В
преддверии очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
многие люди в России наверняка задаются вопросом: почему 94 года назад русские
люди массово восстали против бесправия и произвола, чинимого по отношению к ним
имущими классами, а в сегодняшней России, где бесправия и произвола отнюдь не
меньше, чем при царях, заря новой революцией почему-то никак не восходит? Не
потому ли, что русский народ тогда и сегодня – это две неодинаковые субстанции,
которые к таким понятиям, как «социальная справедливость», «свобода»,
«равенство» относятся по-разному? Чтобы попытаться разобраться в этом, придется
начать издалека.
Движущей
силой Октябрьской революции 1917 года был народ, захваченный мессианской мечтой
об установлении всеобщей социальной справедливости. Это был народ-коллективист,
воспитанный в солидарном крестьянском обществе, где краюха хлеба делилась ровно
на столько частей, сколько едоков было в общине (как пелось в популярной
советской песне: «И хлеба горбушку и ту пополам»). Короче, большевикам первой
волны повезло: у них под рукой оказался народ-коллективист. Чего не скажешь о
большевиках последующих лет, которые так и не сумели эту коллективистскую
особенность русского народа развить и направить в позитивное русло. Уже вскоре
после смерти Сталина, при Н.Хрущёве, в СССР стало формироваться разделенное
общество, где постепенно начали разрастаться элементы западного социума с его
войной всех против всех. Началась мелкобуржуазная конвергенция, взявшая старт
со знаменитого хрущёвского лозунга 1959 года «Догоним и перегоним Америку». С
этого момента проблема омещанивания советского строя вновь встала во весь свой
рост. В первый раз нечто подобное случилось в годы нэпа, но тогда эту проблему
удалось быстро преодолеть во многом благодаря тому, что двигателем общественных
процессов продолжал оставаться народ-коллективист, совсем недавно свергнувший
несправедливый царский режим. При Хрущёве советский народ уже не был столь
однороден и един, а в 1985 году, когда к власти пришел М.Горбачёв, подавляющее
большинство в нем составляли люди с мещанским мировоззрением. Поэтому если в
1917 году русский народ был захвачен мессианской идеей о построении самого
справедливого общества на Земле и распространении его идей по всему миру (идея
мировой революции), то 70 лет спустя это был уже иной народ – не мессианский, а
мещанский. Его главной целью стало «зажить красиво, как на Западе». Такой народ
манипуляторам от власти было достаточно легко завлечь в самые бредовые
авантюры, что, собственно, и случилось в горбачёвскую перестройку. А когда к
власти пришли младореформаторы во главе с Ельциным, им осталось только
довершить начатое Горбачёвым: углубить раскол в народе и ввергнуть его в пучину
перманентной войны всех против всех.
Эта
война длится до сих пор и, собственно, позволяет власть имущим благополучно
держаться у власти, назначая «карманных» президентов и не особенно опасаясь за
то, что все это может привести к очередной Октябрьской социалистической
революции. Глядя на то, как нынешние правители России разделяют народ, ввергая
его в нищету и бесправие, стравливая разные его части друг с другом, можно
констатировать следующее: наши правители весьма искусны в своих манипулятивных
технологиях, которые они, без всякого сомнения, заимствуют у западных коллег,
ведущих подобные войны в своих государствах уже не одно десятилетие. Короче,
ничто не ново под луной. Достаточно, например, почитать западных мыслителей,
чтобы понять: то, что происходит сегодня в России, перенесено к нам с Запада
(собственно, ради этого и придумана глобализация – для более централизованного
управления миром «золотым миллиардом»). Послушаем на этот счет американского
писателя Т.Драйзера (1873–1945), который еще в 1940 году писал следующее:
«Деньги
для бедняка – это не предмет поклонения, это его проклятие. Крайняя нужда
снижает в его глазах ценность всего другого и увеличивает ценность благ,
находящихся в чужих руках. Бедность напоминает микроскоп с увеличением в две
тысячи раз. Когда в кармане пусто, вид человека, отправляющегося пообедать по
дешевке в ресторан-автомат, вызывает дикую зависть. Я слишком хорошо знаю по
собственному опыту, как бывает подавлен и унижен бедный человек. Подвергать
людей таким пыткам голода и нужды – значит готовить социальный динамит. Это
верно не только по отношению к тому, кто бедствует, но и по отношению к тому,
кто так или иначе выбился из нужды. Ибо, когда у человека уже есть хотя бы
небольшие средства и он видит, с каким раболепием принимают его подачки менее
удачливые смертные, это наполняет его сознанием собственного величия и власти,
превращая в грошевого барина, в аристократишку и подлого предателя. И уж он
покажет себя тем, кому не столь повезло в джунглях цивилизации!
Все
вышеизложенное говорит, что у большинства американцев, в том числе и неимущих,
– капиталистическая психология… Мы воображаем, что, если бы не богачи и не их
капиталы – простые цифры на бумаге, – все мы подохли бы с голоду; если
кто-нибудь выступает против эксплуатации, то мы, рядовые бедняки-американцы,
обычно начинаем гневаться. Мало того: большинство бедняков, так же как и
большинство богачей, скаредны и жестоки – такими сделали их существующие у нас
зверские порядки и полное неведение истинного положения вещей, в котором нас
преднамеренно держат. Каждый, например, у кого есть скромная работа, крошечная
ферма или жалкая бензиновая колонка, даже и в нынешние времена воображает, что
он ровня и друг самому Пирпонту Моргану (американский миллионер. – Ф.Р.), – и
вместо того чтобы сочувствовать своим менее счастливым товарищам, задирает
перед ним нос, говоря, что если бы они чего-нибудь стоили, то и у них была бы
скромная работа, ферма или бензиновая колонка. Подумать только, что это
происходит теперь, в наших условиях, когда 90 процентов американцев – простые
клерки в услужении у монополистов и будут таковыми до тех пор, пока существует
нынешняя монополистическая система!..»
Вообще
перечитывать сегодня американских классиков типа Т.Драйзера – весьма
поучительное занятие. Такое впечатление, что читаешь о сегодняшней России.
Кстати, эти строчки я взял из 12-томника писателя, который был издан в СССР в
1955 году. В последующие годы это собрание сочинений у нас больше не
переиздавалось, а публицистика великого американского писателя вообще мало где
цитировалась, поскольку по ходу мелкобуржуазной конвергенции становилась все
более неудобной для советских идеологов. В чем было это неудобство? Во все
большем дрейфе советского строя в сторону утверждения капиталистической
психологии. Например, в 70-е годы ХХ века в СССР уже иначе стали относиться к
людям, кто зарабатывал деньги неправедным путем: цеховикам, спекулянтам,
казнокрадам – их уже не осуждали, как это было совсем недавно, при предыдущем
поколении. Это было яркой констатацией того, что народ утрачивает свое
мессианство, превращаясь в народ-мещанин. Страдания своих предшественников,
восставших против царского угнетения, он уже не пропускал через свое сердце.
Именно поэтому, например, грандиозная киноэпопея С.Бондарчука «Красные
колокола» (1982) провалилась в прокате, о чем упоминает киновед А.Высторобец:
«Бондарчук
с горечью рассказывал об одном разговоре, происшедшем на премьере фильма в
кинотеатре «Россия»:
–
После представления фильма я вышел с тогдашним председателем Госкино
Ф.Т.Ермашом в вестибюль. К нам подошла женщина и говорит: «Сергей Фёдорович,
зачем вы взяли эту тему? Она же никого уже не интересует. Кому это надо?» Я говорю
председателю: «Вот, Филипп Тимофеевич, вы слышали?» Мы переглянулись. Что мы
могли сказать той женщине?..
После
затянувшейся паузы, в течение которой он долго искал сигареты на столе, потом
зажигалку, потом все не мог высечь огонь, он, наконец, сделав глубокую затяжку,
громко, мне показалось, даже очень громко, продолжил:
–
А народ не пошел на картину не потому, что Бондарчук не справился с темой. Есть
более важные обстоятельства, о которых все мы должны думать, начиная с членов
Политбюро и кончая самым последним зрителем. Почему так произошло, что эта
важнейшая страница нашей истории так отвратила от себя людей! Разве это не
трагедия?..»
Последнюю
точку в этой трагедии поставил мартовский Пленум ЦК КПСС 1985 года, на котором
новым Генсеком был избран Михаил Горбачёв – ставленник мещанского лобби в
верхушке партии. Провозгласив два года спустя, что «перестройка – это
революция», он действительно совершил в стране революцию – Великую Мещанскую. И
сам стал первым мещанином: сегодня он разъезжает по миру, рекламируя то пиццу,
то спортивные сумки. А вот С.Ф.Бондарчука постигла иная судьба. В годы
перестройки он был отлучен от большого кинематографа, поскольку пытался
воззвать к народному разуму и раскрыть людям глаза на происходящее. Чтобы
лишить его (а также его сторонников) этой возможности, великого режиссера
сделали изгоем, в коих он и пробыл до самой своей смерти в 1994 году. А вместо
таких, как Бондарчук, народу предложили других вождей – коротичей, адамовичей,
нуйкиных, гербер и т. д. Эти деятели не били в «красные колокола», предпочитая
другую музыку: в их руках заиграли сладкоголосые дудочки, на зов которых
миллионы советских мещан ринулись в «светлое капиталистическое будущее», где
будет сто сортов колбасы, жвачка и джинсы.
В
этом будущем мы живет вот уже два десятка лет. Колбасы и жвачки действительно
стало больше. Вот только счастья прибавилось не сильно, а то и вовсе убавилось:
по-настоящему счастливыми это будущее сумело сделать незначительный процент
россиян – в основном из числа власть имущих. Остальное население оказалось в
дураках, но стоически терпит свое незавидное положение. Почему? Видимо, в силу
своего мещанского сознания, которое упорно воспроизводит мысль о том, что рано
или поздно любой человек в России может стать Абрамовичем или на худой конец
Вексельбергом. Как там у Драйзера: «Каждый… воображает, что он ровня и друг
самому Пирпонту Моргану». Власть с помощью подручных ей СМИ эту мысль всячески
культивирует. Вот почему мерилом сегодняшней жизни в России избраны деньги (или
«бабло» на новорусском сленге): 53% опрошенных в 2011 году россиян заявили, что
на первом месте для них стоят именно деньги (в 1987 году, в самом начале
горбачёвской Мещанской революции, таких людей было 35,8%). И снова мы идем по
следам американцев. Читаем у того же Т.Драйзера:
«С
ранних лет нам вдалбливают в голову, что величайшее дело жизни – это добыть как
можно больше денег, что слава наших национальных «героев», которыми мы должны
восхищаться, измеряется одним мерилом – количеством денег, которые они стяжали
и которыми не в силах воспользоваться. Но стоит народным массам потребовать
несколько лишних центов в день, и их без всякого стеснения клеймят как
«материалистов»… А ведь цели богачей и цели бедняков совершенно противоположны.
Богачи ненасытны в своей жажде богатства ради богатства или ради власти,
которую дают им деньги (поскольку богачи не в силах потратить все на себя),
беднякам же нужна пища, одежда, жилье, им нужно обеспечить своих детей и
собственную старость. Богачи – вот «материалисты» в дурном смысле слова.
Здравый рассудок, – а его, как правило, уже нет у богачей, – говорит нам, что
деньги, порождающие роскошь и власть, враждебную народу, деньги, ведущие к
разложению тех, у кого гораздо больше материальных благ, чем нужно им и их
семьям, играют разрушительную роль как в отношении личности, так и в отношении
всего общества. Деньги приносят зло и личности и государству…»
Однако
повторимся: с момента написания этих строк минуло семь десятилетий, однако
Америка как стояла, так и стоит, не сметенная гневом бедняков. А все потому,
что манипулятивные технологии, которые применяют власть имущие, позволяют им
удерживать народ от бунта. По этому же пути идут и наши политтехнологи: они
умело разделяют народ и, стравливая разные его части друг с другом, ловят рыбу
в мутной воде. Например, первый президент России Б.Ельцин буквально не давал
народу продыхнуть, бросая его из огня да в полымя. То у него «шоковая терапия»
и приватизация, то расстрел парламента, то две чеченские войны, то «черный
вторник», то дефолт. Цели при этом преследовались две: 1) создать в стране
класс собственников (олигархат), который должен был подпирать и финансировать
власть, и 2) сократить население, выбив из него старшее поколение, которое
меньше всего в годы СССР было испорчено капитализацией.
За
два президентских срока Ельцин свою миссию выполнил: был создан олигархат, а
старшее поколение россиян понесло значительный урон – миллионы людей ушли в мир
иной. После чего как черт из табакерки был вытащен новый президент – чекист и
спортсмен, не запятнанный участием в страшилках предыдущего правления. Перед
ним стояла задача застолбить завоевания предшествующего правителя: не только
сохранить, но и приумножить капиталы власть имущих, а раскол в народе углубить
еще сильнее. Высокие цены на нефть, как нельзя кстати взметнувшиеся вверх при
В.Путине, помогли осуществить эти задачи с минимальными издержками. Именно в
годы правления президента-чекиста стало окончательно ясно, что капитализация
сознания большинства россиян фактически завершилась. В это же время началось
резкое снижение образовательного уровня россиян – причем как старшего
поколения, так и молодого. Делалось это сознательно – малообразованные люди
мало интересуются политикой, им легко навязать «доброго царя» из разряда
«лучший из худших». Снова читаем у Т.Драйзера:
«Для
того чтобы в наш век не допустить изобилия для всех, необходимо держать
огромное большинство в невежестве. Почему обанкротилась наша демократия? Прежде
всего потому, что большинство нашего народа умышленно держат в неведении
относительно того, что происходит в стране, в неведении новых возможностей,
открываемых современной наукой, и тех перемен, которые необходимы, чтобы
правильно распределять это потенциальное богатство.
Если
же народ так или иначе узнает о банкротстве современной системы, ему говорят:
«Да-да, как же. Все это досадные неполадки. Дело в том, что наше умение
распределять жизненные блага пока еще значительно отстает по сравнению с нашим
умением создавать их».
Вздор,
сплошной вздор! Люди нуждаются в пище, одежде и жилье. Они производят это из
имеющихся в их распоряжении материалов, чтобы у каждого было то, что
необходимо. Что может быть проще? В том-то и дело, что мы прекрасно знаем, как
распределять блага. Чего мы не знаем и чего никогда не будет знать ни один
человек, это как распределять их более или менее справедливо и вместе с тем
увеличивать доходы наших миллионеров. Ибо такие доходы растут только за счет
недостатка. Но народу не полагается знать об этом…
Кто
же эти люди, захватившие в свои руки богатства Америки? Да ровным счетом никто.
Они ничего не делают. Они ничего не производят. Они лишь собирают деньги и все
более щедро снабжают ими свои семьи и своих присных… Пусть массы работают изо
всех сил, довольствуясь жалкими крохами, которые мы им уделяем, тогда они будут
уважать нас – нас, захвативших созданные народом блага и узурпировавших
национальные богатства, на которые народ имеет все права! Таков девиз
богачей…».
Именно
в период первых двух сроков правления Путина массовая манипуляция сознанием людей
получила свои законченные и «цивилизованные» формы. Литература, кинематограф,
эстрада и СМИ обрели респектабельную «желтизну», чтобы власть имущим было легче
умиротворить и продолжать держать в узде многомиллионное население. Например,
«совкам» разрешили смотреть по ТВ советские фильмы, антисоветчикам предоставили
широкую трибуну для поношения советского прошлого, верующим понастроили новых
храмов и церквей, а для молодого поколения придумали «гламур». Короче, всех
развели по разным углам с тем, чтобы каждый нашел себе занятие по душе. Таким
образом, именно при Путине разделение общества обрело свои законченные формы, а
капитализация сознания большинства россиян стала необратимой. Чтобы
замаскировать это разделение, при Путине был придуман праздник «День
национального единения» (4 ноября). Символично, что он заменил собой советский
праздник 7 ноября – день Великой Октябрьской социалистической революции,
которую, как мы помним, осуществил русский народ-мессия. В начале ХХI века
наследников этого народа осталось не так уж и много – именно эти люди,
например, голосуют на выборах за КПРФ. Почему процент этих голосующих не растет
столь быстро, если русским в России жить становится все больше невмоготу?
Видимо, потому, что у подавляющей части русских давно уже капиталистическая
психология и они мыслят с позиции собственной выгоды, а не всеобщего
благоденствия. Как пишут философы В. и Т.Соловей:
«Возможно,
когда-то мы были народом для других, но сейчас совершенно точно стали народом
для себя. Из бесшабашной и полной избыточных сил юности народ наш перешел в
трезвую зрелость. Это ни хорошо, ни плохо. Это – неопровержимая реальность…
Ничтоже
сумняшеся, произнесем кощунственное: русские – вполне буржуазный и обычный
европейский народ, мечты, надежды и желания которого самые что ни на есть
буржуазные и обычные. Если коротко, это желание спокойной, обеспеченной и
свободной жизни, бытия без всяких духоподъемных химер и желательно подальше от
излишне стеснительной и загребущей длани государства…»
Эти
же философы далее дают свое объяснение и такому феномену, как долготерпение
русского народа:
«Русские
как раз не очень охотно вступаются за правду и справедливость, предпочитая
выжидать и до последнего надеясь, что, может, «оно как-нибудь обойдется, все
рассосется». Ни один европейский народ никогда не потерпел бы того, что русские
терпят уже два десятка лет. Любой европейский народ сразу же и объединяясь
выступил бы против подобного издевательства над собой. Так что если и говорить
об особых отношениях русских с правдой и справедливостью, то они не в особой
чувствительности, а в особой нечувствительности народа к этим моральным
императивам…»
Однако
события на Манежной площади 11 декабря 2010 года наглядно продемонстрировали,
что в недрах уже нового поколения русских людей подросли те, для которых
проблемы социальной справедливости так же важны, как и для их далеких
предшественников в 1917 году. Эти люди еще не готовы к революции, но они уже
готовы к бунту. А первая без последнего обычно не ходит. В недрах нашей истории
начался тектонический сдвиг, который пока еще не виден невооруженным глазом, но
он случился, приведя в движение такие пласты, которые до этого лежали
обездвиженными вот уже два десятка лет. Не сомневайтесь, власть этот сдвиг
уловила и уже сделала первый шаг в сторону его обуздания – призвала на престол
старого-нового президента-силовика Путина. Чем ответит на это расколотый
русский народ, мы тоже увидим достаточно скоро.
Фёдор РАЗЗАКОВ.