Так кто же разрушил Российскую армию?
После скандальной отставки заворовавшегося министра обороны А.Сердюкова, а затем и увольнения Н.Макарова, начальника Генерального штаба и главного исполнителя его замыслов, многие аналитики и у нас, и за рубежом принялись оценивать результаты радикальных сердюковских реформ. Более пяти лет первый в России гражданский министр обороны терзал, ломал и уничтожал Российскую армию – наследницу «непобедимой и легендарной» армии Советского Союза.
Но какова же цель и главные задачи столь радикальной реформы?
Вот как на этот вопрос отвечает американский аналитик Ричард Вайц: «Ключевая цель реформы состояла в преобразовании вооруженных сил советской эпохи, созданных для ведения глобальной войны с Западом, и в превращении их в оптимальный институт для ведения успешных военных действий в локальных конфликтах и в борьбе с вооруженными формированиями боевиков».
При этом он очень сожалеет об отставке Сердюкова и считает, что эта отставка может поставить российскую военную реформу под угрозу.
Аналогичный ответ на этот вопрос дает и наш Центр анализа стратегий и технологий в лице директора Р.Пухова и его заместителя К.Макиенко: «Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация вооруженных сил нового облика на участие главным образом в ограниченных конфликтах… Под эти задачи выстраивается и новая структура вооруженных сил – они должны быть гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и задействованию в первую очередь в ограниченных по масштабу конфликтах на территории бывшего СССР» («ВПК», № 32–35, 2012).
Итак, цель и задачи проводимых реформ изначально были направлены на превращение армии, способной отразить агрессию серьезных геополитических противников России, в армию, способную решать задачи в локальных конфликтах на своей собственной территории и территориях бывших советских республик, а также вести военные действия с вооруженными формированиями боевиков.
И всё это происходило и происходит в условиях постоянно обостряющейся военно-политической обстановки в мире, стремительно развивающегося глобального экономического кризиса, в условиях все более ожесточенной борьбы за обладание основными ресурсами планеты. Причем в этой борьбе наши партнеры по «восьмерке» и «двадцатке» всё более откровенно делают ставку на военную силу, а России в этой борьбе отводится роль жертвы.
«Сибирь со всеми ее богатствами должна принадлежать всему миру» – эта установка госсекретаря США М.Олбрайт является краеугольным камнем всей политики ведущих стран Запада в отношении России, при этом под всем миром подразумеваются США и их ближайшие союзники.
А что же высшее политическое руководство страны, наш тандем, наш «национальный лидер»?
В своей предвыборной статье, посвященной вооруженным силам и военно-промышленному комплексу страны, В.Путин писал, что у России нет другого выбора, «ничего не меняя, ограничиваясь постепенными и половинчатыми преобразованиями, мы могли рано или поздно окончательно утратить свой военный потенциал, потерять наши вооруженные силы как дееспособный организм». Вот так, ни больше ни меньше – или радикальные реформы, или «потеряем наши вооруженные силы».
Поэтому, как считает Р.Пухов: «Военная реформа Сердюкова – Макарова пользуется полной поддержкой высшего военно-политического руководства страны». Более того, стремительное приведение Российской армии к новому облику – «это результат прежде всего проявленного беспрецедентно высокого уровня политической воли со стороны Кремля…»
Итак, беспрецедентная политическая воля президентов–премьер-министров В.Путина и Д.Медведева была направлена на то, чтобы превратить Российскую армию из армии, способной отразить агрессию ведущих стран мира, в армию, «способную вести военные действия с вооруженными формированиями боевиков».
При этом реформаторы несколько перестарались. Разрушив систему управления и организационно-штатную структуру вооруженных сил, уничтожив важнейшую составляющую боевой готовности – мобилизационную готовность, оставив армию без тыла и системы технического обеспечения, разрушив систему военного образования всех уровней, уменьшив срок службы военнослужащих по призыву до одного года, они привели армию, неукомплектованную и необученную, в состояние, когда она уже, по мнению натовских аналитиков, «в результате проведенных реформ не способна больше успешно решать боевые задачи даже в локальных конфликтах».
Развалив армию, высшие руководители России успешно завершают развал и военно-промышленного комплекса страны. Чего стоят только срыв государственного оборонного заказа на 2011 год и закупка за рубежом худшего по своим характеристикам вооружения и военной техники: от «Мистралей» до снайперских винтовок.
Наш военно-промышленный комплекс и выживал-то только за счет поставок вооружения и военной техники на экспорт, но похоже, что он утрачивает и эту возможность.
Недавно по всем новостным каналам нам радостно сообщили, что ВВС России в этом году получит два (!) самолета нового поколения СУ-30СВ. Ну, во-первых, этот самолет не нового пятого поколения, а всего лишь усовершенствованная модель четвертого поколения, так называемая 4+. Это летчики американских ВВС давно уже летают на самолетах пятого поколения F-22 «Раптор», а американские конструкторы (американские ли?) разрабатывают еще более совершенный самолет F-35, причем в нескольких вариантах, в том числе с вертикальными взлетом и посадкой.
А во-вторых, разработанные еще в Советском Союзе СУ-30 давно проданы «Рособоронэкспортом» Китаю и Индии вместе с лицензией на их производство. И уже в 2010 году Индия, укомплектовав свои ВВС этими самолетами, вышла на международный рынок вооружений уже со своими, полностью произведенными в Индии, самолетами СУ-30МКИ, составив России серьезную конкуренцию. И вот только теперь и наши ВВС получат целых два таких самолета в этом году. И по одной эскадрилье в последующие два года.
Это притом что в настоящее время численность только ВВС Турции более чем в пять раз превышает численность нашей авиации на важнейшем для России стратегическом направлении. Ну разве это не позор?!
Но на что же рассчитывают наши высшие политические руководители? Не думаю, что на участь С.Милошевича, С.Хусейна, М.Каддафи или того же Х.Мубарака.
Хотя Д.Байден, вице-президент США, открыто угрожал В.Путину участью М.Каддафи перед выборами, но потом всё как-то утряслось (не случайно же прилетал в Россию Генри Киссинджер), и В.Путин стал президентом, а Д.Медведев – премьер-министром соответственно.
А рассчитывает наш тандем, видимо, на то, что, делая бесконечные уступки, вкладывая наши деньги в экономику ведущих западных стран, безудержно распродавая богатства страны («Северный поток», «Южный поток», «Сибирь – Тихий океан»), передавая остатки нашей промышленности в частные руки, главным образом иностранцам, они найдут полную поддержку на Западе и удержатся у власти. Нашим «партнерам» просто не понадобится прямая военная агрессия против такой покорной и послушной страны, которая сама отдает свои богатства, заводы и фабрики, финансовые и сырьевые ресурсы в руки своих хозяев.
Но, во-первых, всё это до поры до времени. М.Каддафи тоже так думал, когда пошел на сближение и уступки Западу, распустил национальную армию Ливии и создал небольшое наемное войско.
Почувствовав слабину, западные «хищники» рано или поздно сами захотят всем владеть, без посредников, к тому же алчных, склонных к коррупции и воровству. В отношении к России их сдерживает только наличие у последней ядерного оружия, которое также бездумно сокращается, теряет свой ресурс и постепенно утрачивает свои возможности.
Но мир меняется стремительно, развивающийся системный кризис капитализма заставляет Запад торопиться. США и их союзники не собираются больше ждать, пока наш ядерный щит окончательно придет в упадок и можно будет не опасаться ответного ядерного удара по своей территории.
Именно в этих целях развертывается дорогостоящая система ПРО, учитывая ее морскую составляющую практически по всему периметру границ бывшего СССР (не против же Ирана и Северной Кореи), совершенствуются и разрабатываются всё новые системы обычного вооружения, создаются всё новые военные базы, расширяется на Восток НАТО…
Так что крайне наивно полагать, что Россию никогда не постигнет участь Ливии, а ее лидеров – участь М.Каддафи.
А во-вторых, почему моя Родина, спасшая мир от фашизма, первой в мире шагнувшая в космос, создавшая ядерный щит, сверхдержава с самой передовой наукой и техникой, создавшая лучшие в мире системы образования и здравоохранения, в столь трудное для нее и неспокойное время осталась без своих самых надежных и верных союзников – ее армии и флота, превратилась в третьесортную региональную страну, по сути, сырьевую колонию Запада?! За державу обидно.
Обида российского генерала вполне оправданна. Уже несколько лет он с тревогой выступал в «Советской России» с письмами и статьями о разрушительном характере «сердюковских реформ». И не был услышан властями. Как и тысячи других офицеров-патриотов. Воспроизведем далее некоторые доводы и предостережения генерала Соболева, звучавшие с этих страниц.
Оборонная пирамида реформаторов
Вот уже второй месяц, как нашего президента Д.Медведева показывают на телевизионных каналах все больше в роли Верховного главнокомандующего Вооруженными силами: то он посещает 212-й учебный центр Сибирского военного округа в Чите, то выступает на расширенной коллегии министерства обороны, то поднимается в «небесную высь» на новом бомбардировщике Су-34 на авиабазе Кубинка, со знанием дела говорит в интервью телекомпании ВВС о модернизации российских Вооруженных сил: «Мы должны иметь оборонную систему XXI века. И это моя забота как Верховного главнокомандующего… Несмотря на кризис, у России есть достаточные средства для того, чтобы провести свою оборонную стратегию, а также создать современную армию».
Посещение авиабазы Кубинка «пиарили» все телевизионные каналы, звучали такие фразы, как «впервые в мире»; «гордость просто появляется»; «мы ведущая страна»; «сейчас на подходе пятое поколение».
Ну и в дополнение в итоговых телевизионных программах 28 и 29 марта показали, что практически все оставшиеся в России швейные фабрики от Калининграда до Владивостока шьют новую военную форму от Юдашкина для армии в ее «новом облике».
У обывателя может сложиться впечатление, что уж где-где, а в Вооруженных силах России, несмотря на кризис, все хорошо. Вряд ли невоенный человек обратит внимание на такую информацию, прозвучавшую в новостных программах, что новые вертолеты Ка-52 до 2012 года будут закупленны в количестве аж 30 единиц – это меньше трех эскадрилий (в эскадрилье три звена по 4 вертолета – 12) за три года, а масштабное перевооружение армии и флота вообще планируется начать с 2011 года.
Сохранятся ли к этому времени оборонные предприятия?
На прошлой неделе прошла информация об остановке «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле – ведущего предприятия ВПК по производству современных танков.
Деньги оборонно-промышленному комплексу нужны сейчас. Останавливаются конвейеры, увольняются рабочие и инженеры, которых и так катастрофически не хватает. Да и не может оборонно-промышленный комплекс существовать отдельно от остальной страны, без металла, топлива, электроэнергии. Значит, нужна продуманная антикризисная программа с выделением денежных средств в необходимых объемах. И эти деньги есть, но они так и не дошли и, видимо, не дойдут до реального сектора экономики, по крайней мере до 2011 года, когда якобы начнется масштабное перевооружение.
Вот только кого будут перевооружать с 2011 года, какую армию и флот?..
В армии и на флоте общей численностью 1 миллион человек останется 150 тысяч офицеров, прапорщиков не будет вообще, остальные 850 тысяч человек – это солдаты и сержанты.
150 тысяч офицеров – это всего, вместе с Генеральным штабом, главными и центральными управлениями МО РФ, управлениями видов Вооруженных сил и родов войск, военных округов, оперативных объединений, бригад и батальонов, преподавателями вузов, офицерами военкоматов и т.п. А непосредственно обучать солдат и сержантов будут два-три офицера на сто человек (командирами взводов предполагается иметь контрактников), а с учетом командировок, отпусков и болезней – один-два, в лучшем случае.
Ну а обеспечивать эту «пирамиду» всем необходимым «для жизни и боя», в соответствии с Указом президента РФ, будет открытое акционерное общество «Оборонсервис», ему будут переданы функции по материально-техническому обеспечению, в том числе ремонт и обслуживание вооружения и военной техники. (Интересно, как это будет выглядеть в боевой обстановке?)
Вот такая «пирамида» с «мощным» основанием в 508,5 тысячи человек. Но, по словам Верховного главнокомандующего Д.Медведева, это «эффективная оборонная система XXI века», которая имеет в своем составе 10 процентов новой техники и которая начнет перевооружаться с 2011 года (если, конечно, позволит кризис и к тому времени, повторяю, сохранится оборонно-промышленный комплекс).
О каких группировках войск на каждом стратегическом направлении, «способных локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени», говорил министр обороны в своем докладе на коллегии 17 марта? Войск из необученных и полуобученных солдат и почти таких же офицеров из УВЦ? Может быть, пансион воспитанниц укрепит боеспособность Вооруженных сил?..
Не сомневаюсь, что ОАО «Оборонсервис», как любая коммерческая структура, нацеленная на получение прибыли, будет стоить государству значительно дороже, чем ныне существующая структура тыла Вооруженных сил.
Немалых средств стоит и новая военная реформа.
Так почему же, несмотря на огромные финансовые затраты, в условиях кризиса наше высшее руководство начало эту шестую по счету, ничем не обоснованную (необходимость ее проведения только планируется обосновать в виде Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины) «радикальную» реформу и проводит ее ускоренными темпами с настойчивостью, достойной лучшего применения?
Наш национальный лидер, кажется, «обиделся» на неудовлетворительную оценку, выставленную ему в апреле – мае прошлого года офицерами армии и флота в ходе проведенного опроса общественного мнения за его правление практически по всем основным показателям. Вот тогда, видимо, и было принято решение без всякой оценки складывающейся в мире военно-политической обстановки «наказать» за это армию и флот, избавиться от всех офицеров, получивших военное образование в советское время, ну а чтобы впредь не появлялось таких «умников» – разрушить и существующую систему военного образования, изгнав оттуда советский профессорско-преподавательский состав.
Техническая сторона выполнения этого решения и была возложена на А.Сердюкова и Н.Макарова.
Отсюда и численность 150 тысяч офицеров. Чтобы уложиться в эту цифру, реформаторы вынуждены доходить до абсурда, заменяя офицерские должности сержантскими или должностями гражданских служащих.
Ну а вторая причина, безусловно, лакомые объекты собственности МО, высвобождаемые при проведении «радикальной реформы»: здания военных академий, училищ, институтов, военные городки и полигоны и т.д.
Реформа начата и идет быстрыми темпами, уже появились заместители министра обороны – гражданские служащие Н.Панков и В.Поповкин.
Что тут можно сказать? Если должность статс-секретаря с неопределенными обязанностями может быть гражданской, то заместитель министра обороны по вооружению – гражданский человек...
С другой стороны, в ходе реформ обязанности В.Поповкина и всей вертикали заместителей по вооружению как-то сами собой утрачивают свое значение.
Технику и вооружение армия для себя теперь заказывать не будет. Для этого создана специальная структура вне Вооруженных сил – «Федеральная служба по размещению оборонзаказа». Нельзя же, в самом деле, доверять такие денежные потоки военным «лохам». «Эффективные менеджеры», прошедшие школу бизнеса, лучше знают, в какие карманы эти потоки направить. Стоит ли удивляться, что военная техника, изготовленная на экспорт, стоит значительно дешевле, чем для родных Вооруженных сил.
Ну а теперь в «новом облике» обслуживанием и ремонтом вооружения и военной техники (вторая главная обязанность заместителя по вооружению) будет заниматься ОАО «Оборонсервис»… Что же остается заместителю по вооружению?! Эту должность, пожалуй, вообще можно упразднить. Не смешно!
И так во всем. Обороноспособность некогда великого государства разваливается на глазах под разговоры о ее укреплении. Можно с уверенностью сказать, что по завершении новой «радикальной» реформы у России не останется армии, способной отстоять ее независимость и территориальную целостность.
«СР», 2009 г.
Чем обернется «гуманизация» воинской службы?
...А реформа между тем продолжает углубляться. Теперь реформаторы решили окончательно разрушить систему управления вооруженными силами, ликвидировав военные округа, а заодно «гуманизировать военную службу».
Недели две назад в новом ток-шоу «Свобода мысли» на Пятом питерском канале обсуждались вопросы этой самой «гуманизации военной службы». Оказывается, современный солдат из «частей постоянной готовности нового облика» должен еженедельно иметь два выходных дня или двухдневный отпуск для посещения родных и знакомых, причем в этом отпуске он может находиться в гражданской одежде, послеобеденный отдых, посещать интернет-кафе, ему должны предоставляться бесплатные мобильные или стационарные средства связи для общения с родными и знакомыми в другие дни недели.
Зато он не должен убирать свою казарму, ходить в наряд по столовой и в караул.
Служба солдата-срочника при этом должна проходить недалеко от дома. Дедовщина, оказывается, угрожает современному солдату вовсе не со стороны сослуживцев старшего призыва (служат-то они всего один год), а со стороны офицеров!
И много еще чего на полном серьезе обсуждалось представителями Общественной палаты, Комитета солдатских матерей, серьезными думскими генералами в штатском платье и другими заинтересованными лицами. «Легкость в мыслях на этом ток-шоу была необычайной». Генералы охотно соглашались с представительницами Общественной палаты и Комитета солдатских матерей. И только одна Ксюша Собчак засомневалась в идее гуманизации военной службы: «Что же это у нас будет – армия или пионерский лагерь?»
А как они все представляют себе службу вблизи дома? Дагестанцы будут служить в Дагестане, ингуши – в Ингушетии и т.д., воспитывать их будут исламские священнослужители. Интересно, сколько просуществуют такие воинские части, прежде чем их военнослужащие вместе с оружием и боевой техникой пополнят ряды боевиков на Северном Кавказе. А кто же будет защищать обезлюдевшие просторы нашей Родины в Забайкалье или на Дальнем Востоке?
Судя по всему, в результате реформ мы получили вместо «компактной, мобильной, хорошо вооруженной боеготовой армии», как это провозглашалось реформаторами, необученный, неукомплектованный личным составом, небоеготовый «пионерский лагерь», службу в котором необходимо гуманизировать, а средства управления самое время перевести «на цифру».
«СР», 2010 г.
В. И. СОБОЛЕВ, генерал-лейтенант, командующий 58-й армией в 2003 – 2006 гг.