Ежели не генерал, то за что же вы деньги взяли? И мы вам не за то деньги платили, чтоб вы безобразили!
А.П. Чехов. «Свадьба»
Обратиться еще раз к ситуации, сложившейся вокруг армии, заставляет очередной похвальный отзыв премьера Медведева в адрес отставленного министра обороны: «Я считаю, что Сердюков в качестве министра обороны работал весьма эффективно. Это заключалось в том, что при Сердюкове, конечно после принятия решений верховными главнокомандующими (а Сердюков работал с двумя верховными главнокомандующими), начались преобразования в армии – долгожданные и очень сложные, очень сложные!»
С генералами устраиваются не только чеховские свадьбы, но бывают и разводы. Медведев явно хочет новой свадьбы с министром после развода. А Путин, судя по всему, не хочет, хотя Сердюков, в соответствии с предначертаниями Верховного главнокомандующего, снизил срок призывной службы до одного года и повысил денежные довольствия военнослужащим и военным пенсионерам, увеличил квартирное обеспечение офицерам и т.д.
Тем не менее я этот развод в верхах одобряю, ибо он провоцирует армию к «волнениям». При этом уточняю, что своего отношения к «российской армии» я никогда не скрывал и не скрываю. Советская армия умерла в 1991 году, а так называемая российская армия скончалась в 1993 году, претерпев наличие в своих рядах палачей, расстреливавших из танков Дом Советов. Боевые успехи отдельных генералов, офицеров и подчиненных им подразделений в Чечне и Грузии – исключение, лишь подтверждающее общее правило. Это правило действует во всех прогнивших государствах и гласит: в процессе обрушения государства первой рушится армия. То есть не «Ельцин с Гайдаром и Грачёвым» пришли и развалили армию, а прямо наоборот – армия сначала развалилась, а потом пригласила «Ельцина, Гайдара, Грачёва». Вина ее за это не имеет срока давности, особенно за расстрел Дома Советов. Поэтому я не поддерживал попытки левопатриотической оппозиции излечить эту забывшую о присяге «армию» рассуждениями о некой «защите Отечества». Продолжаю считать, что вылечить ее невозможно. Недаром же она сегодня простужается и кашляет в форме «от Юдашкина». Ее судьба – окончательная простуда. Оставалось только следить за тем, как министр обороны Сердюков нотариально оформлял эту гибель. Подчеркиваю: министр обороны отнюдь не убивал, а только констатировал кончину, выписывая свидетельства о смерти и ордера на гробы.
При этом во всем, что касается распоряжения имуществом покойницы, Сердюков – гуманист, каких мало. Путин верно сказал, что у нас теперь не 37-й год. Как бывший налоговик, министр отлично знал, что и как крали до его пришествия, но ни одного проворовавшегося генерала этот смешной толстяк под суд не отдал. Он просто оттеснил их от кормушки, мягко поменяв субъект краж. На смену «зеленым человечкам», как «шутливо» именовал Сердюков генералов, пришли блондинки с ногами от ушей, начавшие посылать «зеленых человечков» матом куда подальше. Оказалось рановато…
В ответ, оскорбленные и оттесненные от кормушки, генералы так громко возопили об утрате обороноспособности страны, что непосвященным можно было подумать, что до назначения Сердюкова армия процветала и обороноспособность страны непрерывно повышалась, что до Сердюкова будто бы никто не крал и не распродавал все, что плохо или даже хорошо лежит. А помните дело торговавшего танками еще при предсовмине Рыжкове «концерна» АНТ, о котором «Советская Россия» писала еще в 1989 году? А уж сколько было украдено при выводе советских войск из Германии, даже страшно вспоминать. Сколько советского авиационного спирта, предназначенного для омывания стекол и крыльев наших истребителей и бомбардировщиков в случае обледенения, было выпито народом под маркой «Рояль»!
Двадцать с лишним триллионов рублей, обещанных на модернизацию армии, – не шутка. За «освоение» такой суммы – как пела Алла Пугачёва – «можно все отдать»! Задача Сердюкова заключалась в том, чтобы «цивилизованно» завершить распродажу имущества министерства обороны, которое не успели раскрасть и распродать известные силовики до него, и приступить к «освоению» триллионов. А также «цивилизованно» распределить доходы. Судя по тому, что Сердюкова сняли, доходы от распродажи были распределены не так, как предполагалось, что и породило сомнения в «справедливости» грядущего «освоения» триллионов. Только и всего. Премьер же Медведев в противовес Путину продолжает настаивать на том, что распределение выручки было справедливым. В этом и только в этом – в подсчетах плюс минус десятка миллиардов рублей (долларов) – и заключается разность взглядов премьера и президента на военную реформу и обороноспособность государства.
Сейчас, похоже, стороны пришли к компромиссному решению, контуры которого можно разглядеть в выступлении нового министра Сергея Шойгу на встрече с доверенными лицами Путина. Он попросил освободить министерство обороны от торговых функций: «Мы считаем, что военным имуществом должно торговать Росимущество. То есть ни нашим ни вашим – распродажа продолжится, но управлять ею будут в другом месте. Только вот нет никаких гарантий, что бизнес-нравы в Росимуществе приличнее, чем в «Оборонсервисе».
Что же касается оценки Шойгу результатов деятельности Сердюкова, то здесь он солидаризировался с Медведевым: «У нас летчики стали летать в 20 раз больше, чем летали пять лет назад, мы начали плавать почти в 50 раз дольше и дальше, чем плавали раньше. У нас зарплата офицеров увеличилась более чем в три раза». Кстати, еще один момент в речи министра поверг буквально в шок. Из него следует, что профессиональная военная компетенция товарища Шойгу, похоже, не выше, чем у товарища Сердюкова. Тот путал ВВС с Би-би-си, а этот генерал армии… Конфуз случился тогда, когда новый министр пообещал возвратить на службу уволившихся «от обиды и злости» офицеров, которые были цветом науки и военного образования. «Вы нам нужны, возвращайтесь! Нам надо готовить летчиков, нам надо готовить…» И тут Шойгу запнулся, опустил глаза в бумажку в поисках перечня тех, кого еще надо готовить для армии. Но так и не нашел, невнятно сказав что-то о «молодом пополнении». Оно и понятно, что на прежней своей должности Шойгу часто летал бортами МЧС и поэтому знает, что существуют летчики. Но ни о каких других воинских специальностях – мотострелках, артиллеристах, танкистах, ракетчиках и т.п. он, судя по его выступлению, и слыхом не слыхивал.
Каков же промежуточный итог? Сердюков стремился развестись с генералами на почве неприязненных отношений по поводу принципов дележа имущества. Путин же решил пока не разводиться и сохранить к генералам «благосклонность». Разногласия эти не принципиальны. Поэтому развод откладывается, и свадьба с генералом возобновляется.
Александр ФРОЛОВ