После государственного переворота, совершенного в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века, пришедшие к власти «демократы», дабы обезопасить себя, первом делом ликвидировали своего «могильщика» в лице многотысячных коллективов трудящихся, а проще говоря, уничтожили фабрики и заводы, колхозы и совхозы. В результате чего более сорока миллионов пахотных земель оказались заброшенными, замусоренными, заросшими мелколесьем и чертополохом. А теперь эти самые «демократы» как бы проснулись и вспомнили о землях сельскохозяйственного назначения.
На днях наши региональные средства массовой информации сообщили о том, что в Воронежской области ущерб от захламления сельскохозяйственных земель составил более 40 миллионов рублей. За четыре месяца этого года специалисты управления Россельхознадзора по Воронежской области обнаружили на землях сельхозназначения 18 несанкционированных свалок. Так этого надо было и ожидать – ведь земля-то, по сути дела, оказалась брошенной.
По данным ученых, для восстановления одного квадратного сантиметра плодородного слоя почвы требуется почти сто лет. Земли сельскохозяйственного назначения, заваленные отходами производства и потребления, выпадают из оборота, становятся непригодными для проведения на них сельскохозяйственных работ.
В мае этого года члены общественного экологического совета при губернаторе Воронежской области на пресс-конференции представили проект интерактивной карты, с помощью которой воронежцы смогут собрать информацию о несанкционированных свалках. Проект призван заострить внимание граждан и коммунальных служб на ситуации, сложившейся вокруг мусора в городе и области.
Экологи предложили всем горожанам наносить фотографии мусорных куч с координатами на интерактивную карту на специализированном сайте, который пока находится в разработке.
Но при сложившихся обстоятельствах миллионному городу надо рассчитывать на скорейшее строительство мусороперерабатывающего завода, а не надеяться на помощь интерактивной карты, даже если она будет разработана и внедрена. Разве чиновники и без карты не знают эти места? Знают!
Санкционированная властями свалка при выезде из Воронежа на тамбовскую трассу расположена буквально в двадцати метрах от дороги – не в овраге, а на ровном месте. И ведь кто-то додумался до этого, а кто-то и разрешил ее открытие. Бумаги и полиэтиленовые пакеты разлетаются по дороге и по всей округе. Там проезжают чиновники всех уровней, и, надо думать, что такая картина их вполне устраивает, она же на интерактивной карте никакими фотографиями не обозначена.
По словам уполномоченного по охране окружающей среды при губернаторе Воронежской области Надежды Стороженко, если на бумаге в каждом муниципальном образовании насчитывается около 10 несанкционированных свалок, то на деле их под сотню.
Но такое положение сложилось не только с землями сельскохозяйственного назначения. Не лучшим образом с мусором обстоят дела и в самом областном центре.
На еженедельном оперативном совещании в мэрии в числе прочих обсуждался и вопрос уборки городских территорий. В частности, было отмечено, что городу необходимо 2896 дворников, а работают всего 1952. Но ведь этот вопрос вполне решаемый. Либо переходите на механизированную уборку магистральных улиц и не используйте на них ручной труд, либо платите людям достойную зарплату, и не будет не только вакансий дворников, но и выстроятся очереди на занятие этой должности.
Руководитель городского управления ЖКХ Игорь Черенков сообщил, что в конце прошлой недели специальная инспекция посетила 43 городских территории – на 16 из них были выявлены нарушения.
Наибольшие проблемы обнаружены там, где работают крупные управляющие компании, которые вывели штат дворников в клининговые фирмы, пояснил глава управления.
Ну а дальше-то что? Неужели нельзя решить эти вопросы с управляющими компаниями, так сказать, в рабочем порядке, без ненужного обсуждения этой темы на различных оперативках и брифингах! Но, видимо, мусолить проблему проще, чем дело делать.
Кроме того, было отмечено, что в ходе проверок инспекция обнаружила 26 несанкционированных свалок. Должностным лицам, ответственным за эти территории, выдали предписания об устранении нарушений – в противном случае им грозит крупный штраф.
Но пострадает не тот, на кого штраф наложат, а простые люди, на которых чиновники под надуманными предлогами быстро и поровну распределят эту самую штрафную сумму.
«Тема мусора – больная для жителей, его наличие не красит Воронеж, – отметил мэр Александр Гусев. – И, естественно, нам надо приложить усилия и снять этот вопрос с повестки дня». Спрашивается, а почему же до этого никто не прилагал никаких усилий, и где гарантия, что они будут приложены сейчас?
Мэр добавил, что необходимо найти эффективный механизм контроля над санитарным состоянием городских территорий. В том числе и с применением штрафных санкций.
Помимо этого, Александр Гусев отметил, что нужно тщательно проанализировать экономику вывоза крупногабаритных отходов из частного сектора, чтобы скорректировать существующий график. Сколько еще лет потребуется для такого тщательного анализа, одному Богу известно. Уже и жильцы многоэтажных домов после так называемой приватизации тоже стали частными собственниками. А власти вот уже почти четверть века всё продолжают анализировать, корректировать, оптимизировать...
Сто раз прав откликнувшийся на комментарии по этому поводу воронежец, назвавшийся Сергеем, который откровенно написал: «Весь город – свалка и в колдобинах. Ужас! Разогнать бы всю верхушку».
И это еще, видимо, он никогда не заходил во двор дома №128 по улице Урицкого, где живет мой внук. Туда он переехал почти двадцать лет назад, в 1996 году, но уже и тогда было трудно подъехать к подъезду на машине ввиду разбитого во дворе дома асфальтового покрытия, и с тех пор там никто ничего не делал, и вряд ли кто пытался «тщательно анализировать» сложившуюся ситуацию. Сегодня там невозможно подъехать не только на машине, но и во время сильного дождя к дому можно подойти лишь в резиновых сапогах. Вот они, реальные результаты словесной работы нынешних чиновников. А вся разрекламированная в свое время городская программа «Чистый город» свелась лишь к написанию на мусоровозах крупным шрифтом этих двух громких слов.
П.Н. ДОЛГИХ
г. Воронеж