В четверг ход гражданской войны в Киеве резко переломился. Евромайдан, наполовину сожженный и, казалось бы, почти уже поверженный, «вдруг» восстановил все свои утраченные накануне позиции и даже перешел в наступление.
А подразделения «Беркута» и внутренних войск отступили. Командиры подразделений объясняют отступление тем, что против них было применено огнестрельное оружие, перед которым они оказались беззащитными и безоружными. В интернете цитируются такие характерные слова бойцов севастопольского «Беркута»: «Почему эта сучья власть не выдаст нам оружия? Сколько будут лежать наши ребята и сколько их будут убивать?» (Тем же вечером руководитель МВД объявил, что бойцам будет выдано боевое оружие и разрешение на его применение в предусмотренных законом случаях. Чуть позже это заявление было воспроизведено и министерством обороны.) А тем временем с крыш «работали» какие-то неизвестные снайперы, как и в Москве октября 1993 года. Итог двух дней уличных боев, официально подтвержденный городским минздравом, – 77 трупов и сотни раненых с обеих сторон.
К западу от столицы продолжились захваты областных администраций и управлений службы безопасности и внутренних дел. В ряде мест разграблены оружейные арсеналы. Возобновились разрушения памятников Ленину.
В свою очередь на Юго-Востоке формируются отряды самообороны, а 22-го числа в Харькове состоится созываемый «Украинским фронтом» съезд депутатов местных советов, который и должен выработать стратегию и тактику действий Юго-Востока в гражданской войне. Настроения, а заодно и социально-политическую физиономию восточных лидеров, лаконично обрисовал очень влиятельный и сочувствующий им и Путину блогер putnik1, хорошо знакомый с предметом изнутри: «Серьезные люди в регионах, взвешивая возможные потери от вероятных кадровых перетрясок и перераспределения финансовых потоков, приходят к выводу, что лучше защищаться, чем капитулировать. Не будь так, Михаил Маркович (губернатор Харьковской области Добкин. – А.Ф.) – правильный пацан, но никак не камикадзе – не произносил бы вслух слова, обрекающие его, если Украина останется целой, а «революционеры» придут к власти, на разорение, злую статью или, в лучшем случае, эмиграцию. И нет у меня ощущения, что Одесса, оставшись в стороне, ляжет. Старшие дети Мамы с утра решали и, похоже, решили. Настал интересный момент: интересы жителей регионов наконец-то совпали с интересами большинства региональных элит. Сейчас враг пытается перекупить верхушку, но верхушка сильна только поддержкой кланов, а кланы все понимают».
Да, момент действительно крайне интересный: интересы жителей Юго-Востока совпали с интересами криминальных кланов – впрочем, как и интересы обитателей Запада и Центра совпали с интересами фашиствующих бандеровцев. Налицо классическая ситуация шовинистического угара масс в неправедной, «империалистической», войне. Это тупик общественный и моральный – тупик, из которого выхода нет и не предвидится без появления на политической арене некоей третьей силы.
Претенденты на роль такой третьей силы уже имеются. На фоне вышеописанных событий в Киев пожаловали министры иностранных дел Германии, Франции и Польши. Сначала они имели пятичасовую беседу с пока еще президентом Януковичем, в ходе которой «призвали» его начать конституционную реформу и провести досрочные парламентские и президентские выборы. После беседы премьер-министр Польши Дональд Туск поспешил сообщить, что Янукович якобы согласился на формирование переходного правительства и досрочные выборы уже в этом году.
Переговорив с президентом, министры отправились на встречу с тремя лидерами парламентской оппозиции – Кличко, Яценюком и Тягнибоком. Эта встреча оказалась короче первой, ибо лидеры торопились на созываемое явочным порядком заседание Верховной рады. Вопреки скептическим предсказаниям, Рада сумела набрать кворум – 239 депутатов из 450. Решающую роль сыграли десятка полтора депутатов от Партии регионов, вышедших из фракции. Остальные регионалы и фракция коммунистов отсутствовали. Но это уже не могло помешать Раде принять постановление «Об осуждении насилия в Украине, приведшего к человеческим жертвам», за которое проголосовали 236 депутатов.
Юридическая сила этого постановления наверняка будет оспорена президентской стороной, но изложить его здесь нужно обязательно, поскольку оно просто зафиксировало на бумаге происшедшее за день изменение реального соотношения сил. И этим оно кардинально отличается от решений российского Съезда народных депутатов, принятых в конце сентября – начале октября 1993 года. Российские постановления, увы, не выражали реального соотношения сил, а украинские – выражают. Почему так получилось, это отдельный вопрос, которого здесь не будем касаться.
Итак, кабмину, МВД, министерству обороны, СБУ, другим военизированным формированиям Республики Украина предписано немедленно прекратить применение силы, использование оружия и запрещенных спецсредств. Запрещено проведение антитеррористической операции, о подготовке к которой объявила СБУ 19 февраля. Силовым структурам, органам местной власти и объединениям граждан запрещено проводить мероприятия в рамках данной антитеррористической операции. МВД должно немедленно прекратить блокаду транспортных коммуникаций и улиц в городах и областях и обеспечить сотрудников правоохранительных органов в места их дислокации. Также в места дислокации должны быть возвращены военнослужащие. Кабинету министров поручено отменить свое решение об ограничении въезда транспортных средств в Киев. Также МВД должно обеспечить разумную достаточность охраны государственных учреждений, кабмин и органы власти – предоставить помощь пострадавшим в результате конфликта и семьям погибших. Органы власти и местного самоуправления должны привести все свои решения в соответствии с Конституцией Украины, а СБУ – разобраться с призывами к нарушению территориальной целостности страны. Генпрокуратуру обязали провести расследование фактов гибели и ранений участников конфликта. Также парламент обратился в суды относительно немедленного освобождения всех участников протестных акций и прекращения их уголовного преследования. В заключение Верховная рада заявила, что берет на себя ответственность за разрешение гражданского конфликта.
Первоначально планировалось еще сменить спикера Рады и отправить в отставку правительство, но на это не хватило то ли консенсуса, то ли времени. Ближе к полуночи парламентарии оперативно закрыли заседание и отправили Кличко, Яценюка и Тягнибока на переговоры с Януковичем при участии министров иностранных дел Германии и Польши. Чуть позже, около часа ночи, на Банковую улицу, где расположена рабочая резиденция Януковича, прибыли посол России Зурабов и уполномоченный по правам человека в РФ Лукин, которых уполномочил Путин. Лукин присоединился к переговорам в самый последний момент, когда переговоры уже начались и стало ясно, что некие договоренности могут состояться без участия российских властей. Очевидно, что его миссия как опытного дипломата заключалась в том, чтобы изо всех сил тянуть время до закрытия сочинской Олимпиады.
Показательно, что на переговорах отсутствовали официальные представители кабинета министров и Конституционного суда. И это – косвенное свидетельство того, что основным предметом переговоров явилась личная судьба Януковича. То, что ему придется вскоре уйти, всем ясно, но не ясны гарантии безопасного ухода. Переговоры длились всю ночь, 9 часов, и прервались в 7.30 утра для краткого отдыха. Но было объявлено, что их продолжение состоится до обеда.
Но уже до обеда разразилась первая утренняя сенсация. Председатель Рады, депутат от Партии регионов Владимир Рыбак заявил, открывая заседание, что он подписал ночное постановление Рады. С учетом того, что накануне Рыбак препятствовал созыву заседания парламента и сам на нем не присутствовал, это говорит о серьезной подвижке в рядах украинской «элиты». А проще говоря, о начавшемся бегстве чиновников с «корабля».
Что касается второй назревающей сенсации, она к моменту завершения моей статьи содержится только в информационных утечках. В частности, в той, которую озвучил представитель президента в Верховной раде Юрий Мирошниченко, подтвердивший, что в ближайшее время будет подписано политическое решение, предусматривающее возврат к Конституции 2004 года, с автоматическим ограничением полномочий президента и формирование в течение 10 дней коалиционного правительства. Подписание этого документа ожидается в 12.00 по Киеву, или в 14.00 по Москве.
Здесь мы прерываем изложение событий. Но и изложенного, по-моему, достаточно для того, чтобы понять, в какой тяжелый и бесперспективный политический выбор загнана сегодня Украина. С одной стороны, фашиствующие бандеровцы, а с другой – «сучье правительство», ведущее с бандеровцами переговоры о взаимоприемлемых условиях «гражданского мира». В такой ситуации требование бойцов выдать им боевое оружие приобретает крайне неприятный для власти и праволиберальной оппозиции оттенок. А вдруг они обратят это оружие против нас, втянувших их в эту войну?
Обратят ли – это еще большой и спорный вопрос. Но главное, что он явно маячит на горизонте народного сознания. И работать левым силам следует именно в этом направлении. А войны, подобные нынешней украинской, как правило, хорошо просвещают. Как заявил еще две недели назад первый секретарь Компартии Украины Петр Симоненко, «КПУ будет предпринимать усилия по созданию условий для успешного осуществления действительно народной революции — революции, совершенной народом и в интересах народа».
Александр ФРОЛОВ