**********
Оба «черных ящика» разбившегося малайзийского «боинга 777» найдены на месте крушения. Никаких сколько-нибудь достоверных данных о причинах катастрофы еще нет. К месту трагедии, что рядом с донецким селом Грабово, еще не прибыли эксперты и спасатели, но версии и обвинения уже сыплются как из рога изобилия.
Пока нет оснований исключать и техническую причину крушения. Но, похоже, она всерьез никем не рассматривается. Заявления первых лиц относительно сдержанные (за исключением Петра Порошенко, который автоматически обвинил ополченцев), но пресса и разного рода «источники» во властных структурах разных стран единодушны: три сотни пассажиров боинга стали жертвами чужой для них войны. Однако виновных называют разных.
Наиболее распространены три версии. Надо отметить, что использование подобных кровавых провокаций для развязывания войн вообще характерный почерк США (достаточно вспомнить самую масштабную из них 11 сентября 2001 года). Под предлогом защиты мирных граждан и борьбы с военными преступлениями только за последние полтора десятка лет уничтожено не одно государство, убиты сотни тысяч человек.
Первая. Малайзийский боинг сбила Украина – в целях провокации. Цель – обвинить в преступлении ополченцев и руководство Донецкой и Луганской народной республики, а также Россию. Добиться под этим предлогом активного вмешательства в конфликт НАТО и США, решить их руками задачу ликвидации донецкого сопротивления. Если же за провокацией стоит не только Киев, а США, то целью может являться и международная изоляция России, по-настоящему жесткие и всеобъемлющие санкции против нее.
По второй версии, самолет также сбила Украина, но не с далеко идущими намерениями, а по ошибке, из-за полного непрофессионализма нынешних вояк украинской армии.
Третья версия – самолет сбили ополченцы, приняв его за украинского налетчика.
В пользу первых двух версий говорят как техническая возможность украинских вооруженных сил и средств ПВО сбивать самолеты на крейсерской высоте, так и острая необходимость во внешней помощи, чтобы избежать разгрома южной армейской группировки. Под предлогом допуска в зону катастрофы следователей уже звучат требования (прежде всего к ДНР) прекратить боевые действия.
А советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк призвал США и НАТО помочь украинским военным в ведении спецоперации: «США должны немедленно предоставить нам современное высокоточное оружие и поддержать с воздуха, а НАТО начать наземную военную операцию по защите». И защищать Запад должен уже не «территориальную целостность Украины», но жизни своих граждан, которых, по официальной киевской версии, «убивают пророссийские террористы».
Теперь что касается технических средств. Сбить самолет, идущий на высоте более 10 км, можно оружием типа С-200, С-300, зенитным комплексом «Бук» или атаковать с воздуха. Все эти средства есть на вооружении украинской армии. О том, что в районе северо-западной окраины Донецка развернуты дивизионы 156-го зенитного ракетного полка ВС Украины с двадцатью семью пусковыми установками комплекса «Бук М1», стало известно как раз 17 июля – еще до крушения лайнера.
Есть основания предполагать, что малайзийский лайнер мог быть сбит и украинским военным самолетом. Так, работающий в украинском аэропорту Борисполь испанский авиадиспетчер, который вел малайзийский боинг, рассказал в своем Твиттере, что два украинских истребителя были замечены рядом с самолетом за несколько минут до того, как он исчез с радаров: «Когда боинг просто исчез с радаров, киевские власти сразу нам сообщили, что он разбился. Как они могли узнать это так быстро?» – задается вопросом Карлос.
«Так быстро узнать, что пропавший самолет потерпел крушение и именно сбит, невозможно, – заявил в телеинтервью телеканалу «Россия 1» летчик-испытатель Рубен Есаян. – Это говорит о том, что сбили сами, и теперь пытаются быстро из этой ситуации выйти».
«Очевидцы, наблюдавшие полет пассажирского самолета «боинг 777», видели атаку на него штурмовика ВВС Украины. После чего пассажирский самолет раскололся на две части в воздухе и упал на территории ДНР», – говорится в заявлении пресс-службы Луганской народной республики.
Но и при использовании «Бука», и при самолетной атаке действительно могла произойти ошибка. По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, вооруженные силы Украины деградировали 23 года, так что неудивительно, если военные действия невольно приводят к трагедиям. Он напомнил, что во время украинских учений в Крыму в октябре 2001 года запущенная ракета угодила в летевший из Тель-Авива в Новосибирск российский Ту-154. Признав де-факто случившееся устами тогдашнего президента Леонида Кучмы, де-юре Украина так и не взяла на себя ответственность за трагическую ошибку.
Впрочем, имеются и факты, которые могут свидетельствовать о подготовленной провокации. Примерно за час до крушения на украинских информационных ресурсах появилось сообщение, что «у сепаратистов появилось оружие, позволяющее сбивать самолеты на больших высотах». А ведь еще накануне министр обороны Украины утверждал, что потерянный военно-транспортный самолет Ан-26 сбила Россия, так как он летел на высоте 6 тысяч метров и был недостижим для ополченцев.
Между тем минобороны РФ зафиксировало работу украинской РЛС в день крушения малайзийского лайнера и вычислило населенные пункты Украины, откуда его могли сбить. Маршрут самолета и место его падения попадают в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности и трех батарей ЗРК средней дальности «Бук-М1».
Странным представляется экспертам и тот факт, что 15 и 16 июля самолет, выполнявший тот же рейс из Амстердама, пролетал над восточной Украиной по другому коридору – его путь не проходил над Донбассом. Роковой лайнер будто бы специально «заводили» в зону боевых действий.
«У украинских властей не было повода закрывать воздушное пространство – они же знают, какое вооружение есть у противника», – сказал в интервью Би-би-си председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалёв.
И вот тут главный камень преткновения третьей версии – о возможной вине ополченцев. Можно обнародовать в интернете множество роликов, где «сепаратисты обсуждают, как сбили самолет». Но если в таком ролике, (который подан как перехват СБУ) ополченцы говорят, что в боинг на крейсерской высоте попали казаки с блокпоста – едва ли не из подствольного гранатомета, то цена таким «свидетельствам» нулевая.
В конце июня появилась подтвержденная и украинской стороной информация, что ополченцам удалось захватить одну неисправную установку «Бук». В Сети публиковались и фотографии этой установки. Причем украинские военные утверждали, что починить ее «подручными средствами» невозможно.
«У ополченцев просто нет специалистов, которые могут применить эти комплексы. Кроме того, комплексы типа «Бук» должны обеспечиваться внешней системой целеуказания, то есть радиолокационными системами наблюдения. У ополченцев вообще нет радиолокационного поля. Таким образом, нельзя говорить о том, что ополченцы применили «Бук» и сбили самолет», – утверждает президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков.
В ночь на 18 июля генпрокурор Украины Виталий Ярема вообще дезавуировал прошлые заявления, сообщив, что ополченцы не захватывали ракетных установок – ни украинских «Буков», ни С-200 у них нет. Очевидно, таким образом украинское руководство хочет перевалить ответственность уже не на донецкое ополчение, а непосредственно на Россию.
Тем временем в районе падения самолета Малайзийских авиалиний вновь слышны взрывы. Неподалеку находятся курган Саур-Могила и КПП «Мариновка», возле которых несколько дней идут бои. Как заявил Игорь Стрелков, место падения самолета находится в тылу ополченцев, так что никаких гуманитарных коридоров не требуется – препятствовать комиссии по расследованию катастрофы никто не будет. Но и останавливать боевые действия против окруженной группировки противника нецелесообразно.
Самое же на нынешний момент главное – кто войдет в состав комиссии по расследованию, и на каких принципах она будет работать.
Межгосударственный авиационный комитет считает, что необходимо создать комиссию под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и передать этой международной комиссии бортовые регистраторы.
Если же расследование окажется в руках необъективных и ангажированных экспертов, не заинтересованных в выяснении истины, новые крупномасштабные конфликты на крови невинных станут страшной реальностью.
Один из голландских пассажиров боинга перед полетом решил «пошутить». Сфотографировав самолет, он выложил его изображение в интернет с подписью: «Если мы исчезнем, не забудьте, как наш лайнер выглядел». Это вроде бы намек на мартовскую трагедию с бесследным исчезновением точно такого же малайзийского боинга. Видимо, голландец был уверен, что «дважды в одну воронку не попадает». Во имя погибших очень важно, чтобы не исчезла правда о случившемся, а политические провокаторы не множили новые жертвы.
Павел СВИРИДОВ