Поздно вечером 26 февраля в Киеве жестко разогнали палаточный лагерь у здания Нацбанка Украины. Именно так: силы, пришедшие к власти с помощью майдана, сейчас стремятся на корню задушить любые неподконтрольные акции.
Палаточный городок у Национального банка возник накануне, после массовых протестов обманутых вкладчиков и ограбленных киевлян. На этой неделе гривна, которая за прошлый год и так обесценилась в два раза, стремительно обвалилась. Ее официальный курс упал с 21 гривны за доллар США до 28 гривен. Рыночный курс и того ниже – 32 гривны, 36 гривен. В некоторых обменниках, где иностранная валюта еще остается, доллар продают за 44 гривны и дороже.
Напомним, когда за первый месяц прошлого, 2014, года доллар вырос с 8 до 9 гривен, бушевавший в центре Киева евромайдан назвал такое ослабление нацвалюты «еще одним преступлением режима» – имелся в виду режим Януковича.
Однако по сравнению с нынешней катастрофой прошлогодние неприятности кажутся сущими мелочами. Падение гривны спровоцировало гиперинфляцию и ажиотажный спрос. В крупных магазинах украинских городов покупатели буквально сметают крупы, сахар, соль, макароны, растительное масло. Некоторые супермаркеты уже ограничивают отпуск продуктов в одни руки. Но их все равно скупают мешками: не приобретешь сегодня – завтра товар может оказаться вдвое дороже. В одном из магазинов Тернополя, где продавали крупы еще по прежним ценам, дело дошло до драки между покупателями. В Запорожье жалуются на дефицит.
Неудивительно, что в Киеве начались митинги с требованиями увольнения главы Национального банка Валерии Гонатеревой. Да и призывы отправить в отставку правительство Яценюка звучат все чаще. В особенно тяжелом положении оказались те, кто еще в домайданные времена взял кредит в иностранной валюте. Теперь этим людям нужно отдавать суммы в 3–4 раза большие, чем предполагалось. Естественно, такой возможности, особенно в условиях экономической разрухи, у них нет. Большинство этих кредитов взяты на приобретение жилья, так что тысячи граждан Украины рискуют остаться без крыши над головой. Они-то и устроили под стенами Нацбанка бессрочный митинг – «кредитный майдан».
Мэр Киева Виталий Кличко акцию не одобрил. Он заявил, что подобные митинги организуют провокаторы: ему непонятно, почему жители города требуют повысить зарплату и остановить девальвацию гривны. А вечером четверга к палаточному лагерю, где на тот момент оставалось несколько десятков человек, приехали два автобуса милиционеров – «для обеспечения работы коммунальных служб». Подкатили и бульдозер. Памятуя времена Януковича, когда майдановцев не трогали (даже когда те избивали правоохранителей), обитатели лагеря затянули гимн Украины. Вот тут-то милиция и пустила в ход спецсредства.
«Мы все падали, они били нас дубинками, мы только закрывали головы», – приводит слова одной из участниц майдана агентство «112 Украина». «Это было настоящее месиво. Подтверждаю, я там был в самом эпицентре. Били всех без разбора – женщин, пожилых людей», – свидетельствует киевлянин Павел Маркевич.
Как выразился один из милицейских начальников, обращаясь к протестующим: «Сразу предупреждаю: кто ударит нас – будем стрелять». В стране «победившего майдана», где по мирным жителям, городам и селам стреляют из танков и дальнобойной артиллерии, искать защиты вряд ли приходится. И совсем маловероятно, чтобы в ближайшее время в знак солидарности с избитыми в Киеве собрались десятки тысяч человек, как это было в декабре 2013-го, когда евромайдан только начинался.
Впрочем, в настоящее время со счетов нельзя сбрасывать фактор так называемых частных батальонов, которые, в отличие от ограбленных вкладчиков, вооружены и имеют боевой опыт. Боевики в последнее время проявляют серьезное недовольство властью. Так, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош выдвинул несколько требований: немедленно уволить министра внутренних дел Арсена Авакова и его грузинских заместителей, предоставить комбатам батальонов должности в минобороне, СНБО и штабе АТО, дать дополнительное оружие его людям.
Требования эти для украинской власти неприемлемые. А потому Аваков, опасаясь, чтобы вооруженные противники не объединились с гражданскими активистами, решил лично успокоить избитых «майданщиков». Он прибыл к разгромленному лагерю, извинился перед активистами, демонстративно уволил начальника Печерского райотдела милиции, а также попросил граждан, «не отрицая их права на протест, не дестабилизировать ситуацию».
Но какие бы слова ни произносились, главная цель достигнута: лагерь ликвидирован, недовольные разогнаны. Хотя горстка самых упорных продолжает находиться возле разгромленного лагеря, надеясь, что, как и во времена «кровавого диктатора Януковича», к ним подтянутся единомышленники для более массовой акции против теперь уже новой власти.
Павел СВИРИДОВ
Павел СВИРИДОВ