Имитация кипучей деятельности
Впадают сказочные реки в «молочный кластер»
Удивительные времена наступили в «новой» России. Какие только планы нынешние либеральные власти не строят, а вот реальных дел пока незаметно. Теперь, видимо, они поняли, что за двадцать с лишним лет ничего путного сотворить не могли, поэтому прибегли к проверенному ими же методу – имитации кипучей деятельности. То запланируют создание Большой Экологической Тропы, то объявят конкурс на учреждение бренда региона, а то и вовсе молочные реки с кисельными берегами, как в известной сказке, обещают предоставить.
За время своего правления либералы уничтожили заводы и фабрики, колхозы и совхозы, но про развитие какой-то экономики любят рассуждать. А то и вовсе в руководящих головах возникают глобальные проекты по переустройству вверенных им регионов. Вот одна из них и появилась в интернете под соответствующим заголовком: Масштабный проект молочного «кластера» зарождается под Воронежем. Жителей региона информируют о том, что в Воронежской области ведутся работы по формированию молочного кластера. Согласно основной идее этого проекта объединение производителей в единую систему и производство современной молочной продукции позволит не только усилить финансовые и производственные мощности, но и произвести реинвестиции в молочную промышленность региона.
В селе Новомарковка Кантемировского района 23 мая губернатор Алексей Гордеев провел расширенное совещание по вопросу создания в Воронежской области молочного кластера. В нем приняли участие представители областного правительства и Воронежской областной думы, главы администраций муниципальных образований области, представители общественных организаций и банковского сектора, руководители крупных сельскохозяйственных предприятий, сообщают в правительстве Воронежской области. На совещании глава региона отметил нехватку молока в России:
– Мы в свое время спрогнозировали, что это будет растущий рынок, и с 2009 года интенсивно начали работать и поддерживать молочное скотоводство. Сегодня у нас уже десять крупных молочных комплексов, в среднем по две тысячи голов дойного стада.
О каких стадах ведется речь и какого молока не хватает, непонятно. Если речь идет о натуральном молоке, то его как такового вообще нет. А на прилавках магазинов продаются пакеты с молоком, произведенным только из иностранного молочного порошка.
Кроме того, за счет развития молочного комплекса можно поднимать и уровень жизни на селе, считает губернатор.
– Если бы у каждого крупного села стоял комплекс со стадом, например, от 1200 голов и более, оно бы устойчиво жило и развивалось. Это была бы важная производственная инфраструктура – жизнеобразующее предприятие, – пояснил глава области. Но это высказывание губернатора напоминает одну известную байку, в которой тоже утверждалось, что, если бы у бабушки выросли усы, она была бы дедушкой. Но в природе, как правило, чудес не бывает.
Это только в советские времена люди не разговорами о «кластерах», а самоотверженным трудом и смекалкой делали сказку былью. Такое нынешним «демократам» не под силу. Что и далее в своем выступлении на совещании подтвердил губернатор, сказав, что мощности перерабатывающих предприятий в молочной сфере задействованы лишь на 56 процентов. Использовать их полностью, по мнению губернатора, позволит как раз молочный «кластер», который объединит группы предприятий в единую цепочку и обеспечит выпуск конечной продукции, гарантировав эффективное развитие всех входящих в него предприятий и стабильное производство. Видимо, не доходит до нынешних либералов, что никакие кластеры не помогут обеспечить выпуск «конечной продукции» без источника этой продукции, а проще говоря, без коров. Откуда возьмется продукция, если в селах, о которых ведет речь губернатор, нет не только коров, но и самих людей, призванных их доить? Там остались престарелые пенсионеры, которые не понимают смысла иностранного слова «кластер». Они думают, что это слово означает «класть», как раньше клали коровы лепешки по всей деревне. Но этих лепешек сейчас тоже днем с огнем не найдешь, по причине отсутствия самих коров. А завезенные из-за границы буренки здесь не приживаются. Губернатор ни слова не сказал о том, что в прошлом году из-за некачественного корма, отсутствия медикаментов и крыши над головой в ООО «Тарус» в Аннинском районе погибло 490 племенных коров, завезенных за огромные деньги из США и Австралии.
Сельчане помнят, как при советской власти в каждом доме была своя корова, а у некоторых и по две, и это не считая колхозных огромных стад.
Деревенские жители и без знания иностранного слова «кластер» знали, что к ним каждое утро в пять часов приезжал сборщик молока, закупал у них излишки и вместе с колхозным отправлял на молокозавод. Такие заводы были в каждом большом селе. Сейчас ничего подобного нет и в помине. Но губернатор продолжает гнуть свою линию: вопрос стоит так, говорит он, чтобы в каждом районе при крупных населенных пунктах возникли те или иные молочно-товарные фермы с решением целого ряда задач. То есть это не просто работа на решение важной социальной задачи, но и понимание того, что это предприятие востребовано рынком. Наука, переработчики, бизнес-структуры в виде торговых организаций – все будут участвовать в создании молочного «кластера», подчеркнул Алексей Гордеев.
Не знаю, как наука, но то, что бизнес-структуры в этом участвовать вряд ли будут, по той простой причине, что там не просматривается нужная им нажива, значит, это не для них. И как могут «возникнуть те или иные молочно-товарные фермы» без коров и людей? Неужели чиновникам и сейчас непонятно, что деревни и села с уничтожением колхозов и совхозов вымерли? Но все равно соответствующий программный документ будет представлен в министерство сельского хозяйства РФ. Ранее председатель правительства РФ Дмитрий Медведев уже пообещал федеральную поддержку «молочному кластеру», который станет первым в стране. И судя по всему, при нынешней буржуазной власти будет последним, как и многие другие масштабные национальные проекты, различного рода программы и планы. Кажется, «молочный кластер» задуман по аналогии с закрывающимися школами. Большинство сельских школ закрыли из-за малого числа учащихся, поэтому их сейчас свозят со всего района в одну школу. Вот так, видимо, и будет с «молочным кластером». Объединят остатки молочно-товарных ферм области в одном Кантемировском районе.
В соседней Белоруссии подобных масштабных планов не строят и совещаний, отвлекающих людей от конкретной работы, не проводят, и к модным иностранным словам не прибегают, а занимаются настоящим делом, и результаты, как говорится, налицо. Промышленные товары, продукты питания, а особенно молочные продукты, наверное, самые качественные в мире. Но там народный строй и то, что народ планирует, он выполняет. И трудится он не ради наживы как таковой, а ради людей.
А что касается судьбы «молочного кластера» Воронежской области, то ее хорошо предсказывают сами воронежцы.
«Как делали молоко из обрата, порошка, пальмового масла и воды, так и будут делать, потому что это намного дешевле и выгоднее, а то, что люди от этого молока болеют, тоже выгодно врачам и фармацевтическим компаниям. Не пейте эту отраву и будете здоровы», – пишет один.
«Это, по-вашему, молоко? Уже в журналах пишут про фальсификацию. Кошка магазинную сметану не ест, только с рынка», – вторит другая.
«Вообще многопрофильная у нас область… Так и вспоминается старый анекдот: ты либо никель добывай, либо молочные комплексы закрой. Иначе будет не молоко, а отрава», – подытожил третий. И с ними трудно не согласиться.
П.Н. ДОЛГИХ
г. Воронеж