Комиссия при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России прекратила свое существование. На самом деле с момента ее ликвидации прошло уже более месяца. Однако сделано это было так тихо и незаметно, что данный факт не сразу осознали даже члены самой комиссии. Что уж говорить об общественности, которая вообще не имеет об этом представления.
14 февраля 2012 года был опубликован Указ президента №183 с длинным и мало о чем говорящем названием: «Об утверждении состава комиссии при президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, изменении и признании утратившими силу некоторых актов президента Российской Федерации». В пункте 11-м этого документа среди прочих утративших силу распоряжений значится и указ №549 от 15 мая 2009 года. Именно им и учреждалась комиссия по противодействию фальсификациям, а также определялся ее состав.
Напомним, что подана та инициатива была громко. На официальном уровне всемерно подчеркивались главные задачи комиссии: «обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленных на умаление международного престижа Российской Федерации»; «выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий».
Как отмечалось в первом номере спецвыпуска «Улики», который вышел в свет в июне 2009 года, решение о создании комиссии, несмотря на столь благие цели, вызвало весьма неоднозначную реакцию в обществе. Так называемые либералы опасались, что это покушение на свободу их слова и самовыражения. Мол, запретят делать телепередачи, снимать фильмы, писать книги с измышлениями о «советской оккупации Прибалтики и Восточной Европы», утверждениями, что между «коммунизмом и фашизмом нет разницы», а Вторую мировую войну развязал Сталин вместе с Гитлером. Ведь подобные измышления, безусловно, фальсифицируют историю и крайне вредны для нашей страны.
В свою очередь, представители левых сил предполагали, что действующая власть, активно занимающаяся переписыванием истории по западным лекалам, может использовать эту комиссию против своих оппонентов, стоящих на патриотических позициях.
Спустя без малого три года, можно с уверенностью утверждать, что опасения не оправдались. Ибо комиссия за все это время абсолютно никак себя не проявила с пользой для Отечества. И не то чтобы у нее для этого не было поводов и оснований.
Вспомним хотя бы катынское дело, в том числе и открывшиеся благодаря усилиям Виктора Илюхина, ряда историков и политических деятелей факты самой что ни на есть фальсификации документов о расстреле польских офицеров. Но как было комиссии при президенте заниматься этой темой, если главными сторонниками «геббельсовской версии», по которой вина за расстрел поляков ложится на СССР (а значит, и на Россию как его правопреемницу), был сам президент Дмитрий Медведев, а также премьер Владимир Путин. Где уж тут докапываться до неудобной политической правды, если и тот, и другой устраивают пышные покаяния перед Польшей от имени всего народа, хотя народ их на это отнюдь не уполномочил.
Комиссия по противодействию фальсификации никак не противодействовала и активнейшей работе по «десталинизации», которую развернул председатель Совета при президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Собственно, сама идея «десталинизации» по Федотову есть объявление периода советской истории преступным. Но официальные противники исторических фальсификаций вновь молчали. И немудрено: как возражать, если Федотов просто открыто говорил о том, что действующая власть планомерно реализует вот уже два десятилетия.
Да и сам состав комиссии был соответствующий: руководитель администрации президента Нарышкин и уйма других чиновников, более мелких, не имеющих никакого отношения к исторической науке.
Что касается людей более или менее известных, их подбор вообще выглядел удручающим. «Главное, что их объединяет, – это крайне антисоветские взгляды. Очевидно, что такие люди не могут, да и не будут искать объективных оценок советскому историческому периоду, с которым связано большинство попыток фальсификаций. Это и Андрей Сахаров, директор Института российской истории Российской академии наук, призывавший к разрушению Мавзолея. И Николай Сванидзе, прослывший зоологическим антисоветчиком. Несколько лет назад он сравнил в одной из своих телепередач комсомол с гитлерюгендом», – такая характеристика была дана им три года назад в «Уликах». За прошедшее время они лишь подтвердили такую репутацию.
Одним из членов комиссии стала и Наталья Нарочницкая, президент Фонда изучения исторической перспективы. Она воспринималась как независимый историк и ученый, политический деятель, последовательно отстаивавший интересы славянских народов. Однако ее патриотического слова в комиссии также не было слышно. Ну а в ходе недавних выборов она позиционировалась уже как доверенное лицо Владимира Путина, что никак не может свидетельствовать об истинной независимости.
Член комиссии из заправских антисоветчиков директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян оценил итоги ее работы положительно. «Деятельность комиссии, на мой взгляд, противодействовала искажениям различных исторических фактов. Ее создание было шагом навстречу ветеранам, обеспокоенным искажениями истории Великой Отечественной войны, и в этом отношении ее работа также была небесполезной», – заявил он «Московским новостям».
Только вот лживые фильмы о Великой Отечественной продолжают стряпать и показывать даже на федеральных и государственных российских телеканалах. Да и из школьных учебников правды о ней не узнать.
Комиссию по противодействию историческим фальсификациям Дмитрий Медведев ликвидировал как раз в год, который сам же объявил Годом российской истории. Очевидно, что все это для уходящего главы государства формальность.
Что касается «Советской России», она обязательно продолжит и анализ важнейших событий отечественной, в том числе и новейшей истории, и доказательные разоблачения лжецов и фальсификаторов, ибо сегодня это по-прежнему крайне актуально. «Улики» остаются.