Бурятский поселок Жемчуг одни уже называют «второй Сагрой», другие – «новой Кущёвкой». Правда, официальные чины МВД настаивают, что ничего особенного в первые дни 2012 года в Жемчуге не произошло: мол, то ли «бандитская разборка», то ли бытовой конфликт.
Драматические события в Тункинском районе Бурятии разыгрались в ночь на 7января. По версии местных жителей, в Жемчуг на нескольких иномарках прибыли полтора десятка приезжих из Улан-Удэ. Рядом с поселком находятся термальные источники, он считается курортным. Улан-удинские преступные группировки якобы давно собирают со здешних бизнесменов дань, а теперь и вовсе решили захватить контроль над турбизнесом. Вот и приехали с акцией устрашения.
По данным издания «Байкал-Daily», приезжие были вооружены автоматами и пистолетами, из которых стреляли на поражение. При этом они таранили своими машинами автомобили, проезжавшие по улицам. В итоге четыре человека получили тяжелые ранения. После налета захватчики скрылись с места происшествия, оставив одного убитого. Им оказался 21-летий Булат Бажаров из Улан-Удэ. Местные утверждают, что во время стрельбы его ранили свои же.
Депутат местного совета, генеральный директор муниципального предприятия «Жемчужина» Андреян Батлаев рассказал, что раненые жители Жемчуга не хотели обращаться за помощью в больницу: опасались ареста и мести. Напуганные жители села боятся выходить на улицу и совсем не доверяют полиции: «Тут спектакль такой идет. Обратились в полицию, там ответили, что это сами жемчугские и их надо упечь. Посмотрите, пострадавшие лежат в больнице, а у них же производят обыск. Не знаю, куда обратиться. Что нам, как в Чечне, придется самим обороняться, воевать, что ли?»
По другой информации, улан-удинские требовали от сына местных торговцев продуктами Артема Шубина 250 тысяч рублей. Тот таких денег отдать не мог – вот и собрал друзей, чтобы «отбиться» от приезжих.
Совершенно иная версия у следствия. Как заявил заместитель руководителя бурятского Следственного управления СК РФ Сергей Базаров, мотивом конфликта стали «разборки» представителей двух криминальных группировок, данных об экономической подоплеке «разборок» нет, речь шла о бытовом конфликте.
Замначальника МВД Бурятии Валерий Калганов уверен, что одна из группировок провела пиар-акцию по дезинформации общественности. По его словам, ранее судимый депутат сельского совета Андреян Батлаев попытался представить события в выгодном для себя свете (то есть подобными сагринскому инциденту), поскольку в конфликте принимал участие его сын.
Только вот сразу после нападения на Сагру милицейские чины также говорили о «бандитских разборках» и «бытовом конфликте», обвиняли в случившемся защитников села, против которых даже завели уголовное дело. А истинная причина конфликта – наркоторговля – официально не признана даже теперь, когда бывшие подозреваемые сагринцы считаются потерпевшими, а напавшие на них бандиты обвиняются по многим статьям Уголовного кодекса.
Но какая бы из версий ни была ближе к истине, очевидно: ситуация, когда правоохранительные органы не способны противостоять бандитскому рэкету, а вооруженное столкновение в селе с убитыми и ранеными рассматривается как обычный «бытовой конфликт» – нетерпима. Такое положение дел и порождает тотальное недоверие граждан к власти, насилие и беззаконие.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.