
Осенью 2001 г. я был на небольшой научной конференции в Лондоне и после конференции был приглашен в Брюссель на празднование 10-летнего юбилея партнерских отношений НАТО с Восточной Европой. Я прилетел в Брюссель, где меня встретил представитель НАТО, отвез в очень хорошую гостиницу, «Шератон», а утром на следующий день он заехал за мной и повез меня в штаб-квартиру НАТО, где я уже был один или два раза. Когда мы пришли туда и я попал непосредственно в здание, где проходило это торжественное мероприятие, меня встретил генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон. Он меня встретил, поприветствовал, а дальше пригласил ознакомиться со своеобразной выставкой: в одном из залов была стена со множеством экспонатов, посвященных деятельности организации, материалы о НАТО. Он меня повел по выставке, и мы остановились напротив одного участка, где крупными буквами было написано «Pride of NATO» («Гордость НАТО»). Когда Робертсон подвел меня к этому разделу, я увидел там просто список фамилий, и первым в списке был Жорес Алфёров. Оказалось, что я попал в «Гордость НАТО». Потом я стал смотреть и быстро понял, в чем дело. НАТО в 1990-е гг. проводила большое количество научных симпозиумов, посвященных различным аспектам развития науки и технологии, причем международных симпозиумов, в которых принимала участие и Россия.
90-е гг. были для нас очень трудные, в 1992 г., после гибели Советского Союза, после известных Беловежских соглашений, с началом гайдаровский реформ бюджет Физико-технического института им. Иоффе РАН, который я возглавлял в то время, упал в 20 раз. В пересчете на доллары он был 80 млн долларов, а стал 4 млн. Эта ситуация была бесконечно тяжелая, и институт выжил благодаря международному научному сотрудничеству, международным научным проектам. Я очень активно этим занялся, и действительно совместные научные проекты с американскими, немецкими, британскими, французскими учеными, с Южной Кореей, с Японией оказали нам огромную услугу – мы увеличили наш бюджет более чем вдвое. В это же время НАТО начала проводить международные симпозиумы, и председателем на некоторых из них был ваш покорный слуга. Так вот, этот раздел «Гордость НАТО» состоял из нобелевских лауреатов, которые были председателями таких научных симпозиумов. И я оказался на первом месте просто потому, что список был составлен в алфавитном порядке. Мы постояли, посмеялись с Робертсоном по этому поводу.
На заседании, на которое меня пригласили, должны были выступать лидеры восточноевропейских стран, потому что в 1991 г. было подписано соглашение о партнерстве между восточноевропейскими странами и НАТО. Здесь должен был выступать подписывавший это соглашение Шеварднадзе, один из тех, кто вообще-то развалил Советский Союз, должен был выступать бывший премьер-министр Польши, и меня как активного участника научного сотрудничества с Западом, в том числе участника этих проводившихся под эгидой НАТО симпозиумов, также попросили выступить. Шеварднадзе не приехал, а мы с бывшим польским премьер-министром Робертсоном и американским генералом, главнокомандующим американскими войсками в Европе, заняли место в президиуме.
Первым выступал польский премьер-министр, он говорил общие слова о том, как благотворно сотрудничество и как в целом успешно выполняются подписанные 10 лет назад соглашения. Затем они предоставили слово мне. Должен сказать, я не был предупрежден, что я буду основным докладчиком, поэтому я специально не готовился, но, выйдя на трибуну, я сказал им примерно следующее. «Что такое НАТО? Если мы расшифруем эту аббревиатуру, то это North Atlantic Treaty Organization, т.е. Организация Североатлантического договора. Когда была создана НАТО? Альянс был создан в 1949 г. Какова была цель создания НАТО? Цель создания НАТО – это борьба с Советским Союзом. Это военная организация западных стран против СССР. В ответ на этот альянс мы подписали Варшавский договор в 1956 году. Эти два блока, НАТО и Организация Варшавского договора, противостояли друг другу в военном отношении. Что произошло дальше? Советского Союза больше нет. Что из этого следует? Это значит, что военная организация, созданная для борьбы с Советским Союзом, должна быть распущена, если СССР перестал существовать».
«Вы, НАТО, – сказал я, обращаясь к слушателям, – созданы для борьбы с СССР, СССР больше нет – что с вами делать? Вас нужно ликвидировать. Я понимаю, что за это время вы здесь построили целый городок, и не только здесь, а во многих странах у вас работают тысячи людей, получают хорошую зарплату, и вам, конечно же, не хочется терять ни свои квартиры, ни свою зарплату, ни свою работу. Давайте снова вернемся к тому, что такое НАТО. North Atlantic Treaty Organization. Договор о создании организации североатлантических стран. Давайте посмотрим, какие страны, являющиеся членами НАТО, являются североатлантическими: Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Норвегия. Всё. Остальные страны могут быть атлантическими, как Франция, а другие, как, например, Германия, и атлантическими не являются. Североатлантическая страна – Россия: мы являемся североатлантической страной через Баренцево море. Так что если мы хотим сохранить Организацию североатлантических стран, то это должна быть организация, включающая США, Канаду, Норвегию, Великобританию и Россию. Вот первое, о чем мы должны договориться. Второе: какой должна быть НАТО? НАТО не должна быть военной организацией. Я прочитал, что я у вас «Гордость НАТО» – потому, что я был председателем двух или трех симпозиумов с участием российских ученых, посвященных развитию науки и новых технологий. Это прекрасная задача. Чтобы вы продолжали существовать и чтобы вы сохранили свою работу, свою зарплату и эти городки, НАТО должна полностью измениться. Вы должны стать не военной организацией, а активной организацией сотрудничества для развития науки и новых технологий. Если произойдет такое изменение структуры НАТО, она может стать долговременной организацией. И она должна состоять вот из этих пяти стран, которые являются лидерами превращения НАТО в невоенную организацию для развития современной науки и технологии на благо всего человечества».
Так я им сказал на праздновании юбилея НАТО – и что я услышал в ответ? В ответ была бурная овация. Они мне очень долго хлопали, потом американский генерал подошел ко мне (я-то говорил по-английски) и, что интересно, сказал по-русски: «Отлично, профессор».
Я думаю, что если бы в 2001 г. и последующие годы НАТО действительно перестала бы быть военной организацией и приняла мои предложения, то это действительно была бы долговременная организация, которая работала бы на благо всего человечества. А то, что НАТО сделала вместо этого, когда ее членами стали 28 стран, включая страны, которые раньше входили не только в Варшавский договор, а были просто частью Советского Союза, то это не та линия и не то поведение, которое ведет нашу планету действительно к мирному сотрудничеству и развитию. НАТО приняла ту политику и ту позицию, которая ведет к противостоянию, к увеличению военных расходов и на самом деле к уничтожению человечества. Пусть нынешние руководители НАТО, среди которых, между прочим, и бывший посол США в России, задумаются над всем тем, что я только что рассказал.
Жорес АЛФЁРОВ