен Босуорт.
События же вокруг острова Ёнпхёндо уж очень напоминают столь любимые американцами провокации, которые используются в качестве повода для развязывания «гуманитарных интервенций». Тем более рейтинг Барака Обамы, среди предвыборных обещаний которого было разоружение КНДР и Ирана, сейчас не на высоте. А с обещанным разоружением как-то застопорилось. Не подходящий ли момент для «маленькой победоносной войны»? И кого потом будет волновать, что повод сфальсифицирован?
Только вот обогащенный уран в КНДР явно есть. И поэтому война здесь в любом случае не будет «маленькой и победоносной». Возможно, понимание этого станет сдерживающим фактором. В настоящее время КНДР и Республика Корея угрожают друг другу новыми атаками в случае любых провокаций, но от каких-либо действий воздерживаются.
Павел СВИРИДОВ.