В пятницу, 21 февраля, в Замоскворецком суде г. Москвы на так называемом «болотном» процессе началось оглашение приговора. Дело о так называемых беспорядках на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года слушается в суде с 6 июня 2013 года.
В декабре из 12 подсудимых амнистия оставила только восемь, которым ранее сторона обвинения запросила большие сроки лишения свободы. Прокуроры попросили признать всех подсудимых виновными в полном объеме – по статье 212 Уголовного кодекса, то есть в участии в массовых беспорядках, и по статье 318 Уголовного кодекса – в применении насилия в отношении представителей власти; сказали, что, по их мнению, «исправление подсудимых невозможно без изоляции от общества и попросили:
– Сергею Кривову назначить наказание в виде 6 лет лишения свободы;
– Александре Духаниной назначить наказание в виде 6 лет лишения свободы;
– Денису Луцкевичу назначить наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы;
– Алексею Полиховичу назначить наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы;
– Андрею Барабанову назначить наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы;
– Степану Зимину назначить наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы;
– Артёму Савёлову назначить наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы;
– Ярославу Белоусову назначить наказание в виде 5 лет лишения свободы.
Местом отбывания наказания прокуроры попросили назначить колонию общего режима. При этом даже они обратили внимание, что все подсудимые ранее не судимы, положительно характеризуются, у кандидата технических наук Сергея Кривова двое детей, у студента МГУ им. М.В. Ломоносова Ярослава Белоусова ребенок 3 лет. Интересно, каким образом и в какую сторону будут исправлять этих людей в течение 5–6 лет в тюрьме? И будет ли для их «исправления» тюрьма лучше, чем семья и МГУ? Ответы понятны.
Оглашение приговора в пятницу началось по неизвестным причинам с трехчасовой задержкой и было прервано примерно через час – также по причинам, которые собравшимся не сообщили. К этому времени на улице, вокруг оцепленного суда полиция успела задержать, по сообщениям СМИ, от 100 до 200 человек.
Когда я шел на процесс, пробирался через толпу собравшихся, через омоновские кордоны, протискивался мимо огромных омоновских «Уралов», потом шел по пустой, огороженной большими металлическими барьерами площади около суда, я думал: кому и зачем это нужно? Зачем превращать территорию суда чуть ли не в зону чрезвычайного положения? Что и кому хотели показать власти? Неужели они думают, что жестокий приговор напугает хоть кого-то кроме конкретных подсудимых и их семей? Поломает им жизни. Причем большой политике до этого нет никакого дела, она даже будет приветствовать посадки новых «жертв режима». Не секрет, что в СМИ активно обсуждалась тема о связи столь больших, запредельных сроков с происходящими в Киеве действительно страшными событиями.
В Твиттере большое количество анонимов писали мне, как под копирку, один текст: «Вас надо наказать за Майдан, чтоб неповадно было!»
Но какое отношение наши подзащитные, тот же студент-политолог, имеет к Майдану? И какое отношение к Майдану имеют семьи подсудимых? Поговорите с ними «за Майдан», если рискнете.
Почти все подсудимые – левые, и все не имеют никакого отношения к Майдану. Но даже если и говорить про Майдан – не выглядят ли чудовищной нелепостью 5–6-летние сроки за криво брошенный лимон на фоне действительно страшных событий, которые изо дня в день разворачивались в Киеве?
Напомню, тот же Ярослав Белоусов обвиняется, например, в том, что кинул в сторону полиции неустановленный округлый небольшой предмет желтого цвета и скандировал лозунги. При этом следствие уточняет, что кинул он этот предмет «прицельно», – а у Ярослава зрение –10 на одном глазу и –6 на другом. На Болотной площади он был без очков.
Никому даже не вменятся, что они вроде того что срывали погоны с полицейских или били их по лицу. Никто из полицейских непосредственно от действий подсудимых не пострадал. Дениса Луцкевича обвиняют, что он сорвал с полицейского шлем, и Денис сидит в тюрьме уже более полутора лет. Артёму Савёлову, который с большим трудом из-за заикания вообще в суде давал показания, тоже вменяется, что он выкрикивал лозунги. Сергея Кривова обвиняют, в частности, что он отнял у омоновца дубинку. Алексей Полихович, по версии обвинения, отталкивал сотрудников полиции, мешая им задерживать других граждан. Никаких повреждений никому не причинил. Сидит в тюрьме с 26 июля 2012 года. Ни до, ни после 6 мая 2012 года в России ничего подобного не было. Ну и зачем такая жестокость? Неужели не очевидно, что она не решит никаких проблем, стоящих перед нашей страной, а только создаст новые?
В пятницу суд уже успел признать всех подсудимых виновными по всем пунктам обвинения. Адвокаты мрачно шутили: зачем дело слушалось 8 месяцев, когда такой приговор, не отличающийся от обвинительного заключения, можно было вынести и в Следственном комитете?
Оглашение приговора продолжилось в понедельник, 24 февраля.
P.S. 25 февраля в Московском городскому суде в зале 635 продолжится слушание по делу Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, которые вдвоем обвиняются по статье 212, части 1 УК РФ в организации массовых беспорядков 6 мая на Болотной площади.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская обл.
***
В понедельник Замоскворецкий суд Москвы назначил фигурантке «болотного» дела Александре Духаниной наказание в виде трех лет и шести месяцев условно.
Остальные осужденные получили реальные сроки. Ярослав Белоусов приговорен к двум годам и шести месяцам колонии общего режима, Андрей Барабанов – к трем годам и семи месяцам, Сергей Кривов – к четырем годам, Денис Луцкевич, Степан Зимин, Алексей Полихович – к трем годам и шести месяцам, Артем Савелов – к двум годам и семи месяцам колонии.
Адвокаты намерены обжаловать приговор.
МВД отчиталось о задержаниях у Замоскворецкого суда
По данным московской полиции, у Замоскворецкого районного суда, где оглашался приговор по «болотному» делу, задержаны и доставлены в различные ОВД около 200 человек. В пресс-службе МВД уточнили, что людей задерживали «за попытки нарушения общественного порядка».
Среди задержанных – Алексей Навальный, Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Петр Верзилов.