
Говорят, Галина Вишневская после премьеры «Онегина» в Большом (реж. Черняков) зареклась ходить в театр, где подобное возможно. Она назвала действо на сцене «ужасом и бесстыдством». Знаменитая сцена дуэли в этой постановке разворачивается на… столе. У него сходятся два дуэлянта, и на стол падает случайно подстреленный из ружья Ленский, одетый а-ля рус – в тулуп и шапку-ушанку.
valera080370. Я сижу, читаю «Эпидемию бесстыдства», и душа плачет, рыдает навзрыд. Что эти дряни сделали с великим советским народом! За какие-то 20 лет оскотинили почти всех. Я сам любил ходить в театры, но сейчас там делать нормальным людям нечего. Детей приучаю смотреть все в записи на дисках. Ну нельзя жить в скотском состоянии, докатиться до того, чтобы мочиться со сцены в зрительский зал. Нет слов, один мат в адрес этого режима. Одно успокаивает: по всем православным пророчествам, пройдя через кровь и лишения, смерть многих миллионов, Россия воспрянет и сметет всю эту мразь. Дожить бы до этих времен!
energy. 20 июля смотрели «Территорию любви» с Еленой Яковлевой в главной роли. Спектакль был у нас в Питере на сцене ДК «Выборгский». Сама игра актеров понравилась, но содержание... Такой откровенной пошлости я не видел. Перед нами в предыдущем ряду сидела пожилая пара, так после антракта их уже не было.
Фактически классический театр ушел в прошлое. А жаль...
nazarov176. …Я тоже люблю классический театр, с удовольствием бы пересмотрел, скажем... «Плутни Скапена» великого Мольера. Но что-то мешает поддержать дух и настрой этой статьи. Мольер-то, работая в редакции газеты, написал бы пусть про то же, да НЕ ТАК ЖЕ! А здесь, у Сидорова, вроде все правильно, но, извините меня за резкость, стариковское нытье по прошлому, стариковская газета, стариковская партия.
vasilevs. Считаю, что это отличная статья, клеймящая позором пошляков в современной пародии на театр. Позор безнравственным артистам, находящим оправдание для своего самоуничижения во славу звонкой монеты! Ведь эти, с позволения сказать, служители высокого искусства продают свои души дьяволу.
nazarov176. Когда в 90-е годы на комедии был полон зал, а на драмы только ползала, и так из года в год, понятно же, чего становилось все больше. Сейчас в Театре драмы и комедии идут одни комедии. А гастрольные антрепризы – так это же при низкой себестоимости тот же доход!
Оказалось, что нашим женщинам (а их в театре всегда было большинство, сейчас особенно) интереснее посмотреть легкую любовную историю с любимыми артистами, чем полноценный спектакль с полной труппой (тем более если он – о ужас! – долго идет).
Вообще говоря, мы, мужчины, построили ГОСУДАРСТВО ЖЕНЩИН. Страну, где царит закон: ЧТО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА, ТОГО ХОЧЕТ БОГ. Разве женщины любят мужчин-философов? А ведь каждый человек – философ, а дальше додумайте сами…
И театр здесь только частный случай.
Так кто же виноват, что в театре сложилась такая нездоровая ситуация?
А возьмем шире. А кто виноват в 91-м и 93-м годах? Кто виноват в Ельцине и Путине? Да мы все и виноваты, а кто умней, тот и больше. Кто виноват, что народ стал населением и что мы, население, перестали чувствовать себя народом? А каждый себе сам пусть и ответит...
komissar. А какие «взорвавшие театральную общественность» спектакли в последние годы поставили продвинутые О. Табаков или Г. Волчек? Больше предоставляют сцены своих театров для экспериментов заезжим режиссерам. Паразитируют на советских театральных достижениях, не в силах создать что-либо достойное.
vasilevs. Сейчас в Воронеже спектакли идут чаще при полных залах, много молодежи, но тенденция некоторой легковесности в репертуаре все же остается. Театру удается выживать, разбавляя проблемные, классические спектакли смешками и ужимками, на потеху молодежной публики, но эта грань так тонка… А что касается современного кино и телевидения в России, то это самая настоящая помойка культуры. Надо дождаться только мусоровоза.
Spartak. Кто виноват в 91-м и 93-м годах? Кто виноват в Ельцине и Путине?.. – спрашивает nazarov176. Ответ: виноват Сталин!!! За период его правления напрочь выхолощено понятие о чести и достоинстве, подавлялась любая инициатива. Народ был превращен в безликую трусливую серую массу винтиков-рабов. Да и все «достижения» сделаны рабами.
Представьте самолет. Худо-бедно летает. Потом кто-то из пассажиров перерезал экипаж, разгромил отлаженный автопилот, схватил штурвал и ведет машину сам, отбиваясь от других претендентов. Естественно, в конечном итоге его пристукнут – и далее штурвал переходит от одного к другому. Те, кто успешно колеблется вместе с курсом партии, выживают и продвигаются. Дело становится скверным, решают, что пора перестраивать систему, частично возвращать к действию автопилот. Но это не так просто – существует так называемая теория устойчивости, и систему начинает трясти. Происходит перерегулирование, переход от одной крайности к другой. Коммунисты становятся бизнесменами, атеисты – религиозными фанатиками. А что тут говорить о культуре, искусстве, театре, которые стоят на службе системы?
nazarov176. Спартак, сдается, что мы с вами окончили вуз по одной специальности: «Системы автоматического управления». Но вы сами задайтесь вопросом: не носит ли ваша ненависть к Сталину характера невроза навязчивых состояний? (Справочник психиатра / Под ред. А. Снежневского. – М.: Медицина, 1985. С. 232)?
Во всяком случае, ваше отношение к нему не носит характера объективного научного интереса. Мало того, со стороны складывается такое впечатление, что ваш организм не избавится от этого недуга (см. выше), пока вы не откопаете тело Сталина да не разорвете его на мелкие кусочки!
Но ведь есть несравнимо более «щадящие» методы, как, например, метод ЗАМЕЩЕНИЯ, когда объект невроза просто заменяется один на другой. Осталось только найти этот другой, не так ли?
Петров. Увы! Теперь такие театры и у нас, в провинции. Перестал ходить в местный театр после «Отелло». Еще спектакли Железногорского театра оперетты можно смотреть, когда он бывает в городе на гастролях.
konkor48. А все это идет оттого, что ряд наших «заслуженных» и «народных» перестроились и со слезами на глазах стали припоминать, как их душили всяческие худсоветы, партийные бонзы, НКВД, КГБ и так далее и так далее. А теперь все позволено, никто не душит их творческую свободу, но только не получается у них того, что было: полной самоотдачи, взлета творчества и единения со зрительным залом. Но и зал ныне совсем не тот. Вот и приходится давать ему то, чего не было при «тоталитаризме» и «творческой несвободе»: насилие, секс и прочие пороки в самом натуральном выражении. Порой так и хочется сказать некоторым Баталовым, по его словам, через силу игравшим наших рабочих-современников: сдайте все свои правительственные награды, звания и квартиры, полученные еще в СССР, и только после этого лейте грязь на то, что сделало вас человеком и актером. И теперь ему и ему подобным будет предоставлена полная свобода сотворения оргий на сцене, насколько позволит их человеческая и актерская совесть.
katya. С огромным удовольствием читаю все статьи уважаемого Ю. Сидорова, тем более что он очень часто пишет о ставших мне близкими псковских местах. Наша семья была заядлыми театралами. Служили мы в Латвии. К нам часто на гастроли приезжали драмтеатры из Москвы, Ленинграда и Таллина. Помню, сыну было лет семь и мы с ним во втором ряду смотрели «До третьих петухов» Шукшина в постановке таллинского Театра русской драмы. Моего сына ТАК пробрало, и он так К МЕСТУ смеялся и чуть ли не плакал, что актеры стали даже посматривать на нас.
К нам часто ездил театр из Великих Лук – прекрасные постановки. Мы перезнакомились с актерами – Аллочка Любовская даже в гостях у меня была, и мы потом долго переписывались, а потом уже в Пскове встретились на гастролях. Так вот, в советские времена прекрасные театры с прекрасными режиссерами и актерами везли истинную КУЛЬТУРУ по всему Союзу! А теперь наш Псковский драмтеатр, кстати весьма неплохой, не может выехать в те же Великие Луки – денег нет!
Когда дети подросли, мы стали с ними ездить в Ленинград, были и в БДТ. И тогда Додин ставил ПРЕКРАСНЫЕ спектакли, а в перестройку он же поставил ужаснейший по пошлости «Вы чье, старичье?». И еще мы смотрели «Стеклянный зверинец» по Теннеси Уильямсу с Фрейндлих и Линьковым. Потрясенные, обрыдавшиеся ушли со спектакля. По приезде в Псков видим афишу с тем же названием, но с пояснением: фантазии на тему Радуна – это наш «продвинутый и награжденный» режиссер. Ушли, не дождавшись конца первого действия. Никогда не позволяли себе такого отношения к актерам, но от этих фантазий ползала ушли! Теперь очень редко и осторожно ходим на спектакли…
Нас в Пскове очень выручают Пушкинские дни – и рождения, и гибели. Приезжает множество коллективов, но драмтеатры редко доставляют удовольствие – то слишком упростят, то наворотят невесть что. Выручают именно постановки опер, хотя и в концертном варианте, но и солисты Большого, и Станиславского, и Мариинки оперы все-таки не уродуют, и голоса приезжают отличные.
Несколько лет назад пришли на «Пиковую даму» в постановке Мариинки. Покупаем программку, читаем либретто – и думаем: то ли сразу уйти, то ли потерпеть. Там все перенесено в XX век, упомянуты и декабристы из XIX, и репрессии
37-го, и Отечественная война. К великой радости, ведущая объявила, что концертный вариант НЕ ПОЗВОЛЯЕТ поставить по этому либретто. И послушали хорошую музыку и хорошее пение – правда, в современных костюмах, и все исполнители сидели весь спектакль.
Васса. Уважаемая katya! Поддерживаю Вас в Ваших рассказах о культурной жизни в советское время. В отличие от Вас, моя семья жила в Сибири, но и к нам на гастроли приезжали столичные театры, а также театры из Новосибирска, Кемерово, Барнаула. Когда я поступила в Ленинградский университет, то посещение театров и филармоний стало нормой моей студенческой жизни. И вот почему. Некоторые из наших профессоров, принимая зачеты и экзамены, задавали дополнительные вопросы из области культуры Ленинграда и нам, приезжим, говорили буквально следующее: вы прекрасно учились, и смогли поступить в наш университет, и вместе с этим получили прекрасную возможность наполнить себя теми культурными ценностями, которые может предоставить вам Ленинград. Пользуйтесь такой возможностью и сходите, например, в Кировский театр на такой-то спектакль.
Я не знаю нынешней студенческой жизни, но думаю, что таких профессоров теперь нет.
И еще немного воспоминаний. С детства я любила «серьезную» музыку, но настоящий поворот к ее изучению и пониманию я получила от профессора Ленинградского университета Ковалёва Сергея Ивановича. Он преподавал нам историю Рима, и мы учились по его учебнику «История Рима», вышедшему в издании Ленинградского университета. Кстати, в настоящее время существуют три издания «Истории Рима»: Ковалёва, 1948 г. («сталинское»), 1986 г. («горбачёвское») и 2003 г. («российское»). Без сомнения, первое, сталинское, издание самое лучшее. Именно поэтому и еще потому, что оно было единственным прижизненным изданием (1948 г.) оно и было выбрано для сканирования. Так написано в интернете. И я совершенно согласна с таким выводом.
Так вот. После одного зачета Сергей Иванович спросил меня: «Кто написал «Маленькую ночную серенаду»?» Я не знала. Он сказал, что за ответ ставит мне «отлично» в свою ведомость, а в зачетку поставит оценку только после того, как я побываю в консерватории и получу ответ на его вопрос. Именно с тех пор я стала постоянной посетительницей консерваторий, где бы я ни жила – конечно, если там она вообще имелась.
И по сей день я храню благодарную память о профессоре и человеке Ковалёве Сергее Ивановиче.
Alouette. Искусство народ сам променял на пошлую мерзость, не захотев больше социализма. Увидела вчера новый «проект» Малахова. Суть его – психологическая проституция. За деньги участник продает свое достоинство. Другими словами, организовали заправилы ТВ массовое подглядывание в замочную скважину и более того... А что же народ? А ничего, я думаю, он рад очередному скотству (конечно, есть исключения).
Peresvet1937. На бывшем ДК судостроительного завода им. Кирова в городе Хабаровске и сейчас красуются замечательно-правдивые, утверждающие слова: «ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ». Сейчас впору писать укоризненно-назидательно-требовательно: «Искусство ДОЛЖНО принадлежать народу». Помню, раньше какая была массовая художественная самодеятельность! Как было развито хоровое пение! В отдаленные села из районных центров (в село Суюткино из Кизляра) приезжали театры с такими декорациями, что они до сих пор стоят в глазах.
В 60-х, приезжая в Москву, я довольно свободно мог попасть в Большой. По радио передавали тексты и мелодии появляющихся новых популярных песен… Нет! Советская власть хотела видеть своих граждан воспитанными, культурными людьми. А какие радиопостановки по тому же радио! Покровский со стихами русских поэтов вперемежку с исполнением романсов. Впору плакать от досады, что это все в прошлом и вряд ли теперь вернется. Сейчас настоящее искусство для «избранных», а для остальных – духовная сивуха.