На фоне широкомасштабных военных действий на Донбассе до последних дней практически вне общественного внимания оставалось резкое обострение ситуации в зоне армяно-азербайджанского противостояния. Однако в конце июля – начале августа эскалация конфликта набрала такие обороты, что регион оказался на грани настоящей войны. Число убитых и раненых военных пошло уже на десятки. Есть пострадавшие и среди мирных жителей.
Если в ближайшее время обстановку не удастся нормализовать, то вооруженный конфликт может вспыхнуть между армиями двух суверенных государств: Азербайджана и Армении (именно Армении, а не непризнанной Нагорно-Карабахской Республики).
Нарушения перемирия на границе Азербайджана и Нагорного Карабаха, а также обстрелы с азербайджанской стороны населенных пунктов непосредственно в Армении не редкость. Но число погибших только за последние три-четыре дня уже более 20. Диверсионные акции на территории противника стороны совершают практически еженощно. К границам с НКР и Арменией Баку перебрасывает дополнительные войска.
Так вечером 30 июля село Беркабер Тавушской области Армении подвергалось интенсивному обстрелу в течение 4 часов. По словам старосты села, жители привыкли к подобным инцидентам, но такого интенсивного обстрела еще не было никогда. Люди успели спрятаться. Но жилым домам и садам нанесен значительный ущерб. В течение следующих двух дней под удар попало соседнее село Барекамаван, по нему огонь велся из крупнокалиберного оружия. 2 августа мишенью стал приграничный армянский городок Чамбарак.
Однако наиболее опасное положение в районе Нагорного Карабаха. В ходе боев 31 июля здесь погибло, по разным данным, от 10 до 14 азербайджанских военных и трое военнослужащих армии НКР. С обеих сторон имеются многочисленные раненые. На следующий день азербайджанцы потеряли убитыми как минимум пять человек, армяне – двоих. В ночь на 3 августа боестолкновения вблизи Агдама продолжились.
Стороны обвиняют в провокации конфликта друг друга. Но даже в Азербайджане мало кто сомневается, что именно их армейские подразделения пытаются «идти в атаку». Этим, к слову, объясняется и разница в потерях – у атакующей стороны они обычно больше.
Но главное даже не в этом. В войне 1990-х годов армяне вышли победителями, Карабах остался за ними. Так что их полностью устраивает нынешний статус-кво «замороженного конфликта».
Что касается Азербайджана, то главная национальная идея, культивируемая в обществе в последние два десятилетия – освобождение «20% оккупированных территорий» и «азербайджанский флаг над Ханкенды» (так в Азербайджане называют столицу НКР – Степанакерт).
Характерный обмен мнениями состоялся между представителями ОБСЕ и Баку. «Мы очень обеспокоены ростом напряженности на линии соприкосновения войск», – заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта Джеймс Уорлик . «Почему Уорлик не призывает Армению вывести свои вооруженные силы с оккупированных территорий Азербайджана? Сопредседателям нужно постоянно напоминать, что статус-кво неприемлем и опасен», – парировал глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев.
Азербайджанцев уже много лет убеждают в том, что государство, благодаря мудрой политике президента Ильхама Алиева, создало сильную и боеспособную армию, что освобождение Карабаха – дело самого ближайшего будущего. А потому столь серьезные единовременные потери в последних боях (при минимальных со стороны армян) оказались очень болезненными для общества. Это проявилось даже в азербайджанской прессе, жестко подконтрольной властям и цензурируемой. Так что азербайджанское руководство, по сути, само загоняет себя в ловушку новых «решительных действий».
Надо отметить, что эскалация насилия в зоне армяно-азербайджанского конфликта не случайно совпала с гражданской войной на Украине. Очевидно, официальный Баку вполне устраивало, что и международному сообществу в целом, и России в частности не до действий Азербайджана. Более того, чем очевиднее было, что Россия не намерена вводить свои войска на Донбасс или каким-либо другим образом активно помогать ополченцам ДНР и ЛНР, тем агрессивнее становились эти действия Азербайджана.
Логика понятна: если Россия не помогает русским Донбасса, то велика ли вероятность, что она вмешается в противостояние между армянами и азербайджанцами? Если фактически безнаказанными остаются военные преступления, совершаемые против мирного населения Киевом, то почему теми же методами не может «восстановить свою территориальную целостность» Азербайджан?
Однако ДНР и ЛНР не являются субъектами международного права. Не признала их и Россия, а потому формально не имеет перед ними обязательств. Армения же член ОДКБ. И тут от формальных обязательств в случае негативного развития событий не открестишься. Собственно, Армения уже сейчас могла бы попросить защиты, так как удары наносятся и непосредственно по ее территории.
Важно учесть и еще одну особенность: помимо России и Армении, в ОДКБ входят Казахстан, Киргизия и Таджикистан – не слишком готовые портить отношения с Азербайджаном (хотя бы на почве общей религии). У еще одного члена договора, Белоруссии, серьезные долги перед Азербайджаном. К слову, значительная их часть образовалась, когда Россия объявляла Минску разного рода «энергетические войны», и тот вынужден был приобретать в кредит энергоресурсы у Азербайджана.
Теперь столь невнятная политика РФ на постсоветском пространстве заводит в тупик и российское руководство. Если РФ не выполнит своих обязательств, то станет понятно: ОДКБ – пропагандистская фикция Москвы, а не реальная организация. Очень серьезный удар будет нанесен и по Таможенному союзу. Как известно, Армения должна стать его полноправным членом с 1 января 2015 года. Ради этого власти Армении отказались от заключения договора об ассоциации между их страной и ЕС. Несмотря даже на серьезное давление со стороны Запада, а также собственной, не слишком многочисленной, но агрессивной оппозиции.
Если обязательства России будут нарушены, пророссийские настроения в армянском обществе резко пойдут на спад. Да и другие потенциальные союзники задумаются: а есть ли смысл в сотрудничестве с прячущейся в кусты Россией?
Давление на Армению на фоне активизации боевых действий на границе только усилилось – и напоминает уже шантаж. Так, в конце прошлой недели посольство США заявило, что санкции, введенные Америкой и ЕС против России, могут сказаться и на Армении, если она не откажется от сотрудничества с рядом российских компаний и структур.
Членство Республики Армения в Евразийском экономическом союзе исходит из интересов экономического развития и стратегических интересов страны и не может быть поставлено под сомнение, прокомментировал такие угрозы армянский министр иностранных дел Эдвард Налбандян. Но в случае начала войны твердости может и поубавиться.
Впрочем, и в случае исполнения обязательств РФ не уйти от сложностей – и не только из-за неизбежных новых санкций Запада, но и из-за вопросов внутри российского общества: почему армянам помогли, а русским Донбасса – нет?
Так что Россия крайне заинтересована добиться разрядки напряжения между Арменией и Азербайджаном, пока это еще возможно.
Армянский премьер Овик Абрамян сообщил, что 8–9 августа в Сочи ожидается встреча азербайджанского президента Ильхама Алиева и его армянского коллеги Сержа Саргсяна. Это дает определенную надежду на мирное урегулирование.
Екатерина Польгуева
Екатерина Польгуева