Досрочные выборы парламента для Украины не новость. Во времена президента Ющенко, когда нарастала политическая нестабильность, Раду уже распускали до истечения срока ее полномочий. Однако все прошлые кризисы кажутся незначительными на фоне нынешней украинской ситуации, когда в стране не прекращается гражданская война, на Донбассе провозглашены независимые Донецкая и Луганская народные республики, Крым после фактически единодушного волеизъявления граждан ушел в Россию.
По существу, на Украине продолжается распад государственных институтов. Так, правоохранительные органы устраняются от пресечения даже вопиющих преступлений. Более того, сами стали механизмом подавления любого инакомыслия.
Особенно тяжело приходится коммунистам. Вот лишь несколько примеров жестокого преследования членов КПУ. В сентябре в Днепродзержинске задержаны «за сепаратизм» первый секретарь Днепродзержинского горкома КПУ, кандидат в депутаты Верховной рады Сергей Ткаченко и депутат Баглейского районного совета Днепродзержинска от КПУ Денис Тимофеев. В августе СБУ задержал (опять-таки «за сепаратизм») первого секретаря Волновахского райкома КПУ Сергея Филиндаша. На блокпосту Нацгвардии (которая, напомним, является структурой МВД Украины) убит секретарь первичной партийной организации КПУ, депутат Кумачовского сельсовета Донецкой области Вячеслав Ковшун. Буквально на днях фашиствующие молодчики совершили нападение на агитаторов КПУ в Николаеве…
Фракция коммунистов в Верховной раде (набравшая на прошлых выборах 13%) распущена, сама партия находится под судом – ей грозит запрет. Разрушение советских памятников, разгромы офисов КПУ, нападения на агитаторов при бездеятельности милиции – это тоже способы запугать. Причем не только коммунистов, но и их сторонников: мол, сидите тихо, иначе бравые парни из какого-нибудь «Правого сектора» или «Азова» придут и к вам. Формально КПУ вроде бы может принимать участие в избирательной кампании. Но на самом деле ее возможности резко ограничены.
В таких условиях 26 октября пройдут выборы в Верховную раду.
225 депутатов будут избраны по партийным спискам, 21 – в одномандатных округах. Несмотря на то, что значительные территории Донбасса Киев не контролирует, украинские власти намерены организовать голосование в 11 районах Донецкой и четырех районах Луганской областей.
Порой кажется, что украинское общество не осознает всей тяжести положения. Ни продолжающееся кровопролитие, ни нарастающий экономический коллапс, похоже, так и не заставили граждан задуматься о причинах катастрофы. Напротив, столь острые социальные темы ушли на задний план нынешней избирательной кампании.
«Вот победим в войне, тогда поговорим и про горячую воду в Киеве, и про урезанные пенсии и зарплаты, и про отмененные льготы» – вскользь обещают представители действующей власти. А те, кто все же смеет поднимать эти проблемы, объявляются едва ли не предателями.
«Получается, что для власти вопросы войны куда важнее здоровья и жизни детей», – сказал лидер КПУ Петр Симоненко в связи со срывом правительством закупки лекарств и вакцинации.
Беда в том, что значительную часть украинского общества путем оголтелой пропаганды уже убедили в том, что вопросы войны – действительно на первом месте, что надо терпеть и мучиться ради иллюзорной «европейской интеграции» и совсем не иллюзорных миллиардов украинских олигархов, с которыми якобы боролся евромайдан. Все проблемы власти оправдывают войной, а контрдоводы оппозиции глушатся любыми способами, включая террор.
Очевидно, что досрочные выборы более всего выгодны президенту Петру Порошенко. По данным опросов, на данный момент «Блок Порошенко» может рассчитывать почти на 40% голосов. При этом критика в адрес президента нарастает. В настоящее время она более всего связана с продолжающейся войной: одни обвиняют его в мягкотелости и неспособности «прижать сепаратистов». Другие, напротив, считают, что он не в состоянии договориться с Москвой и тем самым остановить войну и экономический обвал. Боевые действия и впрямь продолжаются, гибнут украинские военнослужащие (гибель мирного населения Донбасса, похоже, значительную часть украинцев не беспокоит), на войну уходят колоссальные средства. А впереди зима, которая без договоренности о поставках российского газа не сулит миллионам граждан Украины ничего хорошего. Так что сейчас у Порошенко гораздо больше шансов получить послушную Верховную раду, чем несколькими месяцами позже.
Баллотируется в Раду и еще одна «партия власти», представленная действующим премьером Яценюком и спикером Турчновым, сбежавшими от своей былой соратницы Тимошенко. Правда, их «Народный фронт» может рассчитывать не более чем на 6%, как и «Батькивщина» самой Юлии Тимошенко.
А вот Радикальной партии Олега Ляшко, который прославился в последние месяцы не только исполнением матерных песенок, но и личным участием в карательных операциях и пытках несогласных, прогнозы дают около 11%.
Триумфаторы же прошлых парламентских выборов, состоявшихся ровно два года назад, оказались в аутсайдерах. Партия регионов, получившая тогда с учетом одномандатников абсолютное большинство, решила в предстоящих выборах и вовсе не участвовать. Действительно, даже самые благоприятные прогнозы не дают ей больше 2–3%.
Вторым, что называется, неофициальным победителем тогда стала неофашистская «Свобода» Олега Тягнибока, набравшая около 10% в целом по стране (в десять с лишним раз больше, чем на предыдущих выборах) и 16% в Киеве.
А вот, по нынешним опросам, «Свобода» не преодолевает 5%-ный барьер. И вовсе не потому, что «фашистских настроений на Украине нет», как уверяют «либералы» разных мастей. Скорее, такие настроения в результате массированной официальной пропаганды даже усилились. Но на их электоральном поле теперь появились и другие игроки. Самый успешный – уже упомянутый пыточных дел мастер Олег Ляшко. А есть еще и «Правый сектор» Дмитрия Яроша.
Два года назад в КПУ заявили, что в большую политику фашистов-свободовцев протащила тогдашняя власть. И впрямь «регионалы» всячески подыгрывали свободовцам. Например, с успехом на прошлых выборах Олега Тягнибока поздравил один из высокопоставленных функционеров Партии регионов Нестор Шуфрич. Логика такой поддержки была сколь проста, столь и порочна: мол, перед угрозой фашизма граждане объединятся даже вокруг обанкротившихся «регионалов» и Виктора Януковича.
Только коммунисты сразу прямо предупреждали, что любое заигрывание с фашистами грозит тяжелейшими последствиями. От этих предупреждений отмахивались: тягнибоковцы – маргиналы, подконтрольны и не опасны. Но теперь в маргиналах – еще год назад полновластная Партия регионов. А кандидат в депутаты Нестор Шуфрич на днях жестоко избит в Одессе. Теми самыми фашистами, которых он не так давно поздравлял.
Да, избирательные перспективы у партии Тягнибока не блестящи, но украинские неонацисты в целом после февральского переворота на Украине получили полное раздолье. Партии регионов фактически больше нет, но олигархи (в том числе и те, что поддерживали ранее «регионалов») лишь укрепились у власти.
Руками неофашистов олигархические структуры Украины по-прежнему решают собственные проблемы, а страна все больше погружается в кровавый хаос братоубийства и разрухи.
Год назад реализация предложений коммунистов о референдуме за интеграцию с ЕС или вхождение в Таможенный союз, о членстве Украины в НАТО, о федерализации страны могли предотвратить кризис. Ныне ситуация резко изменилась и нужны уже новые инициативы. Но даже их выдвижение, не говоря уже о реализации, в условиях жесткого давления на оппозицию сопряжена с серьезнейшими трудностями.
Украинская власть, вероятно, сделает все возможное, дабы результат КПУ оказался как можно хуже (сейчас официальная социология дает ей 3–4%). Тогда репрессии и запрет можно «оправдать» волей народа, который-де против коммунистов.
В любом случае необходимо думать о том, как Компартия Украины будет действовать вне парламента, без депутатских мандатов и полномочий, чего еще не было в ее истории последних двух десятилетий. А возможно, в условиях юридического запрета.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА