Общий кризис капитализма напрямую отражается на Грузии. США выдает Грузию за успешный американский эксперимент, пример подражания, провозгласив ее «Маяком демократии». Так называемые неолиберальные реформы, которые бескомпромиссно и с особой агрессивностью проведены в Грузии, доведены до логического конца. Разгосударствление всех сфер экономики и социальной инфраструктуры завершено. Все заводы и фабрики, которые худо-бедно функционировали, оказались в частных руках. Вся энергосистема, гидроэлектростанции, почти все городские службы, в том числе и системы электропередачи, распределения природного газа и водоснабжения приватизированы. Приватизированы природные ресурсы, леса, морские порты.
Процесс тотальной приватизации подразумевал одновременную концентрацию и централизацию капитала в руках нескольких ведущих фигур правящего клана. Все основные потоки доходов монополизированы. Монополизирован весь импорт и экспорт. Они стали особо важными источниками быстрого обогащения местного олигархического клана. Обогащение посредством монопольного права назначения цен на импортируемые товары сопровождается полным уничтожением внутреннего производства, целых отраслей промышленности и сельского хозяйства. К тому же это происходит в полном соответствии с пожеланиями Международного валютного фонда.
Неолиберальная реформа уничтожила все социальные гарантии для трудящихся. В частных руках оказались объекты здравоохранения. Качественное образование можно получить только за большие деньги и лишь в частных образовательных заведениях. Грузинское трудовое законодательство является одним из самых дискриминационных по отношению к трудящимся во всем мире.
Реального производства в Грузии практически не осталось. Банки просто не кредитуют производственную сферу. Занимаясь ростовщичеством, они стали мощным рычагом удушения так называемого малого бизнеса. Безупречно защищают сложившийся внутренний порядок хорошо оплачиваемые армия и полиция. По существу, за государством оставлена единственная функция: обслуживание сложившейся частнокапиталистической системы.
Одновременно, в отличие от всех или почти всех постсоциалистических государств, на низовом уровне уничтожено взяточничество, максимально убраны бюрократические преграды при получении разных справок и документов. Покончено с бандитизмом и воровством, вспыхнувшими в начале 90-х годов. Эта сторона реставрации капитализма преподносится как общенациональное достижение, хотя наведение порядка в этой области тоже вызвано нуждой капитала в целом. Капитал нуждается в минимизации проблем на низовом уровне без ущерба основным интересам правящей элиты.
Одним словом, в Грузии создана своего рода классическая система неолиберального капитализма. Неслучайно отдельные представители правящей элиты России приводят в пример некоторые стороны «грузинских реформ», а другие постсоветские страны регулярно изучают «опыт достижений» Грузии.
Но всякая диктатура нуждается в определенном порядке, средствах и методах самосохранения. На фоне нарастающих социальных противоречий чрезвычайно расширены права грузинской полиции. Особенно сильна полицейская функция политического преследования.
В тюрьмах созданы невыносимые условия, когда можно безнаказанно до смерти избить, морально подавить, умертвить любого не угодного нынешней власти. Даже традиционно лояльно настроенный к властям Грузии Европейский парламент отмечает ненормальную обстановку в тюрьмах Грузии, призывая исправить ситуацию. Характерно, что за 9 лет неолиберальной диктатуры число заключенных выросло с 6000 человек в 2003 году до 25 тысяч, то есть в четыре с лишним раза! Судебная система перешла на откровенно циничную, наглую и беспрецедентную практику заточения в тюрьмы тех, кто противостоит властям. Сегодня в Грузии никто не застрахован от такой расправы. Количество оправдательных приговоров в стране рекордно низкое – 0,084% (средний показатель по Европе – 20%).
Страной правит одна политическая партия, называющая себя «Единым национальным движением». Она контролирует исключительно все сферы общественной жизни. Антикоммунизм, антисоветизм, национализм, антироссийская истерия и социальная демагогия возведены в ранг государственной идеологии. Правящий режим является проводником интересов самого реакционного представителя международного капитала – американского империализма. Налицо все основные признаки фашизма, в том числе милитаризация. В Грузии создана примерно такая же система капиталистической диктатуры, как в пиночетовской Чили.
Но неолиберальная капиталистическая система начинает пожирать саму себя. Политика тотальной приватизации экономики и социальной системы в сочетании с ущербной внешней политикой привела страну к экономическому краху. Потеря традиционного рынка сбыта грузинских товаров – российского рынка – полностью дезорганизовала производственную сферу. Население живет исключительно за счет работающих за рубежом эмигрантов. К примеру, в 2010 году электронные переводы из России лишь на 4% отстали от валового объема инвестиций в Грузию из остального мира, составив соответственно 530,2 и 553,1 миллиона долларов США. На сегодня Грузия одна из тех немногих стран, у которых занятых наемным трудом за границей больше, чем в собственных пределах. Реальный уровень безработицы превышает 65% (по официальным данным – 15%). Налицо глубокий социальный кризис, что при любой возможности сразу выливается в кризис политический.
Необходимость поворота влево хотя бы в рамках частнокапиталистической системы стала
так очевидна, что об этом начинают кричать даже буржуазные партии откровенно правого толка. Без такого поворота система рухнет под собственной тяжестью как исчерпанная и насмерть парализованная. Из-за таких настроений произошел раскол в правящей олигархической элите.
В Грузии сформировалась мощная буржуазная оппозиция, готовая смягчить политику неолиберализма и провести более умеренную внешнюю политику.
Оппонирующая власти группировка понимает, что без ощутимых изменений как во внутренней, так и во внешней политике не осилить глубочайшую стагнацию. Более того, с учетом особых условий продолжение настоящей политики приведет к краху государственности Грузии вообще. Под особыми же условиями подразумеваются межнациональные конфликты и гражданский хаос. Из этого хаоса в муках и перманентных трагедиях народов, которые стравили между собой творцы «большой политики», и родился «Маяк демократии».
В условиях явного ослабления левых, антиимпериалистических общественных сил в Грузии их практической задачей на нынешнем этапе может быть способствование приходу к власти более умеренных буржуазных партий с одновременной критикой их капиталистической, половинчатой сущности.
Свертывание неолиберальной политики внутри страны и политики откровенного противостояния с Россией является жизненной необходимостью и для Грузии, и для Южного Кавказа в целом. В таком случае Грузия сможет сыграть очень эффективную стабилизирующую роль в регионе, равномерно учитывая интересы соседей, интересы всех противоборствующих сторон сложнейших и медленно тлеющих конфликтов Южного Кавказа.
Темур ПИПИЯ, политический секретарь Единой Коммунистической партии Грузии
Некоторые данные, иллюстрирующие итоги десятилетней практики неолиберализма в Грузии:
– Официальный прожиточный минимум в 2012 году, по официальным данным, составляет для трудоспособного мужчины 90 долларов, семьи из четырех человек – 165 долларов.
– Минимальная пенсия составляет 50 долларов. В стране 826,8 тысячи пенсионеров. На каждого пенсионера приходится 0,75 занятых, тогда как оптимальное количество – 3. Пенсионный возраст самый высокий на Южном Кавказе, а средняя пенсия – самая низкая.
– Средняя зарплата составляет 426 долларов; у женщин – 260 долларов. При этом зарплату в Грузии по самым оптимистическим подсчетам получают 33–35% активного населения. Известно, что доля занятых по найму среди всего экономически активного населения (с учетом мигрантов) составляет лишь 22,5%. Надо также учесть большую разницу в зарплатах в зависимости от сфер деятельности работающих. К примеру средняя зарплата врачей составляет 200, а учителей – 170 долларов.
– По явно заниженным данным Национальной службы статистики Грузии, 9,2% населения находится за чертой бедности. По данным Агентства социального обслуживания, которое также является официальным учреждением, в единой базе бедных семей (нуждающихся в помощи) зарегистрировано 1 623 233 человека. Это почти половина реально проживающего в Грузии населения.
– Примерно миллион граждан Грузии находится за рубежом в качестве мигрантов. 70% из них покинули Грузию с целью найти работу. Из эмигрировавших 85% относятся к возрастной категории 20–50 лет.
– Согласно докладу Программы развития ООН, среднее годовое сокращение населения Грузии в 2011–2015 годах составляет 0,7%, тогда как в тот же период среднемесячный темп роста населения Армении будет составлять 0,3%, а Азербайджана – 1,1%.
– Очень высок показатель смертности, особенно среди младенцев. На каждую 1000 новорожденных приходится до 25 случаев смертности (в развитых странах этот показатель не превышает 3–4).
– На каждые 100 т
ысяч человек приходится 539 заключенных. По числу заключенных на душу населения Грузия занимает четвертое место среди стран мира.
– Внешний долг Грузии составляет 10,5 миллиарда долларов при запланированных бюджетных поступлениях в 2012 году в сумме до 5,2 миллиарда долларов.