Ежегодно 6 июня – светлый, радостный праздник для всей России, это день рождения нашего национального гения А.С. Пушкина. Нам интересны всё новые подробности о поэте, о его творчестве, о его трагической судьбе.
Дорого проявление любви и уважения советских воинов, которые освобождали Пушкинские Горы в период Великой Отечественной войны. Командиры и воины всех трех Прибалтийских фронтов, 54-й армии – в составе которой были 321-я стрелковая дивизия и 208 сд, оказавшиеся в самом центре событий, – все помнили, что рядом священные для России места, связанные с родовым имением Пушкиных – Михайловским, Тригорским и, конечно, Святогорским Свято-Успенским монастырем и могилой поэта. Фашисты глумились над нашим Пушкиногорьем – вырубили вековые деревья, сожгли имение и самое главное – заминировали Святогорский монастырь и могилу А.С. Пушкина.
На днях мне передали воспоминания отца моей жены Николая Ивановича Борисова, командира 1-го танкового батальона 227-го танкового полка, входившего в Первую ударную армию генерала Федюнинского – 2-го Прибалтийского фронта.
Н.И. Борисов со своим батальоном прошел всю Европу, после освобождения Германии был назначен комендантом немецкого города Шверин, и только в 1960 г. вернулся на родину. Семья не передавала эти воспоминания, считая их сугубо личными – памятью о муже и отце. Прочитав эти заметки, я убедился, что эти малоизвестные материалы крайне интересны не только для краеведов, но и для всех псковичей.
К марту 1944 г. фашисты на участке Остров–Новоржев устроили мощную оборону, крепкую в инженерном отношении – насыщенную артиллерией, танками и пехотой, в том числе отборными частями СС 18-й пехотной армии. Только хорошо оснащенные, маневренные танки Т-34 при поддержке с воздуха «ИЛами» имели шанс прорвать оборону и развить успех. Тут всё решали только внезапность и стремительность.
И вот приказ получен: захватить плацдарм, прорвав оборону, и отбросить врага как можно дальше. Но как его выполнить? От деревни Печане к селу Михайловское в болотистой лощине протекала неширокая, но очень глубокая речка. Николай Иванович решил сначала действовать одним взводом из четырех танков молодого лейтенанта комсомольца Фомина.
…И вот он передо мной, пишет Н. Борисов: красивый молодой человек, 21 год, со светлыми вьющимися волосами, слушает задание. И Борисов, и лейтенант Фомин хорошо понимали, что это смертельное задание, живыми остаться нет возможности.
Ранним морозным утром взревели моторы 4 танков – и они устремились вперед. Все 4 танка по обозначенным вешками проходам вошли в ледяную воду реки, а… по ним прошли танки всего батальона, ворвались на больших скоростях в тыл группировки противника, вызвав там огромную панику, разгромили ее и перерезали Киевское шоссе на участке Опочка–Невель.
Задача была выполнена геройски, с честью. Памятные места были спасены, хотя само освобождение Пушкинских Гор, разминирование могилы А.С. Пушкина выполнили другие стрелковые части. Основную задачу выполнили воины 157-го инженерно-саперного батальона под командованием подполковника Н. Помилуйко. Командовал взводом саперов С.Е. Покидов.
И сам Успенский монастырь, и могила поэта были начинены минами, прыгающими на 1,5 метра, и начиненными 340 стальными шариками, противотанковыми минами РМИ-43, а одна мина была с неизвлекающимся элементом – она и взорвалась. Погибли сразу 9 саперов, в том числе и командир С.Е. Покидов.
На территорию монастыря одной из первых ворвалась рота 72-го стрелкового полка. Мне неизвестна фамилия командира роты, но сохранился его стих, обращенный к А.С. Пушкину.
Мы сохраним в веках
твои творенья,
Священные места,
любимые тобой.
За гений твой
в жестокий час отмщенья
Мы ринемся
в кровопролитный бой.
Склоняем головы мы
у твоей могилы,
Любимой Родины великий сын,
Воспевший Русь могучей,
полной силы
Как патриот ее,
поэт и гражданин.
Владимир ШУЛЬЦ
г. Псков