В Санкт-Петербурге неожиданно получило развитие громкое уголовное дело, возбужденное в отношении священника Глеба Грозовского, известного не только в православной среде, но также в широких кругах футбольных болельщиков. 34-летнего иерея обвинили в педофилии. Дело сразу взбудоражило общественность и приобрело интригующий характер, поскольку слухов и домыслов о нем пока что гораздо больше, чем точно установленных фактов. Глеб Грозовский – священник потомственный, отец его также служил в Русской православной церкви. До 18 лет будущий пастырь успешно занимался в юношеской сборной прославленного клуба «Зенит». Однако сделать спортивную карьеру Грозовскому помешала серьезная травма ноги. Окончив С.-Петербургский государственный университет физкультуры им. Лесгафта, а затем духовную семинарию, отец Глеб принял обязанности настоятеля храма Иоанна Воина в деревне Малое Верево Гатчинского района Ленобласти. Однако с большим футболом он связи не порывал. Более того, на протяжении последних лет городские СМИ твердо закрепили за ним неофициальный статус духовника ФК «Зенит».
Популярность Грозовского способствовала его скорому продвижению по церковной службе и в общественной деятельности. Став заместителем председателя епархиального Отдела по делам молодежи С.-Петербургской епархии Русской православной церкви, молодой священник начал вести молодежные передачи на петербургском радио и телевидении, а также заниматься поддержкой организаций по профилактике ВИЧ и СПИДа среди детей. Параллельно Грозовский участвовал в спортивной благотворительности. Вместе со своим другом, известным футболистом Андреем Аршавиным, он организовал детские футбольные команды, где многие дети получили бесплатную возможность приобщиться к спорту. С 2007 года Глеб Грозовский активно занялся организацией детских православных лагерей, один из которых летом сего года и стал роковым в судьбе деятельного священника.
Возбуждение уголовного дела в отношении успешного священнослужителя и перспективного общественного деятеля стало буквально громом среди ясного неба. Осенью 2013 г. родители детей, ездивших в организованный Грозовским православный лагерь на греческий остров Кос, неожиданно пожаловались в полицию и РПЦ. По их заявлениям, от действий священника пострадали две воспитанницы 9 и 12 лет. Шумиха началось с осмотра одной из них у гинеколога. Врач, обнаружив отклонения от нормы, стал расспрашивать юную пациентку, и та рассказала о факте насилия якобы со стороны духовного наставника. Телеканал LifeNews также ссылается на свидетельства других детей, ездивших летом 2013 года в летние лагеря под шефством Грозовского. Воспитанники как будто признались, что священника «все называли маньяком» из-за его странного поведения. Впрочем, другие СМИ таких сведений не приводят.
В то же время эти обвинения опровергают непосредственные свидетели из числа взрослых участников злополучного лагеря. «Я была в качестве воспитателя и мамы одной из девочек, – рассказывает Светлана Тарабунина. – На острове Кос отдыхали дети от 8 до 16 лет, все из православных семей. У нас был четкий распорядок дня: подъем, зарядка, завтрак, море, экскурсии, обед, чуть-чуть свободного времени, беседы с батюшкой Глебом Грозовским, ужин, в десять вечера – отбой. Дети находились под нашим наблюдением 24 часа в сутки». По словам Тарабуниной, того, в чем сегодня обвиняют Грозовского, «просто физически не могло произойти», поскольку священник жил в отдельном помещении со своей семьей и никогда не оставался с пострадавшими девочками наедине. «Глеба Грозовского я знаю только с хорошей стороны, – утверждает свидетельница. – У меня ощущение, что это дело сфабриковано, видимо, отец Глеб кому-то сильно не угодил. Только кому? У меня нет никаких предположений».
Зато вполне определенные предположения есть у коллег Глеба Грозовского. «Не верю тому, что про него сейчас говорят, – написал в своем «Живом журнале» известный православный публицист, протодиакон Андрей Кураев. – Знаю его как достойного христианского пастыря. Кажется, кому-то властному понадобилась земля его прихода». Другие священнослужители из окружения Грозовского тяжкие обвинения в его адрес связали с непримиримой позицией священника в отношении ювенальной юстиции.
Вместе с тем официальные службы РПЦ отказались делать заявления по сути происходящего до окончания расследования, формально сославшись на презумпцию невиновности. В середине октября 2013 года, после возбуждения уголовного дела отец Глеб до окончания следственных действий был выведен за штат епархии. Впрочем, это не помешало ему практически сразу получить командировку в Израиль по запросу из «Центра здоровой молодежи».
Так же сдержанно обозначил свою позицию и ФК «Зенит». Руководство клуба заявило, что отношения священника Грозовского с футболистами носили исключительно неформальный характер, а в штатном расписании команды нет должности духовника. «Мы знаем отца Глеба с 2007 г. и можем охарактеризовать его только с положительной стороны, – говорится в заявлении пресс-службы «Зенита. – Надеемся, что следствие пройдет честно и добросовестно, и пока оно идет, говорить что-либо некорректно».
На фоне этой осторожной корректности личное мнение вице-губернатора С.-Петербурга Василия Кичеджи прозвучало категорично: «Не верю! Представитель любой конфессии притягивает особое внимание. В наше турбулентное время 90 процентов скандальной информации – это провокация по отношению к ним. А если даже этот человек совершил ошибку, преступление, до вступления приговора суда в законную силу мы не можем назвать его виновным. Мы вообще никого не можем назвать виновным, пока суд не установит».
6 ноября 2013 года Приморский суд С.-Петербурга официально обвинил Глеба Грозовского в «насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних» и постановил избрать мерой пресечения содержание его под стражей. Однако ввиду отсутствия обвиняемого на территории России он был арестован лишь заочно и автоматически объявлен в международный розыск.
В день обвинения, ближе к вечеру, Глеб Грозовский сделал заявление на своей странице в социальной интернет-сети. Он подтвердил, что находится в командировке в Израиле, где работает в реабилитационном центре, однако не уточнил, когда собирается вернуться в Россию. Грозовский категорически отрицает инкриминируемые ему преступления и утверждает, что уголовное дело против него грубо сфабриковано, а на свидетелей было оказано давление со стороны следствия. Священник объявил, что теперь сам готовит встречный иск и надеется заручиться поддержкой своих сторонников. «Все православные родители на моей стороне и знают, что обвинения сфабрикованы и являются следствием моей социальной активности и твердой гражданской позиции, которую я готов отстаивать. А также впредь защищать честь своего сана как священника и достоинство как гражданина!» – такими словами заканчивает обращение к читателям своей страницы Глеб Грозовский.
Впрочем, это было последнее развернутое обращение разыскиваемого священника к верной пастве. Вскоре его страница в социальной сети была заблокирована, вероятно, не без усилий следственных органов. В настоящее время следователями опрошено порядка шестидесяти подростков, отдыхавших в детских лагерях под руководством Грозовского. По информации источника – «Российской газеты» – священник подозревается в растлении девочек до 14 лет в четырех эпизодах. Также в ожидании возвращения Грозовского полицейские проверяют информацию о возможной его причастности к аналогичным преступлениям на территории С.-Петербурга и Ленинградской области. Несмотря на заступничество за обвиняемого со стороны покровителей из спортивных, церковных и политических кругов, правоохранительные органы, похоже, активно взялись за формирование доказательной базы. Поэтому, скорее всего, как только Глеб Грозовский ступит на российскую землю, его ждет немедленный арест.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Санкт-Петербург