Департамент безопасности Костромской области опубликовал жуткую статистику: за 8 месяцев текущего года 138 жителей региона добровольно свели счеты с жизнью. По сути, почти через день кто-то из костромичей накладывал на себя руки. В возрастном разрезе картина выглядит так: 23 человека добровольно пошли на смерть, когда им было от 18 до 30 лет, 28 самоубийц были в возрасте от 30 до 40 лет и 30 человек – от 50 до 60 лет. Из лишивших себя жизни 80% – мужчины. Причем год от года положение только ухудшается. Более тяжелая ситуация только в Алтайском крае. Почему же люди решаются на самоубийства?
В этом году Костромскую область захлестнула волна подростковых самоубийств. В мае сразу два старшеклассника одной из костромских школ покончили с собой в один день.
Ранним утром с крыши девятиэтажного дома на улице Депутатской упал 17-летний подросток, ученик 11-го класса. Жители дома сразу вызвали «скорую», однако помочь ему медики не смогли. Школьник скончался в больнице. Вечером родители другого ученика той же школы обнаружили своего сына повешенным в комнате.
А тремя месяцами ранее один за другим лишили себя жизни двое 16-летних парней.
2 февраля в одной из комнат общежития Костромского строительного техникума обнаружили повесившегося на ремне студента-первокурсника. Он был круглым сиротой, до поступления в техникум воспитывался в Чухломском детском доме.
Бедность как причина
Костромские правозащитники говорят, что опасаются рассуждать о причинах катастрофической ситуации с самоубийствами: «Мы расскажем, а наши организации закроют. Здесь царит полнейшее беззаконие». Но одна из самых известных правозащитниц высказала свою позицию: «В Костромской области закрылись практически все промышленные предприятия, сельское хозяйство развалено полностью. В сельской местности и маленьких городках люди нищие, маргинализируются и спиваются. Поэтому и самоубийства происходят одно за другим. Жизнь для людей потеряла смысл. Кругом серость и нищета! Высшие областные чиновники ездят в Италию и Китай, а ветеранам войны и труженикам тыла не выплачиваются компенсации по оплате услуг ЖКХ».
Подтверждением сказанному может служить письмо, направленное школьными учителями города Нерехта Костромской области в ответ на образовательную инициативу президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа»: «Сельская школа из-за нищеты теряет лучших преподавателей, сокращает свое воспитательное влияние не только на социум, но и на школьников… Возможно, Костромской край – единственный регион, который обошел ренессанс. Производственная база сельского хозяйства района разрушена на 65–85%. Посевные площади заросли лесом. 70% селян не востребованы на родной земле. Фермерство не развивается... За счет образования сокращаются неэффективные расходы в бюджетной сфере... Во всех оставшихся девяти сельских школах Нерехтского района полностью сокращены ставки социальных педагогов, психологов, логопедов, большинства педагогов дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Резко сократилось количество кружков. Лишь в двух школах села еще существуют спортивные секции. Сельскохозяйственные знания даются учащимся в незначительном объеме…
Сельские жители не ощущают собственной ценности для государства. Усилия школы в этом направлении зачастую вызывают лишь раздражение у выпускников и их родителей. Да и педагог, средняя заработная плата которого 6–8 тысяч рублей, не желает брать на себя еще и функцию организатора решения проблем социума. А властные и хозяйствующие структуры зачастую отмахиваются от проблем образования».
Даже Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области признал, что практически каждый пятый житель региона – бедняк. За 2010 год по предварительной оценке уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) составил 17,2% от общей численности населения области.
Уровень критический
Руководитель Общественной приемной полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Альбина: «Большинство этих ужасных случаев происходит в сельской местности. Люди старшего поколения привыкли к тому, что о них заботятся, поэтому сегодня не видят выхода из сложившихся затруднительных ситуаций. В основном они сводят счеты с жизнью из-за невозможности найти работу».
Согласно официальной статистике, ежегодно в стране около 24 000 человек сводят счеты с жизнью, среди них приблизительно 200 детей и 1500 подростков. В последние годы частота суицидов среди тех, кому от 10 до 14 лет, колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тысяч человек, а среди подростков – 19–20 случаев. В мире средний показатель по этой возрастной категории в 2,7 раза ниже, чем в нашей стране.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения, а уровень суицида организация оценивает как критический.
Виталий Словецкий,
(«Свободная пресса»).