Утром, 21 июня, в С.-Петербурге распорол я себе ботинок о битое стекло от пивных бутылок, разбросанных по асфальту. Случилось это в самом центре города, на Московском проспекте. Стал я с досады чертыхаться: кто это мусорит! Стоявший невдалеке дворник пояснил: ночью, говорит, «паруса» были, вот и осталось – это, мол, мы еще прибрались, а так совсем грязно было…
Праздник выпускников школ «Алые паруса» проводят в
С.-Петербурге ежегодно в конце июня. В целом нынешнее торжество прошло как обычно: концерт на Дворцовой площади и пиротехническое шоу в акватории Невы. Оркестр сыграл специально написанную для праздника мелодию, под которую небо буквально взорвалось залпами фейерверков. Огни разных цветов и калибров были везде: рассыпались в воздухе, текли с мостов, гремели у стен Петропавловской крепости. Под их бой и мелодию из фильма «Вам и не снилось» на Неве появился корабль с алыми парусами – символ мечты и надежды. За этой феерией наблюдали более 80 тысяч выпускников С.-Петербурга.
И все бы ничего, но кому-то из организаторов шоу пришло в голову напоить выпускников «бесплатным лимонадом». Дармового напитка было в прямом смысле хоть залейся: молодежи раздали 80 тонн лимонада и других шипучих напитков, задействовав 8 десятитонных МАЗов. В результате к утру центральные улицы С.-Петербурга оказались буквально залитыми липким лимонадом. Это сразу заметили не только случайные прохожие, которые с трудом отрывали подошвы от тротуаров, но и сами выпускники, охотно делившиеся своими впечатлениями в интернете. «Асфальт на всех центральных улицах такой липкий, как пол в квартире после пьянки», – написала участница «Алых парусов» Анастасия Кеплер в Твиттере.
Сами организаторы праздника утверждают, что решили раздавать подросткам лимонад, чтобы мероприятие было принципиально безалкогольным. Однако, по словам многих очевидцев, немалое количество вчерашних школьников во время праздника вели себя весьма неадекватно, словно бы употребляли не только газировку. В результате за ночь «Алых парусов» в «культурной столице» кроме залитого лимонадом асфальта была сломана секция ограды Александровского сада, пострадали 200 метров ограждения газонов, 10 квадратных метров цветников, вытоптаны пионы в сквере на Марсовом поле, в Александровском парке на Петроградской стороне сломаны стрелки цветочных часов…
24 июня, когда город подсчитал убытки от праздника, глава Комитета по благоустройству С.-Петербурга Владимир Абраменко пожаловался в комитет по культуре Смольного на то, что в ночь «Алых парусов» практически весь городской центр превратился в свалку, поскольку произошло «стихийное загрязнение городских территорий» в четырех центральных районах города. «Все улицы оказались залиты липкой жидкостью, урны завалены бутылками». Количество техники для мойки пришлось увеличить в два раза, а объем вывезенного из центра города мусора превысил плановый показатель в три раза. Кроме того, мусорных баков в городе оказалось явно недостаточно с учетом планов по бесплатному распространению лимонада. Суть негодования городских благоустроителей в том, что их никто не предупредил о планах по раздаче напитков, поэтому при уборке возникли сложности.
Но кто и кого мог предупредить об этом, если вскоре выяснилось, что за проведение «Алых парусов» в культурной столице по сути… никто не отвечает! Раздачей лимонада занималась частная компания по заказу производителя напитков, которые согласовали свою рекламную акцию только с полицией. В комитете по культуре чиновники заявили, что не занимаются организацией «Алых парусов», поэтому комментировать жалобы не могут. Строго говоря, проведением «Алых парусов» централизованно не занимается ни один из комитетов. Каждый, согласно постановлению правительства С.-Петербурга, выполняет свою малую функцию. Оргкомитет, состоящий из представителей комитетов, в ходе подготовки праздника заседал под председательством вице-губернатора Василия Кичеджи.
Между тем Кичеджи призвал не винить подведомственный ему комитет по культуре в том, что петербургским школьникам не хватает воспитания. «Этим должны заниматься все мы».
Увы, этот высокий слог мало что объясняет, поскольку «все мы» на деле означает – никто. Не потому ли в хаотичной концертной программе «Алых парусов» прозвучали такие сомнительные шлягеры, как «Одиночество – сволочь» в исполнении раскрашенной поп-дивы Слава. Наслушавшись подобных опусов, выпускники под утро разошлись с Дворцовой площади, прилипая и пошатываясь.
…Нет, мне не жалко распоротого ботинка. Мне больше жаль наших мальчишек и девчонок – вчерашних школьников, едва-едва распрощавшихся с партой. В столь романтическом возрасте, когда все должны быть счастливы по определению, когда помыслы должны быть светлыми, а надежды радужными, они встречают свои алые паруса, как день голубых беретов встречают отставные десантники, поливающие себя и прохожих пивом, а затем бьющие бутылки о свои головы, проверяя на прочность и то и другое.
Впрочем, у них еще все впереди, у наших мальчишек и девчонок. И пусть, несмотря ни на что, лучшего будет больше, а светлого и радужного чаще… Ведь именно эту мечту даруют «Алые паруса». Как говорит бессмертный герой Грина: «Я знаю, у всех мечты… Иначе нельзя».
Александр ДЕНИСОВ
Санкт-Петербург
Александр ДЕНИСОВ