После присоединения Крыма к России в буквальном смысле началось новое время. Дело не только в общественном подъеме, но и во вполне материальных вещах. Новые отношения с Западом. Новая политика властей. Новая экономическая ситуация. Но при этом – старые проблемы в экономике и социальной сфере.
C чисто экономической точки зрения присоединение Крыма принципиально не улучшило и не ухудшило ситуацию в российской экономике. Однако есть еще социально-политические и психологические факторы. Я убеждена, что опыт Крыма должен быть использован как исторический шанс «отрезвления», как стимул пересмотреть нашу прошлую экономическую и социальную политику. Если использовать «Крым как шанс», который вызовет переворот в сознании и политике, то это может привести к экономическому подъему. Если Крым будет использован как еще один «коррупционный анклав», то это будет еще один шаг к застою.
Было принято решение, которое отвечало желанию народа, от этого взлетел и рейтинг власти. У людей появилась надежда, что теперь все будет по-другому, что прежние неправильные решения будут пересмотрены. Например, прекратится вложение денег страны в резервный фонд, то есть в чужие экономики. Что будут отменены аферы с пенсионной реформой, с переводом бюджетной сферы на псевдорыночные отношения, будут заморожены тарифы ЖКХ...
Теперь от власти зависит, как она будет использовать этот кредит доверия – во имя народа или, прикрываясь им, продолжит прежнюю политику. Будет ли кадровое обновление? Все последние годы у власти находились сторонники вульгарно-либерального экономического направления, непрофессиональные даже с точки зрения своей либеральной теории. Ничем не лучше будет, если на их место придут ура-патриоты, чей истеричный непрофессионализм ничем не лучше циничных и корыстных «эффективных менеджеров».
Я считаю, есть ряд мер, которые можно и нужно предпринять быстро и которые сразу дадут позитивный эффект. Во-первых, необходимо отменить так называемое бюджетное правило. Я считаю, что именно это стало одной из главных причин деградации экономики, сырьевой зависимости страны и неиспользования всех тех возможностей, которые давала благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В течение всех этих лет я боролась, чтобы деньги от продажи нефти и газа не вкладывались в чужую экономику, а поступали в российский бюджет. Правительство же, к сожалению, вкладывало нефтегазовые доходы в покупку долговых расписок иностранных государств, то есть, по сути, вкладывало их в бюджеты других стран. На эти деньги Запад строил у себя дороги, мосты, больницы – всё то, чего так не хватает в нашей стране.
До сих пор экономика страны удерживалась только потому, что было очень много денег, был огромный приток нефтедолларов, который к тому же ежегодно значительно рос. Все проблемы начались как раз после того, как в 2012–2014 годах цена на нефть оставалась по-прежнему на высоком уровне, но перестала расти. Она колеблется от $107 до $110 за баррель. А до 2008 года и в 2011 году она росла по $30–40 за баррель, и каждый год были незапланированные доходы от ее продажи по два триллиона рублей. Деньги, как говорится, с неба падали. И при таких подпитках объем промышленного производства меньше, чем 24 года назад! То же самое в сельскохозяйственном производстве, то же самое по объему грузооборота железнодорожного транспорта...
Необходимо как можно скорее прекратить порочную практику изъятия так называемых излишков от нефтегазовых доходов из экономики и складывания их в Резервный фонд. Только в 2014 году предусмотрено пополнение Резервного фонда на 343 млрд руб., при этом еще большую сумму планируется взять в долг. Причем наши деньги мы вкладываем за рубеж под 0,5–1% годовых, а в долг берем под 7–8%. В итоге расходы на обслуживание долга превышают доходы от размещения средств примерно в 10 раз. Кроме того, подобная политика насильственного вывоза капитала фактически подтолкнула наши компании к осуществлению полномасштабных заимствований на внешнем рынке. В итоге сумма государственного и внешнего частного долга на настоящий момент практически в полтора раза превышает наши золотовалютные резервы ($477 млрд и $730 млрд соответственно). Гипотеза господина Кудрина, что-де в условиях кризиса чужие страны нас будут кормить и поддерживать, как мы видим сейчас, была также абсолютно порочна. В условиях даже не экономического, а политического кризиса деньги, вложенные в чужую экономику, подверглись многочисленным рискам.
Во-вторых, необходимо не половинчато, а полностью свернуть аферу с накопительным пенсионным элементом. Отчисления на накопительную пенсию – это те деньги, которые платят предприниматели, деньги, которые не идут на выплату текущих пенсий, уходят НПФ, там крутятся и обесцениваются. А для того, чтобы кормить этих финансовых посредников, работникам предлагают увеличить пенсионный возраст, а предпринимателям повысить налоги. Это типичная афера, так к ней и надо относиться.
В-третьих, необходимо жесткое сдерживание тарифов естественных монополий, потому что дешевые энергетические ресурсы могли бы стать основой конкурентоспособности нашей промышленности на мировом рынке. Кроме того, тарифы – главный фактор роста инфляции.
Наконец, необходимо изменение налогового законодательства для облегчения жизни малого бизнеса. Я понимаю, что малому бизнесу скорее нужны дешевые кредитные ресурсы и над этим надо работать, но это вопрос долгий. А мы говорим о тех мерах, которые можно предпринять уже завтра. Так вот, изменение налогового законодательства – вопрос нескольких дней. Все наработки у нас есть, и мы неоднократно вносили поправки в соответствующие федеральные законы.
Далее, необходим мораторий на массовую приватизацию инфраструктурных и оборонных предприятий, которая сейчас намечается. Недопустимо, когда приватизируется завод за копейки, который производит, например, вагоны для метро. Приходит новый собственник, который никогда в жизни вагоны не делал, и как они делаются, не знает. Он продает все станки по цене металлолома, а на месте завода строит жилой дом или автостоянку. Ему так выгодней, но в результате вся отрасль деградирует.
Необходимо менять правительство, особенно экономический блок, который надо было сменить уже давно. Надо провести анализ и расследование экономических и финансовых афер, потому что было принято очень много ошибочных для нашей экономики решений. Правительство заблудилось в частоколе абсолютно бессмысленных и безграмотных правил и рекомендаций, оформленных законами. Ошибочность выбранной экономической стратегии, ее абсолютная неэффективность являются одной из причин экономического спада и стагфляции, в которой страна пребывает второй год.
С одной стороны, признано, что в стране исчерпаны инвестиционные и кредитные ресурсы, происходит отток капитала и заместить их необходимо другими ресурсами. С другой стороны, правительство категорически против отмены бюджетного правила.
С одной стороны, обесценение рубля повысило конкурентоспособность отечественных производителей и обеспечило пусть слабый, но экономический рост в первом квартале 2014 года. С другой – активно проводится политика укрепления рубля и валютные интервенции.
С одной стороны, сейчас совершенно необходимо поддержать экономику, малый и средний бизнес кредитами. А с другой – Центральный банк увеличивает ключевую ставку до 7%...
И самая главная задача сейчас – отмена вредных и бездарных реформ. В стране есть острая потребность в решительных и кардинальных изменениях, упрощении законодательства, ликвидации кормушек, афер, коррупционных схем, в реальных реформах во многих областях. И власть должна незамедлительно приступить к их осуществлению, пока у нее есть огромный кредит доверия населения. Сейчас такое время, когда энтузиазм и надежды людей можно и нужно использовать для улучшения их собственной жизни.
На снимке: Оксана Дмитриева. Май, 2014
Оксана ДМИТРИЕВА