Вместо так называемого социального марша «Весна», который должен был пройти 1 марта на окраине Москвы, по самому центру столицы проследовало многотысячное шествие памяти убитого накануне Бориса Немцова.
Немцов являлся одним из организаторов так и не состоявшегося антикризисного марша. Особенно массовой акции не ожидали даже сами ее заявители. Хотя бы потому, что на тот же день в Москве были намечены еще два мероприятия с социальными требованиями: митинги коммунистов об отставке правительства и независимых профсоюзов – против губительных реформ здравоохранения и образования. К тому же на намечавшейся акции либералов, несмотря на ее название, лозунги преобладали отнюдь не социальные, а в основном связанные с поддержкой Украины «против российской агрессии».
Но все получилось иначе. После убийства Немцова организаторы социального марша посчитали неуместным ходить по задворкам Москвы с воздушными шариками. Они заявили о своих намерениях провести акцию на месте гибели политика. То есть практически у самых стен Кремля. И очевидно было, что от своих планов они не откажутся, даже если со стороны властей последует запрет.
Одной из главных версий причин убийства Бориса Немцова является попытка дестабилизировать ситуацию в России. Многотысячная несанкционированная (а значит непредсказуемая) акция, да еще в самом центре столицы, для таких целей очень подходит. А в том, что убийство одного из самых ярких лидеров либералов мобилизует их сторонников, а также тех, кто не разделяет политических взглядов погибшего, но возмущен случившимся актом насилия, – сомнений не было. Так что столичные власти мемориальный марш разрешили, тем самым возложив и на себя, и на его инициаторов ответственность за порядок и безопасность.
Меры безопасности, дабы предотвратить возможные провокации, были приняты беспрецедентные. И надо отметить, все стороны отнеслись к ним с пониманием. Сколько-нибудь серьезных эксцессов не произошло. По разным оценкам, от 20 до 50 тысяч человек с цветами и российскими флагами проследовали от Китай-города до Москворецкого моста, где произошло убийство. К счастью, подавляющее большинство, как участников шествия, так и правоохранителей вели себя сдержанно и достойно перед лицом трагедии. Прогнозы некоторых о беспорядках, начале «майдана» и даже кровопролитии, в которые может вылиться акция, не оправдались.
В шествии участвовали соратники Немцова по партии. На месте его гибели выступил сопредседатель «РПР-Парнас» Михаил Касьянов, заявивший, что «все демократические силы России продолжат борьбу за правду и свободу, которую вел Борис Немцов». Однако выступающих было немного и их речи мало кто слышал.
Идущие впереди колонны несли траурную ленту с надписью «Герои не умирают, эти пули в каждого из нас».
Лозунг украинских ультранационалистов «герои не умирают» выглядел несколько неуместно. К тому же Борис Ефимович Немцов особым героизмом не отметился, а о его «подвигах» в роли нижегородского губернатора и вице-премьера российского правительства в 1990-е годы не любят вспоминать сегодня и ярые сторонники. Впрочем, куда более странно выглядела на такой акции группа анархистов с портретом Нестора Махно или требования немедленно освободить Надежду Савченко – гражданку Украины, подозреваемую в соучастии в убийствах российских журналистов на Донбассе. Нашлись и те, кто попытался сорвать георгиевскую ленточку со стрингера, освещавшего мероприятие, назвав его «колорадом». Но такие были в абсолютном меньшинстве.
Зато на мемориальный марш прибыл депутат парламента Украины Алексей Гончаренко. Тот самый, что принимал активное участие в расправах в одесском Доме профсоюзов, собственноручно выворачивал карманы жертвам и выкладывал фотографии убитых и сожженных людей в интернете. В России по факту этих событий заведено уголовное дело.
Гончаренко задержали перед началом акции, как сообщалось, за «невыполнение законного требования сотрудников полиции». Некоторые ожидали, что он будет хотя бы допрошен и по уголовному делу. Но у депутата Верховной рады имеется дипломатический статус, а, значит, для российской юриспруденции он неприкосновенен. В тот же день Гончаренко выпустили из отделения. Московская полиция не имеет претензий к Гончаренко, он может беспрепятственно покинуть территорию России, сообщили в понедельник в пресс-службе столичного ГУМВД.
В других городах России загодя планировавшиеся антикризисные марши также переформатировали в акции памяти Бориса Немцова. Наиболее массовый (около 6 тыс. человек) состоялся в Петербурге. В Оренбурге, Воронеже, Казани, Нижнем Новгороде акции были немногочисленные: от 50 до 300 человек. Даже там, где они не были санкционированы, полиция не чинила препятствий собравшимся. А в Нижнем сотни горожан по-своему отдали дань памяти бывшему губернатору, просто возложив цветы к его фотографии на Театральной площади.
Последние полтора года Борис Немцов являлся депутатом Ярославского областного заксобрания. Так что здесь горожане несли цветы к зданию облдумы. Сюда же пришли большинство известных ярославских политиков, как оппозиционных, так и провластных, чтобы почтить память коллеги.
– Я никогда не поддерживала позицию Немцова, особенно в вопросах отношений с Украиной, но не могла сегодня не прийти сюда, – говорит одна из рядовых жительниц Ярославля. – То, что произошло, ужасная трагедия.
С такой позицией согласны многие: заказное убийство известного политика в самом сердце столицы никак не свидетельствует о здоровье общества.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Екатерина Польгуева